Патент на изобретение №2205117
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к аварийно-спасательной технике. Устройство для ликвидации чрезвычайных ситуаций содержит высокопроходимое шасси 1 автомобиля, кабину управления 2, поворотную платформу с установленным на ней авиационным двигателем и устройством 4 для перемещения последнего в вертикальной и горизонтальной плоскостях, батарею баллонов 5, ствол-пробойник и порошковую систему. Батарея баллонов связана с устройством для подачи газообразного азота от батареи баллонов в струю авиационного двигателя. Ствол-пробойник выполнен со сменными наконечниками с возможностью подачи газообразного потока, охлажденного до температур (-20) – (-50)oС в зону чрезвычайной ситуации. Устройство снабжено подвижными гидроопорами, обеспечивающими устойчивость перемещения автомобиля вокруг объекта и устройством для подачи отработанных газов автомобиля. Изобретение повышает эффективность. 10 ил. Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, обеспечивающей безопасность эксплуатации установок и систем на добывающих, перерабатывающих предприятиях нефти и газа, на складах ГСМ и боеприпасов, аэродромах, на сливоналивных эстакадах горючих жидкостей, на трубопроводных системах со взрыво- и пожароопасными газами и жидкостями и касается устройства аварийно-спасательного автомобиля, предназначенного для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) на перечисленных и других объектах. Известны аварийные автомобили, содержащие установленные на различных шасси агрегаты, обеспечивающие разрезы и уборку отдельных узлов и агрегатов машин, и механизмов, на которых возникли ЧС, тем самым создавая предпосылки их ликвидации, а также обеспечивая эвакуацию людей. Также известны пожарные машины различных марок и модификаций, предназначенные для тушения пожаров и загораний за счет подачи воды, пен, порошка, аэрозолей и т.п. Одно из устройств посвящено решению узкой и конкретной задачи – устройству для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме, суть которого сводится к тушению пожаров методом воздействия газовых струй (см. а.с. 1724275). Недостатками изложенных средств являются их узкая специализация: аварийных автомобилей – для ликвидации последствий аварийных ситуаций, а пожарных машин – для тушения пожаров. К тому же компановка, набор инструмента и оборудования на них не позволяет ликвидировать целый ряд ЧС (например, предотвращать последствия истекающих струй горючих жидкостей и газов, устранять загазованность помещений, тушить сложные пожары одновременно горящих различных веществ и материалов: магния и сплавов, установок, находящихся под напряжением, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей и т.п.) и их последствия самостоятельно. Целями данного изобретения (устройства) являются: повышение эффективности ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасение людей из опасных зон и объектов путем подачи высокоскоростных (сухих) лакально направленных (охлажденных) струй газов, порошка, а также использования аварийно-спасательного инструмента типа “Эконт”. Эти цели достигаются за счет включения в работу в ходе следования автомобиля авиационного двигателя, выдвижения гидроопор, обеспечивающих устойчивость автомобиля, перемещения вокруг объекта и комбинированной подачи охлажденных высокоскорострых (сухих) газовых струй от авиадвигателя, а воздуха или азота от батареи баллонов, порошка от специальной установки, отработанных газов автомобиля с помощью разработанного устройства и снижения концентрации кислорода в отработанных газах турбореактивного двигателя (ТРД) за счет подачи газообразного азота от баллонной установки через специальное устройство и применения аварийно-спасательного инструмента типа “Эконт”. В отличие от известных технических средств предлагаемое устройство – многофункциональный аварийно-спасательный автомобиль способен, при использовании высокоскоростных (сухих) газовых струй турбореактивного двигателя, азота или воздуха, находящихся в баллонах, на следующее. 1. Удалять непреднамеренно разлившиеся горючие и легковоспламеняющиеся жидкости с покрытий складов ГСМ, аэродромов, предприятий переработки и добычи нефти при их розливе. 2. Ликвидировать аварии, связанные с истекающими из емкостей и трубопроводов горючими жидкостями и газами. 3. Предотвращать аварии, связанные с созданием взрыво- и пожароопасных концентраций при механическом повреждении емкостей и трубопроводов с агрессивными и химически вредными для человека жидкостями и газами на открытых эстакадах и транзитных трубопроводных системах. 4. Обеспечивать удаление агрессивных и химически вредных жидкостей, а также газов из помещений, подвалов и других закрытых объектов. 5. Охлаждать и ликвидировать предпосылки ЧС в труднодоступных местах: под обшивками агрегатов, машин и механизмов при работе их в аварийных режимах. 6. Предотвращать несанкционированные властью незаконные действия людей (например, во время митингов и демонстраций и т.п.) путем воздействия отработанных газов ТРД, работающего на малых оборотах, создавая искусственный ветер. 7. Обеспечивать ликвидацию ЧС (охлаждать системы) на установках, находящихся под напряжением – в электрораспределительных устройствах, на телебашнях, а также на других аналогичных объектах. 8. Создавать коридоры безопасности для эвакуации людей из зданий и сооружений, из самолетов, танков и других объектов, на которых создалась ЧС. 9. Обеспечивать безопасную работу сотрудников аварийных служб под прикрытием газовой струи ТРД. 10. Тушить пожары и загорания различной степени сложности: фонтанирующих скважин нефти и газа, на нефтеперерабатывающих и добывающих предприятиях, на аэродромах, на складах ГСМ и боеприпасов, на атомных и обычных электростанциях, морских и речных судах, в лесах, создавая коридоры безопасности за счет подачи струй ТРД вдоль дорог, разлившихся и истекающих струй горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. При использовании отработанных газов, подаваемых через специальное устройство от двигателя аварийно-спасательного автомобиля: – разбавлять взрыво- и пожароопасные концентрации горючих и легковоспламеняющихся жидкостей до неопасных пределов; – ликвидировать ЧС в ограниченных пространствах и труднодоступных местах; – удалять и предупреждать аварии, связанные с разливом горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; – тушить небольшие по площади пожары и загорания как вблизи, так и на самом автомобиле. От порошковой 2-х баллонной установки: – ликвидировать пожары и загорания на установках, открытых площадках, на складах ГСМ и на других объектах, когда по каким-то причинам не смогли их ликвидировать с использованием отмеченных выше устройств. На чертеже на фиг. 1 представлено устройство для ликвидации ЧС, общий вид; на фиг. 2 – устройство для подачи инертного газа в струю авиационного двигателя; на фиг.3 – сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 – узел I на фиг.3; на фиг. 5 и 6 – ствол-труба для подачи азота; на фиг.7 – зоны влияния потока газа в процессе тушения; на фиг.8 – ствол-труба со сменным наконечником; на фиг.9 – узел А на фиг.8; на фиг.10 – специальный шланг для тушения. Устройство содержит шасси 1 автомобиля “КАМАЗ”, кабину управления 2, гидравлические опоры 3, поворотную опору с установленным на ней авиадвигателем 4 и устройство 5 для его перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, батарею воздушных или азотных баллонов 6, универсальный гидравлический аварийно-спасательный инструмент 7 типа “Эконт”, специальный ствол 8 со съемными наконечниками 9 и устройствами для пробивания конструкций и подачи охлажденных до (-20) – (-50)oС газовых струй азота или воздуха непосредственно в эпицентр ЧС, устройство 10 подачи отработанных газов непосредственно от автомобиля, два баллона 11 с порошком емкостью по 40 л каждый, устройство 12 для подачи газообразного азота (воздух) от батареи баллонов в струю авиационного двигателя для снижения концентрации кислорода в струе газов от ТРД. Устройство – аварийно-спасательный автомобиль работает таким образом. По поступлению сигнала о ЧС водитель автомобиля включает двигатель и выезжает к месту ЧС. Оператор в ходе движения автомобиля запускает авиадвигатель и к моменту прибытия на место вызова, передвигаясь на малый скорости вокруг объекта, оператор доводит работу авиадвигателя до 60-70% от своей мощности, предварительно выпустив в стороны подвижные гидроопоры, включив систему подачи азота в струю отработанных газов ТРД, приступают к ликвидации ЧС. Для удаления проливов горючих жидкостей газовые потоки от авиадвигателя и от воздушных (азотных) систем направляются в основание и воздействуют до полного высушивания площадей розлива. Потоки газов направляют в сторону, противоположную размещению пожаро- и взрывоопасных объектов. С целью охлаждения нагретых деталей и механизмов техники и т.п., а также обдува установок, цистерн, емкостей автомобиль устанавливают на расстоянии 12-15 м от них и на малых оборотах авиадвигателя направляют поток отработанных газов в место возникновения ЧС, предотвращая нежелательные последствия ЧС. При использовании струй воздуха (азота) для охлаждения места возникновения ЧС быстрыми движениями ствола-трубы по кругу или слева направо снижают температуру до безопасной, подавая газы непрерывно или в зависимости от обстановки импульсно, чередуя подачу газов через 1-2 с. Для создания коридоров безопасности и эвакуации людей из мест их скопления поток газов от авиадвигателя направляют в дверные проемы и другие места выхода людей, при этом скоростной напор газов не должен превышать оптимальной нормы (15-20% от мощности авиадвигателя), расстояние установки автомобиля не должно быть ближе 10 м от объекта, из которого эвакуируют людей. С помощью автомобиля также возможна работа сотрудников аварийных служб под прикрытием газовых сухих струй авиадвигателя. Безопасные расстояния установки автомобиля те же, что и при работе его для создания коридоров безопасности при эвакуации людей, например, из помещений, зданий, самолетов и т. п. Мощность работы ТРД должна быть в пределах 15-20% от мощности авиадвигателя. Наряду с изложенным с помощью автомобиля возможно тушение как обычных, так и сложных пожаров, например, разлившихся горючих жидкостей. При этом автомобиль устанавливается на расстоянии 8-10 м от объекта пожара, а газовую струю от авиадвигателя направляют в основании площади горения. По мере тушения автомобиль передвигается в направлении тушения до полного его прекращения. Возможны движения автомобиля по двум схемам: по кругу вокруг объекта и вдоль объекта по прямой линии. Это зависит от обстановки на пожаре и других причин. Окончательное решение принимает руководитель тушения пожара. При тушении пожара на трубопроводной обвязке сливоналивной эстакады газовую струю авиадвигателя направляют снизу-вверх и слева-направо до полной его ликвидации. При этом безопасное расстояние установки автомобиля равно 12-15 м от объекта пожара. Режим работы авиадвигателя 60-70% oт своей мощности. В случае тушения пожара на ж.д. цистернах с нефтепродуктами газовую струю от авиадвигателя, как правило, направляют перпендикулярно оси симметрии ж.д. путей с цистернами, затем перемещают ее снизу-вверх, а при необходимости и слева-направо – до полной ликвидации пожара. Для большего эффекта тушения пожара рекомендуется осуществлять тушение в движении автомобиля – вдоль ж.д. путей на безопасном расстоянии (12-15 м). В начале тушения пожара он ликвидируется снаружи за счет работы авиадвигателя, затем направляют газовые струи азота (воздуха) от баллонной установки через ствол-пробойник непосредственно в зону ЧС. Движения стволом осуществляют по кругу. Охлажденный до минусовых температур (-20) – (-50)oС газовый поток интенсивно понижает температуру в зоне, а высокие скорости его подачи способствуют быстрой ликвидации аварийной ситуации – пожара или загорания внутри объекта, например самолета. Весьма эффективно тушение загораний в выхлопном сопле двигателя самолета газовыми струями азота или воздуха. Движение ствола-пробойника при этом осуществляется по конфигурации сопла, т.е. по кругу. Пожарный (оператор) в процессе тушения должен находиться в стороне от сопла и применять ствол изогнутой конструкции. С целью повышения эффективности пожаротушения в струю ТРД подают инертный газ – азот от баллонной установки. Это приводит к флегматизации пожара за счет резкого снижения кислорода в зоне горения, что значительно ускоряет процесс тушения. Для тушения небольших по площади загораний и предпосылок их возникновения успешно применяется устройство подачи отработанных газов непосредственно от автомобиля (см. чертеже). Баллоны с порошком применяются при тушении пожаров в том случае, когда по каким-то причинам не смогли ликвидировать очаги с помощью высокоскоростных газовых струй. Для этого оператор открывает вентиль баллонов, берет ствол подачи порошка и приступает к тушению, подавая огнетушащее вещество по схеме от периферии к центру (очаговому) конуса пожара. Комплект аварийно-спасательного инструмента типа “Эконт” обеспечивает проведение целого комплекса работ: разборку конструкций, пробивку отверстий в конструкциях, а также целый ряд других операций по созданию предпосылок спасения людей из зоны ЧС. Способность автомобиля ликвидировать предпосылки, а также непосредственно чрезвычайные ситуации, в том числе и пожары, впервые в мировой практике позволяет отнести это средство к многофункциональным и высокоэффективным аварийно-спасательным средствам. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.05.2005
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 27.10.2006 БИ: 30/2006
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.05.2007
Извещение опубликовано: 27.07.2008 БИ: 21/2008
|
||||||||||||||||||||||||||