Патент на изобретение №2205049

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2205049 (13) C2
(51) МПК 7
A63F1/00, A63F3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001114921/12, 04.06.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.06.2001

(45) Опубликовано: 27.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1140806 А, 23.02.1985. WO 96/17662 A1, 13.06.1996. US 5601288 А, 11.02.1997. US 5377992 А, 03.01.1995. US 1558690 А, 27.10.1925. RU 2129035 С1, 20.04.1999. RU 2137521 C1, 20.09.1999. RU 92010838 А, 10.02.1996.

Адрес для переписки:

141560, Московская обл., Солнечногорский р-н, п/о Алабушево, ул. Линейная, 5, кв.5, С.Л.Панфилову

(71) Заявитель(и):

Панфилов Сергей Леонидович

(72) Автор(ы):

Панфилов С.Л.

(73) Патентообладатель(и):

Панфилов Сергей Леонидович

(54) ИГРА С ЧИСЛАМИ


(57) Реферат:

Игра с числами относится к настольным играм и может быть использована при обучении математике. Игра с числами содержит по меньшей мере один комплект карточек с нанесенными числами от 0 до 99 в каждом комплекте так, что каждое число нанесено на одну карточку дважды в прямом и перевернутом положении. Карточки каждого комплекта имеют внешние отличия от карточек остальных комплектов, а каждый комплект включает группы карточек, имеющие соответствующие каждой группе обозначения, с равным количеством карточек, равной суммой чисел, нанесенных на карточки, и пропорциональным количеством цифр, составляющих числа в каждой группе. Игра снабжена игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карточек, составляющие десять вертикальных и десять горизонтальных рядов клеток, имеющих числовую нотацию от 0 до 9 по краям игрового поля. Изобретение расширяет игровые возможности настольных математических игр. 4 з.п.ф-лы, 2 табл., 12 ил.


Изобретение относится к играм.

Известна игра с числами, содержащая комплект карточек с числами и игровое поле, на клетки которого нанесены числа, соответствующие числам на карточках /патент США 4302015, 24.11.1981/.

Также известна игра, содержащая игровые элементы в виде чисел и игровое поле, на клетки которого числа нанесены так, что десять вертикальных и десять горизонтальных рядов клеток отвечают десяткам и единицам чисел /авторское свидетельство СССР 1140806, 23.02.1985/.

Игровые элементы в этих играх выкладываются на клетки игрового поля в соответствии с математическими действиями или выкладываются фишки в соответствии с числами на карточках и числами на клетках. При этом игроки обладают равными комплектами игровых элементов или фишками разного цвета.

Недостатком подобных игр являются малые игровые возможности и то, что числа на карточки нанесены только в прямом положении и при нахождении игроков друг напротив друга не удобны для считывания игроками. А также недостатком является использование фишек.

Известен комплект прямоугольных карточек, в котором используются карточки с числами, нанесенными так, что каждое число нанесено на одну карточку дважды в прямом и перевернутом положении относительно линии, разделяющей карточку на смежные половины /PCT WО 96/17662, 13.06.1996/.

Недостатком является то, что карточки применяются в сочетании с нечисловыми карточками и не являются в строгом смысле игрой с числами.

Сущность изобретения заключается в создании таких комплектов, карточки которых, а также пропорционально распределенные группы карточек которых, игроки могли бы располагать на клетках игрового поля, находясь друг напротив друга по разные стороны игрового поля, различая карточки на свои и чужие и имея равные шансы на выигрыш.

Сущность изобретения достигается тем, что каждое число нанесено на одну карточку дважды в прямом и перевернутом положении. При этом игра содержит один, два или более комплектов карточек, имеющих внешние отличия между комплектами, с числами от 0 до 99 в каждом комплекте, и игровое поле, разделенное линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карточек, составляющие десять вертикальных и десять горизонтальных рядов клеток с числовой нотацией от 0 до 9 по краям игрового поля.

Каждый комплект включает группы карточек, имеющие соответствующие каждой группе обозначения, с равным количеством карточек, равной суммой чисел, нанесенных на карточки, и пропорциональным количеством цифр, составляющих числа в каждой группе. При этом на карточки нанесены ориентирующие обозначения для ориентации карточек на игровом поле.

К комплектам могут быть добавлены карточки, на которых не нанесено чисел. Клетки игрового поля могут иметь чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения для удобного перемещения карточек по диагоналям игрового поля, и, кроме того, на игровое поле могут быть нанесены дополнительная линейная разметка и/или цветовое окрашивание клеток для удобного расположения карточек в начальных игровых позициях.

На фиг.1 показана лицевая сторона карточек из разных комплектов; на фиг. 2 – вид двух клеток игрового поля; на фиг.3 – вид игрового поля; на фиг.4, 5, 7, 8, 9, 10, 11 – начальные игровые позиции карточек на игровом поле; на фиг. 6 – оборотные стороны различных карточек; на фиг.12 – расположение разыгрываемых карточек на участке игрового поля.

Оптимально игра содержит два комплекта карточек с нанесенными числами от 0 до 99, что дает 100 карточек в каждом комплекте.

Числа 1 нанесены на каждую карточку /фиг.1/ в прямом и перевернутом положении относительно линии 2, разделяющей карточку на смежные половины. Внешние отличия между карточками 3 и 4, принадлежащими к разным комплектам, заключаются в разных размерах карточек, а также в том, что по периметру карточки 4 нанесена темная рамка 5, что, кроме того, удобно при наложении карточек 4 на карточки 3 в ходе игры. Ориентирующие обозначения нанесены на карточки в виде ориентирующих стрелок 6 в центральных кружках 7.

Комплекты карточек могут иметь одинаковые размеры. Внешние отличия между комплектами карточек могут быть выражены различными графическими обозначениями. На оборотной стороне карточек может быть нанесена отличающая комплекты друг от друга тонированная цветовая рубашка.

Вид клеток игрового поля показан на фиг.2. Линейная разметка 8 образует аналогичную форме карточек прямоугольную форму клеток при том, что оптимальной формой клеток и карточек является прямоугольник с отношением сторон 1:2. Чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения нанесены на клетки игрового поля в виде темных зон 9, имеющихся на темных клетках 10 и отсутствующих на светлых клетках 11. Размеры клеток игрового поля несколько больше размеров самых больших карточек. Размеры темных зон едва меньше размеров самых маленьких карточек. Разница в размерах между линейной разметкой клеток, темными зонами и карточками позволяет наиболее удобно проводить игры.

Игровое поле показано на фиг.3. Числовая нотация 12 нанесена по краям игрового поля числами от 0 до 9. Для каждой клетки игрового поля таким образом подразумевается соответствующее число, составленное из цифры горизонтального ряда, указывающей десятки, и цифры вертикального ряда, указывающей единицы.

Для проведения игры могут быть выбраны карточки, например, с числами от 0 до 19 из одного комплекта и аналогичные карточки из второго комплекта, которые располагаются на игровом поле в начальных игровых позициях допустим так, как показано на фиг.4, на которой числа, нанесенные на карточки, показаны числами 13 в рамках схематических клеток игрового поля.

Для игры может использоваться различное количество карточек из состава комплектов. Если допустим используется по 30 карточек из каждого комплекта с числами от 0 до 29, то в начальных игровых позициях они займут по три противоположных горизонтальных ряда клеток. Если используется по 16 карточек с числами от 0 до 15, то в начальных игровых позициях их следует располагать допустим так, как показано на фиг.5. То есть два вертикальных ряда клеток игрового поля в этом случае в игре не используется и могут быть закрыты перевернутыми оборотными сторонами наружу неиспользуемыми карточками. Также в игре могут не использоваться крайние горизонтальные ряды клеток для уменьшения количества клеток между карточками противников. Используемые в игре клетки могут быть обозначены дополнительной линейной разметкой так, как это показано на фиг.3, а именно, более тонкими линиями 14, параллельными линиям основной линейной разметки. Не используемые в игре клетки могут иметь тонированное цветовое окрашивание.

Две группы с равным количеством карточек, равной суммой чисел и пропорциональным количеством цифр, составляющих числа в каждой группе /пропорциональной группе/, которые включают комплекты, являются такими (см. табл.1 в конце описания).

Для соблюдения равенства и пропорции в игре должно использоваться кратное двум количество карточек в каждой группе, то есть для игры могут быть взяты допустим 20, 18, 16 или иное кратное двум количество карточек из каждой группы. Например, при 20 карточках сумма чисел в группах равна 390, а также количество цифр, составляющих числа в группах, пропорционально. Каждая группа имеет два ноля, семь единиц, семь двоек, семь троек, две четверки, две пятерки, две шестерки, две семерки, две восьмерки и две девятки.

Пропорциональные группы обозначены на оборотной стороне карточек крестиками 15 /фиг.6/, имеющимися на оборотной стороне карточек одной группы и отсутствующими на оборотной стороне карточек второй группы. Если комплект карточек включает одновременно несколько пропорциональных групп, то в дополнение к крестикам аналогичным образом группы могут быть обозначены кружками 16 /фиг.6/. В зависимости от количества групп на оборотные стороны может быть нанесено необходимое количество различных обозначений. Группы могут быть одновременно обозначены на лицевой стороне карточек при помощи цветового окрашивания зон, ограниченных центральными кружками 7 /фиг.1/. Окрашивание должно быть тонированным так, чтобы ориентирующие стрелки были видны. Если комплект карточек включает несколько пропорциональных групп, то отличение при помощи цвета может быть применено только к каким-либо двум группам при том, что остальные группы отличаются в процессе игры при помощи ориентирующих обозначений.

То есть тонированная цветовая рубашка на оборотной стороне может отличать друг от друга комплекты карточек, а тонированное цветовое окрашивание на лицевой стороне отличать друг от друга пропорциональные группы в составе каждого комплекта при том, что на оборотные стороны, кроме того, нанесены обозначения, соответствующие пропорциональным группам, а на лицевые – ориентирующие обозначения.

Принципы распределения комплектов карточек на пропорциональные группы могут быть разными. Другие два распределения, которые также могут быть применены в комплектах, являются такими (см. табл.2 в конце описания).

В последнем распределении для соблюдения равенства и пропорции в игре должно использоваться кратное четырем количество карточек из каждой группы. Числа из групп для игры должны набираться последовательно, начиная с 0 и с 1.

Начальные игровые позиции для 20 карточек в каждой группе показаны на фиг.7. Начальные игровые позиции для 16 карточек в каждой группе показаны на фиг.8. Начальные игровые позиции могут иметь различные варианты.

При 16 карточках в каждой группе сумма чисел в группах равна 248. И первая и вторая группы имеют по два ноля и по семь единиц; первая группа имеет шесть двоек, а вторая – семь двоек, но во второй – две тройки, а в первой – три тройки; в первой группе по две четверки, семерки, восьмерки и по одной пятерке, шестерке, девятке, но во второй группе по одной четверке, семерке, восьмерке и по две пятерки, шестерки, девятки; то есть группы содержат пропорциональное количество цифр, составляющих числа.

Перед началом игры карточки раздаются игрокам в зависимости от обозначений на оборотной стороне и в зависимости от количества карточек, выбранных для игры, и располагаются на поле в начальных игровых позициях, направляясь ориентирующими стрелками на карточки противника.

Правила игры заключаются в том, что карточки перемещают по клеткам игрового поля и бьют ими друг друга. Оптимальным расстоянием перемещения карточки за один ход является любая соседняя клетка по вертикали, горизонтали и диагонали. Карточки бьются наложением и побитые карточки снимаются с игрового поля при том, что карточки с большими числами могут бить карточки с меньшими числами, и при том, что карточки, имеющие числа с одинаковыми цифрами, могут бить друг друга. Так допустим карточка с числом 7 может побить карточку с числом 17, но не может побить карточку с числом 9, а карточка с числом 9 может побить карточку с числом 7, но не может побить карточку с числом 17. Карточка с числом 17 может побить и карточку с числом 7, и карточку с числом 9.

При этом каждая карточка имеет определенную силу, то есть каждая карточка может побить определенное количество карточек противника. При расположении карточек в начальных игровых позициях учитываются силы карточек, а также противостояние одинаковых цифр в пределах игрового поля.

Цель игры может заключаться в проведении хотя бы одной своей карточки на зачетные крайние горизонтали игрового поля при том, что в этом случае карточки в начальных игровых позициях должны располагаться так, чтобы в тылу оставался свободный горизонтальный ряд клеток. Или цель игры может заключаться в наборе определенного количества очков, то есть определенной суммы чисел на побитых каждым игроком карточках. Либо некоторые карточки могут быть перевернуты на игровом поле оборотными сторонами наружу, отличаясь для игроков обозначениями на оборотной стороне, и цель игры может заключаться в побитии таких зачетных карточек при том, что их могут бить любые карточки независимо от чисел. В начальных игровых позициях, показанных на фиг.7 и 8, перевернуты могут быть карточки с числами 12 и 21. При этом суммарные силы карточек, имеющиеся у противников, меняются несущественно. Тот, чья суммарная сила меньше, должен иметь право первого хода.

Кроме того, комплекты могут включать пропорциональные группы обратных чисел, то есть таких чисел, как допустим 14 и 41. Пропорциональные группы обратных чисел также имеют соответствующие каждой группе обозначения на оборотной стороне, а также возможное цветовое окрашивание на лицевой стороне карточек.

Две группы карточек с обратными числами, имеющие по 15 карточек каждая, в начальных игровых позициях показаны на фиг.9. Две группы карточек с обратными числами, имеющие по 19 карточек каждая, показаны на фиг.10. Пустые клетки игрового поля 17 в данных начальных игровых позициях предназначены для расположения на них карточек, на которых не нанесено чисел, выполняющих в игре роль зачетных карточек. Либо на эти клетки могут быть положены оборотными сторонами наружу карточки, не входящие в данные группы.

Расстояние перемещения карточек по клеткам игрового поля за один ход в игре с обратными числами может определяться цифрами, указывающими десятки в числах на карточках. Так допустим карточка с числом 91 может переместиться за один ход на девять клеток по вертикали, горизонтали и диагонали, а карточка с числом 19 на одну клетку. Кроме того, может быть применено правило, разрешающее допустим карточкам с четными числами перемещаться только по вертикали и горизонтали, а карточкам с нечетными числами только по диагонали. Группы карточек с обратными числами, показанные на фиг.9 и 10, имеют пропорциональные возможности при таких перемещениях.

Кроме того, из каждого комплекта для игры могут быть отобраны карточки с недесятичным счислением, то есть карточки, числа на которых составлены не из десяти, а допустим только и 3, 4, 5 или 6 возможных цифр. Вариант начальных игровых позиций для карточек с четверичной системой счисления показан на фиг.11.

Другой тип игр заключается в том, что карточки выкладываются и перекладываются на клетках игрового поля соответственно математическим действием, производимым с числами нотации нанесенной по краям игрового поля, то есть на всякую клетку можно положить карточку с числом, являющимся результатом сложения, вычитания, умножения или деления двух чисел, соответствующих вертикальному и горизонтальному ряду клетки. Кроме того, на всякую клетку разрешается класть карточки, число единиц и десятков которых соответствует числовой нотации игрового поля. То есть, допустим на клетку, находящуюся на пересечении чисел 2 и 4 можно положить карточки 24, 42, 8, 6, 2. В то же время карточку с числом 24 можно положить на клетки, находящиеся на пересечении чисел 2/4, 4/2, 6/4, 4/6, 3/8, 8/3.

Правила игры заключаются в том, что одни карточки являются разыгрываемыми, а другие играемыми. Разыгрываемыми могут быть карточки одного комплекта, а играемыми – карточки второго комплекта. Как играемый удобно использовать комплект меньшего размера, имеющий темную рамку по периметру карточек. Либо как играемыми, так и разыгрываемыми могут быть карточки одного комплекта, то есть игра может вестись только одним комплектом карточек.

Играемые карточки распределяются между игроками либо случайно, либо игра может вестись пропорциональными группами карточек. Карточки раздаются игрокам либо все сразу, либо по частям, либо по одной из закрытых стопок карточек. Возможно играть играемыми карточками с полностью открытой игровой информацией.

Разыгрываемые карточки предварительно раскладываются на клетках игрового поля случайно или в соответствии с числовой нотацией. После чего игроки по очереди выкладывают играемые карточки поверх разыгрываемых, либо на свободные клетки игрового поля. При игре одним комплектом разыгрываемая половина комплекта может быть разложена в шашечном порядке на темных клетках поля, после чего играемая половина комплекта соответственно может выкладываться на оставшиеся свободными клетки.

Каждое выкладывание сопровождается перекладыванием одной из разыгрываемых карточек, оказавшейся на соседней клетке по вертикали или горизонтали рядом с выложенной, на другую клетку игрового поля в соответствии с числовой нотацией поля, с возможным наложением перекладываемой карточки поверх другой разыгрываемой или поверх играемой карточки, до того уже выложенной на поле. Играемые карточки, до того уже выложенные на поле, также могут подлежать перекладыванию. Перекладыванию могут подлежать как отдельные карточки, так и стопки карточек, образующиеся на поле.

Играемые карточки на поле образуют взятки. По окончании игры игроки подсчитывают количество своих взяток, отличая играемые карточки своих взяток от взяток противника при помощи ориентирующих стрелок, которые при выкладывании карточек на поле ориентируются в сторону противника. Кроме того, возможно подсчитывание сумм чисел во взятках, то есть очков.

Может быть запрещено выкладывание играемых карточек на играемые, то есть запрещено бить взятки противника непосредственно своими карточками при том, что взятки можно перекрывать перекладываемыми карточками. Перекладывание может быть обязательным или необязательным, либо разрешенным только в том случае, когда перекладываемая карточка перекрывает чужую взятку. Перекладыванию могут подлежать сразу 2, 3 и 4 карточки, оказавшиеся рядом с выложенной по вертикали и горизонтали, но допустим только в том случае, если все они при перекладывании перекрывают чужие взятки.

Игра может вестись без разыгрываемых карточек с непосредственным выкладыванием и последующим перекладыванием играемых карточек на клетках игрового поля. В этом случае каждый игрок может играть своим комплектом карточек.

Возможны различные варианты этого типа игр. В игре могут использоваться карточки, на которых не нанесено чисел с применением различных правил по отношению к ним.

Для упрощения игры могут применяться недесятичные системы счисления. Разыгрываемые карточки с числами семиричной системы счисления, разложенные на соответствующем участке игрового поля в соответствии с числовой нотацией, показаны на фиг. 12. Как играемые для этих карточек выбираются аналогичные карточки из второго комплекта.

Или для упрощения игры могут браться не все десять, а допустим только три, четыре или пять десятков карточек с проведением игры на соответствующем участке игрового поля, то есть допустим только на трех, четырех или пяти горизонталях, или вертикалях поля в соответствии с числовой нотацией.

Выбор количества карточек для игры и необходимого для этого участка игрового поля может зависеть от количества игроков, участвующих в игре. При более чем двух игроках должна вестись запись для запоминания своих взяток, поскольку отличение карточек при помощи ориентирующих стрелок или цветового окрашивания невозможно.

Предлагаемые игры выглядят не слишком сложными, поскольку в игре не приходится складывать и умножать двузначные числа – все математические действия производятся только с числами нотации игрового поля. Числа на карточках выступают только как результат математических действий. Кроме того, возможно простейшее действие, когда число на карточке просто составляется из двух чисел нотации игрового поля и выкладывается на соответствующую клетку.

Формула изобретения


1. Игра с числами, содержащая по меньшей мере один комплект карточек с нанесенными числами от 0 до 99 в каждом комплекте так, что каждое число нанесено на одну карточку дважды в прямом и перевернутом положении, при этом карточки каждого комплекта имеют внешние отличия от карточек остальных комплектов, а каждый комплект включает группы карточек, имеющие соответствующие каждой группе обозначения, с равным количеством карточек, равной суммой чисел, нанесенных на карточки, и пропорциональным количеством цифр, составляющих числа в каждой группе, при этом игра снабжена игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карточек, составляющие десять вертикальных и десять горизонтальных рядов клеток, имеющих числовую нотацию от 0 до 9 по краям игрового поля.

2. Игра с числами по п. 1, отличающаяся тем, что к каждому комплекту добавлена по меньшей мере одна карточка, на которой не нанесено чисел.

3. Игра с числами по п. 1, отличающаяся тем, что клетки игрового поля имеют чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения.

4. Игра с числами по п. 1, отличающаяся тем, что на игровое поле нанесены дополнительная линейная разметка и/или цветовое окрашивание клеток.

5. Игра с числами по п. 1, отличающаяся тем, что на карточки нанесены ориентирующие обозначения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.06.2006

Извещение опубликовано: 10.05.2007 БИ: 13/2007


Categories: BD_2205000-2205999