Патент на изобретение №2204746
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) АМОРТИЗАТОР
(57) Реферат: Амортизатор относится к устройствам для гашения вибраций и ударов, может быть использовано для защиты радиоэлектронной аппаратуры в условиях ее эксплуатации на подвижных носителях. Амортизатор содержит верхнюю 1 и нижнюю 2 опорные планки и связанный с ними упругий элемент, выполненный в виде двух пар 3, 4 и 5, 6 взаимно перпендикулярных торовых эластичных колец. Особенностью амортизатора является то, что торовые эластичные кольца в каждой из двух пар 3, 4 и 5, 6 размещены одно в другом с угловым смещением в соответствующих вертикальных плоскостях. Верхняя 1 и нижняя 2 опорные планки выполнены с обращенными навстречу друг другу полостями 7 и 8, в которых размещены и диаметрально закреплены на противоположных стенках полостей 7 и 8 верхние 9 и 20 ветви торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6. Каждое торовое эластичное кольцо 3, 4, 5 и 6 может быть выполнено с диаметрально расположенными на поверхности торового эластичного кольца 3, 4, 5 и 6 витками 11 стальной проволоки, концы 12 которой могут быть введены в отверстия 13 и 14 стенок верхней 1 и нижней 2 опорных планок. Техническим результатом является уменьшение габарита по вертикали и упрощение конструкции амортизатора. 5 з. п.ф-лы, 4 ил. Предлагаемое техническое решение относится к устройствам для гашения вибраций и ударов и может быть использовано для зашиты радиоэлектронной аппаратуры от действия вибраций и ударов со стороны носителей (преимущественно наземного, авиационного и корабельного транспорта). Известен амортизатор [1] , содержащий опорный узел, выполненный в виде двух пар планок с расположенными на обращенных друг к другу в паре поверхностях параллельными и симметричными относительно оси пазами, в которых размещены эластичные кольца с угловым смещением относительно друг друга в горизонтальной плоскости, и две винтовые конические пружины, размещенные по обе стороны относительно эластичных колец между парами планок опорного узла, одна из которых закреплена большим основанием в кольцевом пазу верхней пары планок. Использование данного амортизатора выявило сложности его изготовления и сборки, а также трудности регулировки в процессе эксплуатации. Кроме того, значительный габарит амортизатора по высоте затрудняет его использование в аппаратуре специальной связи с клавиатурой, когда необходимо размещать амортизаторы либо по бокам корпуса аппаратуры на выносных кронштейнах, либо внутри корпуса, что затрудняет компоновку радиоэлектронных элементов. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому амортизатору является амортизатор [2], содержащий опорный узел, выполненный в виде двух пар планок с расположенными на обращенных друг к другу в паре поверхностях параллельными и симметричными относительно оси пазами, в которых размещены взаимно перпендикулярные пары эластичных колец, и винтовую пружину, размещенную между парами планок опорного узла. Данный амортизатор может быть выбран в качестве прототипа. Недостатком указанного амортизатора являются его значительные габариты по высоте, обусловленные необходимостью размещения в нем двух наборов пружинных разрезных шайб (одного набора – внутри винтовой пружины, другого – между парой верхних планок опорного узла). При этом существенно усложнена конструкция и затруднена сборка амортизатора. Задача, на решение которой направлено изобретение, является уменьшение габарита по вертикали и упрощение конструкции амортизатора. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, достигается тем, что амортизатор содержит верхнюю и нижнюю опорные планки и связанный с ними упругий элемент, выполненный в виде двух пар торовых эластичных колец. Отличием предлагаемого амортизатора от известных конструкций амортизаторов является то, что торовые эластичные кольца в каждой из двух пар размещены одно в другом с угловым смещением в соответствующих вертикальных плоскостях. Верхняя и нижняя опорные планки выполнены с обращенными навстречу друг другу полостями, в которых размещены и диаметрально закреплены на противолежащих стенках полостей верхние и нижние ветви торовых эластичных колец. Каждое торовое эластичное кольцо может быть выполнено с диаметрально расположенными на поверхности торового эластичного кольца витками стальной проволоки, концы которой введены в отверстия стенок верхней и нижней опорных планок и отогнуты вдоль стенок верхней и нижней опорных планок. Полость нижней опорной планки может быть выполнена с размерами, охватывающими размеры верхней опорной планки, что позволит уменьшить высоту амортизатора. Амортизатор может быть снабжен разрезной по внутреннему контуру рамкой, закрепленной сверху на нижней опорной планке с упором консольных элементов рамки в нижние ветви торовых эластичных колец, что повышает надежность крепления торовых эластичных колец. С целью повышения грузоподъемности амортизатора, он может быть снабжен винтовой конической пружиной, размещенной между верхней и нижней опорными планками по их центру. Для упрощения конструкции амортизатора и его сборки стенки верхней опорной планки могут быть выполнены с разрезами по их краям в местах размещения верхних ветвей торовых эластичных колец, а крепление торовых эластичных колец выполнено отгибом вовнутрь полости верхней опорной планки фрагментов разрезных стенок на угол не менее 90o. Заявляемая совокупность признаков устройства позволяет достичь цели за счет конструктивных решений. При изучении технических решений в данной области техники совокупность признаков, отличающих заявленный объект, не была выявлена. Данное решение существенно отличается от известных. Заявляемое техническое решение явным образом не следует из уровня техники и соответственно имеет изобретательский уровень. Так как заявляемое решение может быть реализовано на современных материалах и компонентах, то оно является промышленно применимым. На фиг.1 изображен предлагаемый амортизатор, продольный разрез; на фиг.2 – сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 – вариант крепления торовых эластичных колец в предлагаемом амортизаторе; на фиг.4 – силовая характеристика предлагаемого амортизатора (кривая I – силовая характеристика торовых эластичных колец, кривая II – силовая характеристика винтовой конической пружины, кривая III – суммарная силовая характеристика предлагаемого амортизатора). Предлагаемый амортизатор (фиг.1 и 2) содержит верхнюю 1 и нижнюю 2 опорные планки и упругий элемент, выполненный в виде двух пар торовых эластичных колец 3, 4 и 5, 6. Торовые эластичные кольца в каждой из двух пар 3, 4 и 5, 6 размещены одно в другом с угловым смещением в соответствующих вертикальных плоскостях (торовое эластичное кольцо 4 в торовом эластичном кольце 3, а торовое эластичное кольцо 6 в торовом эластичном кольце 5). Величина углового смещения торовых эластичных колец 3, 4 и 5, 6 в нагруженном весом аппаратуры амортизаторе может быть в пределах от 30 до 60o. В верхней опорной планке 1 выполнена полость 7, а в нижней опорной планке 2 – полость 8, которые обращены навстречу друг другу. Полость 8 в нижней опорной планке 2 выполнена с размерами, охватывающими размеры верхней опорной планки 1. В полостях 7 и 8 опорных планок 1 и 2 размещены и диаметрально закреплены на противолежащих стенках полостей 7 и 8 верхние 9 и нижние 10 ветви торовых эластичных колец 3, 4 и 5, 6. Каждое торовое эластичное кольцо 3, 4, 5 и 6 выполнено с диаметрально расположенными на поверхности торового эластичного кольца витками 11 стальной проволоки, концы 12 которой введены в отверстия 13 и 14 стенок соответственно верхней 1 и нижней 2 опорных планок и отогнуты вдоль стенок верхней 1 и нижней 2 опорных планок (фиг.1, вид по стрелке Б). Параллельные концы 12 стальной проволоки могут быть приварены (припаяны) друг к другу либо к стенкам опорных планок 1 и 2. На нижней опорной планке 2 закреплена с помощью полых заклепок 15 разрезная по внутреннему контуру рамка 16 с упором консольных элементов 17 в нижние ветви 10 торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6. Крепление амортизатора к блоку аппаратуры осуществляется снизу через отверстия 18 в нижней опорной планке 2 с помощью винта М5 или М6, свободно входящего в отверстие 19 верхней опорной планки 1. Торовые эластичные кольца 3, 4, 5 и 6 (фиг.1 и 2) могут быть выполнены в виде сплетенных между собой ветвей стального троса малого диаметра d=1-2 мм (число ветвей в торе z3), а витки стальной проволоки с диаметром 0,8-1 мм (число витков n=6-10) размещены на поверхности торового кольца в месте сведения в одну точку двух концов троса и на противоположной стороне торового эластичного кольца. Амортизатор (фиг.1 и 2) может быть снабжен винтовой конической пружиной 20, размещенной между верхней 1 и нижней 2 опорными планками по их центру и воспринимающей на себя часть (от нуля до 70%) статического веса аппаратуры, приходящегося на данный амортизатор. Регулировка высоты Н амортизатора (фиг.3) в случае разброса веса аппаратуры обеспечивается с помощью шайб 21, размещенных между верхней опорной планкой 1 и верхним торцом винтовой конической пружины 20, и консольных элементов 17 рамки 16, которые упираются в нижние ветви 10 торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6. Возможен вариант (фиг.3) крепления торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6 в верхней опорной планке 1 с помощью отогнутых вовнутрь полости верхней опорной планки 1 фрагментов 22, 23 и 24 разрезных стенок верхней опорной планки 1. В этом случае концы 12 витков 11 стальной проволоки не требуются. Соответственно отпадает необходимость в отверстиях 13 и 14 в верхней и нижней опорных планках. Амортизатор работает следующим образом (фиг.1-4). При воздействии динамической нагрузки со стороны носителя, например вертикальной нагрузки, снизу вверх, блок аппаратуры смещается вниз относительно основания носителя, деформируя торовые эластичные кольца 3, 4, 5 и 6 и коническую пружину 20. Материал колец 3, 4, 5 и 6 и пружины 20 испытывает напряжение как сжатия, так и изгиба, и силовая характеристика Р=f(Y) (фиг.4, кривая III, участок OY1) имеет незначительный наклон. Здесь мала жесткость как торовых эластичных колец, так и винтовой конической пружины (фиг.4, кривые I и II, участок OY1). Соответственно мала суммарная жесткость амортизатора, и виброизоляция амортизируемого блока наиболее благоприятна. При дальнейшей деформации выбирается зазор 1 (фиг.1) между краем верхней опорной планки 1 и верхними ветвями 9 торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6. При этом исключается из работы часть длины верхних ветвей 9 торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6. Кроме того, нижние витки конической пружины 20, как менее жесткие, входят в соприкосновение между собой (выключаются из работы). Жесткость и энергоемкость амортизатора существенно повышаются (фиг. 4, кривая III, участок Y1-Y2). На участке деформации амортизатора Y2-Y3 вертикальная составляющая силы сопротивления торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6 достигает максимального значения и далее остается практически постоянной (фиг.4, кривая I). Жесткость амортизатора при этом близка к нулевой, частота собственных колебаний равна не более 1-2 Гц, и условия для виброизоляции благоприятны. При наличии винтовой конической пружины 20 в амортизаторе на участке деформации Y2-Y3 (фиг.4, кривая II) жесткость амортизатора сравнительно невелика (фиг.4, кривая III), а виброизоляция удовлетворительная. На участке Y3-Y4 (фиг.4) существенно увеличивается жесткость амортизатора, но только за счет прогрессивного роста жесткости винтовой пружины 20 по мере ее сжатия, что способствует эффективной работе амортизатора при действии ударов и линейных перегрузок. При отрыве амортизированного блока от основания носителя торовые эластичные кольца 3, 4, 5 и 6 и пружина 20 постепенно разгружаются до момента, когда нижние ветви 10 торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6 входят в контакт с консольными элементами 17 рамки 16. Характер силовой характеристики амортизатора Р=f1(Y) в этом случае принципиально не отличается от силовой характеристики, приведенной на фиг.4 (кривая III). Действие горизонтальных (боковых) нагрузок приводит к смещению верхней опорной планки 1, закрепленной на блоке аппаратуры, относительно нижней опорной планки 2, закрепленной на основании носителя. При этом включаются в работу торовые эластичные кольца 3, 4, 5 и 6 и винтовая коническая пружина 20. Жесткость амортизатора мала, и виброизоляция амортизируемого блока благоприятна. По мере увеличения перемещения верхней опорной планки 1 относительно нижней опорной планки 2 выбираются зазоры 2 (фиг.2) между верхними ветвями 9 торовых эластичных колец 3, 4, 5 и 6 и стенками верхней опорной планки 1, что приводит к увеличению жесткости амортизатора (энергоемкость амортизатора растет). Такое конструктивное исполнение амортизатора существенно отличается от конструкции известного амортизатора и обеспечивает уменьшение габарита по вертикали более, чем в два раза (с 50 до 22-25 мм), а также упрощение конструкции амортизатора. При этом сохраняются габариты амортизатора в плане (длина и ширина) и высокая эффективность вибро-удароизоляции. Преимущества предлагаемого амортизатора подтверждены испытанием образцов по стандартной методике, проведенном на предприятии. Промышленная применимость предложенного амортизатора определяется тем, что амортизатор может быть изготовлен на основании приведенного описания и чертежей при использовании обычных конструкционных материалов и известной высокопроизводительной технологии их обработки. Источники информации 1. Патент на изобретение 2178534. Амортизатор, МПК F 16 F 7/12, 7/14, публикация 19.06.2000 г. 2. Патент на изобретение 1703883. Амортизатор, МПК F 16 F 7/12, публикация 07.01.1992 г., бюл. 1. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||