Патент на изобретение №2204824
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДАТЧИК ДИЭЛЬКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА КАЧЕСТВА МОТОРНОГО ТОПЛИВА
(57) Реферат: Изобретение относится к области анализа качества моторного топлива и может быть использовано в промышленности в технологических процессах при изготовлении топлива, в автомобильном транспорте, в частности для определения марки топлива. Технический результат – автоматическое смещение градуировочной характеристики датчика диэлькометрического анализатора качества моторного топлива при смене типа топлива и защита от влияния на выходной сигнал датчика внешних электрических полей в зоне его торцевых поверхностей. Сущность: датчик диэлькометрического анализатора качества моторного топлива содержит цилиндрические внешний и первый внутренний электроды с дренажными отверстиями и изоляционную прокладку. Новым является то, что первый цилиндрический внутренний электрод выполнен полым, а датчик снабжен вторым цилиндрическим внутренним полым электродом, который механически соединен с первым цилиндрическим внутренним полым электродом и электрически от него изолирован изоляционной втулкой, металлическим поплавком с калиброванным значением объемной плотности, причем его объемная плотность равна граничному значению плотности анализируемых моторных топлив. Металлический поплавок размещен в полостях цилиндрических внутренних электродов и изоляционной втулки с возможностью его перемещения между цилиндрическими первым и вторым внутренними полыми электродами или внутри одного из них от верхнего до нижнего упора. Датчик снабжен также экраном, установленным сверху изоляционной прокладки, и донышком, при этом второй цилиндрический внутренний электрод, экран и донышко электрически соединены с цилиндрическим внешним электродом. 2 ил. Изобретение относится к области анализа качества моторного топлива и может быть использовано в промышленности в технологических процессах при изготовлении топлива, в автомобильном транспорте, в частности для определения марки топлива. Известно устройство для анализа состава бинарных или псевдобинарных смесей газов и жидкостей, содержащее камеру, в которой размещен алюминиевый стержень, по поверхности которого сделана нарезка и нанесен оксид алюминия, в нарезку уложена никелевая проволока (см. Фарзане Н.Г, Ильясов И.В., Азим-Заде А.Ю. Технологические измерения и приборы. М., Высш. шк., 1989. 456 с., с.311, рис.11.6.а). Алюминиевый стержень с оксидом алюминия и никелевая проволока образуют электрический конденсатор, емкость которого увеличивается при сорбции воды оксидом алюминия. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится возможность контроля таким датчиком лишь наличия воды в топливе. Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является датчик емкостного преобразователя, содержащий цилиндрический внешний и внутренний электроды, помещенные в исследуемое топливо, изоляционную прокладку (см. Левшина Е.С., Новицкий П.В. Электрические измерения физических величин. – Л.: Энергоатомиздат, 1983. 320 с., с.142, рис.7-9, а) и принятое за прототип. При изменении диэлектрической проницаемости топлива изменяется электрическая емкость цилиндрического конденсатора, полностью погруженного в топливо. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что такое устройство не различает типы топлива, например бензин и дизельное топливо, а также влияние на выходной сигнал датчика внешних электрических полей в зоне его торцевых поверхностей. Технический результат – автоматическое смещение градуировочной характеристики датчика диэлькометрического анализатора качества моторного топлива при смене типа топлива и защита от влияния на выходной сигнал датчика внешних электрических полей в зоне его торцевых поверхностей. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что устройство содержит цилиндрические внешний и первый внутренний электроды с дренажными отверстиями и изоляционную прокладку. Особенностью является то, что первый цилиндрический внутренний электрод выполнен полым, а датчик снабжен вторым цилиндрическим внутренним полым электродом, который механически соединен с первым цилиндрическим внутренним полым электродом и электрически от него изолирован изоляционной втулкой; металлическим поплавком с калиброванным значением объемной плотности, причем его объемная плотность равна граничному значению плотности анализируемых моторных топлив, и размещенным в полостях цилиндрических внутренних электродов и изоляционной втулки с возможностью его перемещения между цилиндрическими первым и вторым внутренними полыми электродами или внутри одного из них от верхнего до нижнего упора; экраном, установленным сверху изоляционной прокладки, и донышком, при этом второй цилиндрический внутренний электрод, экран и донышко электрически соединены с цилиндрическим внешним электродом. На фиг.1 и 2 представлена схема датчика диэлектрического анализатора качества моторного топлива, причем на фиг. 1 поплавок находится на нижнем упоре; на фиг.2 – поплавок находится у верхнего упора. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем. Датчик содержит цилиндрический внешний электрод 1, являющийся корпусом цилиндрического конденсатора, первый цилиндрический внутренний полый электрод 2, изоляционную прокладку 3, второй цилиндрический внутренний полый электрод 4, механически соединенный с первым цилиндрическим внутренним полым электродом 2 и электрически от него изолированным изоляционной втулкой 5, металлический поплавок 6 с калиброванным значением объемной плотности, помещенный в полостях цилиндрических внутренних полых электродов 2 и 4 и изоляционной втулки 5, верхний 7 и нижний 8 упоры, экран 9, установленный сверху изоляционной прокладки 3, и донышко 10, при этом экран 9 закреплен ниже верхнего среза цилиндрического внешнего электрода 1, в стенках цилиндрических внутренних полых электродов 2 и 4, экране 9 и изоляционной прокладке 3 выполнены дренажные отверстия 11, а второй цилиндрический внутренний полый электрод 4, экран 9 и донышко 10 электрически соединены с цилиндрическим внешним электродом 1. Объемная плотность металлического поплавка 6 равна граничному значению плотности анализируемых моторных топлив. Металлический поплавок 6 размещен с возможностью его перемещения или между цилиндрическими внутренними полыми электродами 2 и 4, или внутри одного из них от верхнего 7 до нижнего 8 упора. Принцип действия диэлькометрических анализаторов состоит в измерении диэлектрической проницаемости среды, заполняющей электрический конденсатор, электрическая емкость С которого определяется выражением С = k, (1) здесь k – постоянный коэффициент, который определяется размерами конденсатора и его конструкцией (см. Фарзане Н.Г., Ильясов И.В., Ази-Заде А.Ю. Технологические измерения и приборы. М., Высш. шк., 1989. 456 с., с.310, уравнение 11.29). Металлический поплавок 6 может иметь простую геометрическую форму, например цилиндрическую, что позволяет достаточно точно определить его объем, а его масса определяется с большой степенью точности путем взвешивания, т.е. металлический поплавок 6 изготовлен с калиброванным значением объемной плотности. Объемная плотность металлического поплавка 6 выбирается равной граничной плотности исследуемых типов моторных топлив. Так, например, если плотность автомобильного бензина составляет 0,68-0,76 г/см3, а плотность дизельного топлива 0,8-0,98 г/см3, тогда граничное значение плотности для них составит 0,78 г/см3. Такой поплавок в автомобильном бензине тонет, а в дизельном топливе всплывает. Устройство работает следующим образом. В корпус датчика заливается исследуемое топливо, которое через систему дренажных отверстий 11 заполняет весь внутренний объем корпуса и непосредственно зазор между цилиндрическим внешним электродом 1 и первым цилиндрическим внутренним полым электродом 2. Выходная электрическая емкость С датчика зависит от диэлектрической проницаемости топлива в зазоре между цилиндрическим внешним электродом 1 и первым цилиндрическим внутренним полым электродом 2. Если объемная плотность металлического поплавка 6 больше плотности исследуемого топлива, то металлический поплавок 6 находится на нижнем упоре 8 (см. фиг.1) и не влияет на выходную электрическую емкость С датчика. Если объемная плотность металлического поплавка 6 меньше плотности исследуемого топлива, то металлический поплавок 6 всплывает до верхнего упора 7 (см. фиг. 2) и частично войдет в полость первого цилиндрического внутреннего полого электрода 2. Тем самым к выходной емкости С датчика добавится емкость C1 системы, состоящей из первого цилиндрического внутреннего полого электрода 2, изоляционной втулки 5, металлического поплавка 6, второго цилиндрического внутреннего полого электрода 4. Так как второй цилиндрический внутренний полый электрод 4 электрически соединен с цилиндрическим внешним электродом 1, то общая выходная электрическая емкость датчика увеличится и составит C+C1, a вся градуировочная характеристика датчика сместится на постоянную величину С1. Наличие верхнего 7 и нижнего 8 упоров и полное погружение металлического поплавка 6 в исследуемое топливо устраняет погрешности из-за поверхностных эффектов на границе раздела сред. Наличие же экрана 9 и донышка 10, электрически соединенных с цилиндрическим внешним электродом 1, устраняет влияние на выходной сигнал датчика внешних электрических полей в зоне его торцевых поверхностей. Лабораторные исследования экспериментального образца датчика без металлического поплавка 6 показали, что его электрическая емкость в бензине А-76 составляет 16,8 пФ, в бензине АИ-98 17,5 пФ, а в дизельном топливе – 17 пФ. Датчик без металлического поплавка 6 не отличает бензин от дизельного топлива, так как электрическая емкость в дизельном топливе 17 пФ находится в диапазоне изменения электрической емкости датчика в бензине (16,8-17,5 пФ). Аналогичные исследования датчика с металлическим поплавком 6 показали те же данные в автомобильных бензинах, а в дизельном топливе электрическая емкость датчика составила 18,9 пФ. Отсюда можно сделать вывод, что предложенное устройство автоматически смещает градуировочную характеристику датчика при смене типа моторного топлива, позволяет различать типы углеводородных топлив и идентифицировать марку топлива, а также устраняет влияние на выходной сигнал датчика внешних электрических полей в зоне его торцевых поверхностей. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||