Патент на изобретение №2205048
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ
(57) Реферат: Способ и средство относятся к области спасения людей и ценностей при чрезвычайных обстоятельствах. Способ основан на спуске объекта под действием силы тяжести на оболочке, заполненной газом легче, чем воздух. Спуск производят в направлении фиксации троса, причем во время спуска производят распределение нагрузки между оболочкой и направляющим тросом. Средство содержит воздушное тормозное устройство в виде мягкой оболочки, связанной с устройством подачи газа легче воздуха под давлением, системы ремней крепления к объекту, а также направляющий трос. Один конец троса снабжен узлом крепления. На тросе установлена рама, связанная с системой ремней и оболочкой и выполненная в виде связанных рычагов, один из которых снабжен элементами скольжения, проходящими через трос. Данный способ и средство спасения повышают эффективность эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях. 2 с. и 5 з.п. ф-лы, 1 ил. Изобретения относятся к аварийным средствам и могут быть использованы при спасении людей и ценностей в чрезвычайных ситуациях, например при эвакуации из горящего или поврежденного многоэтажного здания, сооружения и т.п. Известно устройство для спасения человека при падении с высоты, (заявка ФРГ N 3702459, кл. А 63 В 29/00, 1988 г.). Устройство включает тормозное устройство, расположенное в переносном контейнере, закрепленное гибкими стропами на человеке посредством системы ремней. Тормозное устройство выполнено в виде мягкой оболочки, внутренняя полость которой посредством гибкого полого шланга соединена через управляемый клапан с переносной емкостью, в которой под давлением содержится газ легче воздуха. К недостатку такого устройства можно отнести невысокую надежность конструкции упаковки тормозного устройства. Известен способ и устройство для эвакуации из многоэтажных зданий и тушения пожара (патент RU 2126281, А 62 В 1/20, 12.04.1997). Устройство состоит из поворотной платформы, расположенной на средстве передвижения. На поворотной платформе установлены герметичные полые секции. Верхняя секция выполнена в виде спасательной кабины, которая снабжена откидывающимся трапом с защелкой и страховочным элементом, трап выполнен в виде закрытого овального желоба, по боковым сторонам которого установлены спускоподъемные дорожки, дно спасательной кабины и платформа соединены тросом, на поворотной платформе установлен нагнетатель воздуха в секции под спасательную кабину с регулятором расхода нагнетаемого воздуха, поворотная кабина снабжена пожарными шлангами. Способ спасения заключается в том, что к зданию или сооружению, на котором произошли авария или пожар, подъезжает машина с кабиной, поднимающейся на высоту, с которой необходимо производить эвакуацию людей и ценностей. Затем через площадку кабины и далее по желобам производят эвакуацию. К недостаткам такого способа и устройства можно отнести сложность конструкции, низкую мобильность во времени, невозможность эвакуации из многоэтажных высотных зданий. Известно средство спасения при падении с высоты (патент RU 2059531, А 62 В 37/00, В 62 В 1/500, 12.01.1993). Оно включает тормозное устройство, расположенное в переносном контейнере, закрепленное гибкими стропами на человеке посредством системы ремней, причем тормозное устройство выполнено в виде мягкой оболочки, внутренняя полость которой посредством гибкого полого шланга соединена через управляемый клапан с переносной емкостью, содержащей газ легче воздуха под давлением и отличается тем, что переносной контейнер выполнен в виде запаянного полиэтиленового мешка, снабженного заплечными ремнями, соединенными посредством гибких строп с мягкой оболочкой, а давление газа превышает усилие разрыва контейнера. Причем переносная емкость снабжена водородом или гелием. К недостаткам такого устройства можно отнести низкую эффективность при использовании, так как во время спуска объекта невозможно управлять направлением спуска, что может создать непредвиденные сложности. Технический результат, достигаемый при реализации предлагаемого изобретения, заключается в создании простого и эффективного способа и спасательного средства для эвакуации при чрезвычайных ситуациях. Указанный технический результат достигается тем, что в способе спасения людей при чрезвычайных ситуациях, основанном на спуске объекта под действием силы тяжести на оболочке, заполненной газом легче, чем воздух, согласно изобретению спуск производят в направлении фиксации троса, причем во время спуска производят распределение нагрузки между оболочкой и направляющим тросом. При спуске производят оповещение о чрезвычайной ситуации. Указанный технический результат достигается также тем, что средство спасения людей при чрезвычайных ситуациях, содержащее воздушное тормозное устройство в виде мягкой оболочки, связанной с устройством подачи газа легче воздуха под давлением, системы ремней крепления к объекту, согласно изобретению дополнительно снабжено направляющим устройством, выполненным в виде троса, по крайней мере, один конец которого снабжен узлом крепления, при этом на тросе установлена рама, связанная с системой ремней и, по крайней мере, с одной оболочкой и выполненная в виде связанных рычагов, один из которых снабжен элементами скольжения, проходящими через трос. На оболочке расположены аварийные сигнальные средства, выполненные в виде графических элементов, и/или световых, и/или звуковых, и/или радиоволновых устройств. Средство снабжено узлами дополнительного торможения, расположенными на раме, устройством аварийного торможения, расположенным на раме, а также вспомогательным фалом, закрепленным на конце троса. Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема эвакуации с помощью средства спасения. Средство спасения представляет собой переносной закрытый контейнер и состоит из двух основных узлов – направляющего устройства и спускоподъемного устройства. Направляющее устройство выполнено в виде троса 1, наибольшая и наименьшая длины которого указаны в маркировке на контейнере. В стационарном состоянии направляющее устройство хранится в сложенном виде. Концы троса снабжены узлами крепления 2 и 3, необходимыми для закрепления троса в зоне эвакуации и в зоне приема эвакуируемых объектов. Спускоподъемное устройство состоит из рамы, которая связана с оболочкой (или группой оболочек) 4, выполняющей функции воздушного тормозного устройства. Рама выполнена из системы связанных рычагов 5 и снабжена элементами скольжения 6 (возможно с тормозными узлами). Рычаги, образующие раму, имеют форму многоугольника – треугольника, четырехугольника и т.д. Раму устанавливают на трос, при этом трос проходит через элементы скольжения 6, которые смонтированы на одной из сторон рамы параллельной направляющей. Такая конструкция рамы позволяет устранить возможность вращения спускаемого объекта вокруг троса и соответственно устранить возможность запутывания. Оболочка (или группа оболочек) 4 выполняет функции воздушного тормозного устройства и может быть снабжена аварийными сигнальными средствами. Оболочка выполнена из мягкого прочного материала и имеет произвольную форму. Внутренняя полость оболочки соединена с устройством подачи газа легче воздуха под давлением 7, например, от баллона со сжатым газом. На оболочке могут быть расположены аварийные сигнальные средства (не показаны) в виде, например, графических элементов, световых, звуковых, радиоволновых устройств и будут оповещать о виде аварии и о необходимой помощи. Наличие на воздушно-тормозном устройстве аварийных сигнальных средств позволит оповестить о чрезвычайной ситуации. Рама снабжена системой ремней 8, необходимых для закрепления эвакуируемого объекта 9. При этом точка крепления эвакуируемого объекта должна быть выше его центра тяжести (для человека точка крепления должна находиться на уровне груди). С целью упрощения возврата оболочки в верхнюю точку зоны эвакуации объектов средство спасения может быть снабжено дополнительным фалом 10, который с одной стороны крепят к верхнему узлу крепления 2, а с другой – к раме. Такой фал может служить еще и как дополнительное страховочное устройство. Средство спасения работает следующим образом. При возникновении чрезвычайной ситуации человек вскрывает переносной контейнер, разворачивает трос 1, закрепляет его известными способами к элементам здания одним концом (верхний узел крепления 2 в зоне эвакуации) и спускает трос вниз. Находящиеся внизу люди закрепляют второй конец троса, при этом желательно иметь как можно меньший его провис (нижний узел крепления 3 в зоне приема эвакуируемых объектов). При отсутствии внизу людей, которые могут закрепить нижний конец троса, перед спуском троса на его нижнем конце необходимо закрепить груз, который при приземлении создаст направление спуска. Затем из контейнера извлекают раму с оболочкой. Раму раскладывают и устанавливают с помощью узлов скольжения на трос. Затем открывают баллон со сжатым воздухом и надувают оболочку. На эвакуируемом объекте закрепляется система ремней и он начинает спуск на воздушном тормозном устройстве под действием силы тяжести. Подъемная сила такой системы обеспечивает спуск объекта со скоростью, гарантирующей его безопасность, например 3-5 м/с. Эффективность способа эвакуации заключается в том, что система трос – оболочка позволяет осуществлять спуск в определенном направлении – направлении закрепления троса и не дает возможности объекту отклоняться от направления. После спуска эвакуируемого объекта систему трос – оболочка возвращают в исходную точку за счет оболочки, наполненной газом, с помощью дополнительно фала 9. Возможен вариант конструкции средства спасения, в котором предусмотрены узлы дополнительного торможения, расположенные на раме. В этом случае происходит распределение нагрузки между оболочкой и тросом. Трос выполняет функции направляющего устройства и устройства, на которое ложится часть нагрузки, которая снимается с оболочки. Возможен вариант конструкции средства спасения, в котором предусмотрены устройства аварийного торможения, т.е. при увеличении скорости спуска объекта выше критической срабатывают устройства аварийного торможения. В этом случае трос выполняет функции направляющего устройства и устройства, на которое ложиться полностью вес эвакуируемого объекта. С целью увеличения пропускной способности средства спасения одновременно можно осуществлять спуск на нескольких оболочках по одному направляющему тросу. Возвращение оболочек в исходную верхнюю точку можно осуществлять вместе с помощью одного вспомогательного фала. Предлагаемые изобретения найдут применение как эффективные средства при спасении людей и ценностей при чрезвычайных ситуациях, особенно в условиях эвакуации из многоэтажных зданий и сооружений, когда не могут быть эффективно применены другие спасательные средства. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||