Патент на изобретение №2204732
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГАЗОГЕНЕРАТОР ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат: Газогенератор жидкостного ракетного двигателя содержит форсуночную головку с передним, средним и огневым днищами, камеру сгорания с внутренней оболочкой, снабженной продольными каналами охлаждения, и коллектор с патрубком подвода избыточного компонента, соединенный отверстиями через бобышки с камерой сгорания. В газогенераторе каналы охлаждения камеры сгорания выполнены по обе стороны от бобышек и между ними и соединены с коллектором отверстиями, расположенными в два ряда с протоком охладителя из первого ряда по каналам от бобышек в головку из второго ряда в каналы между бобышками в сторону головки и обратную сторону с последующим поворотом потока в каналы с тупиками, снабженными отверстиями завесного охлаждения. Изобретение позволяет получить компактный газогенератор малого веса с надежным охлаждением и равномерным температурным полем на выходе. 3 з.п. ф-лы, 6 ил. Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а более конкретно к газогенераторам ЖРД, предназначенным для выработки газа, идущего на привод турбины турбонасосного агрегата (ТНА). Известны газогенераторы ЖРД, содержащие охлаждаемую камеру сгорания, форсуночную головку, состоящую из переднего, среднего и огневого днищ, форсунок окислителя и горючего (см. книгу Г.Г. Гахун и др. “Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей”, М., Машиностроение, 1989, стр. 144, 145, рис. 8.3, 8.4). Эти газогенераторы выполнены по однозонной схеме, в которой весь расход окислителя и горючего вводится в одном поперечном сечении через форсуночную головку. Недостатком таких газогенераторов является невозможность обеспечения устойчивого горения и равномерности температуры на выходе из газогенератора при работе на смесях, резко отличающихся от стехиометрической, т.е. работающих с большим избытком одного из компонентов топлива. Такая схема применяется в ЖРД, работающих с дожиганием генераторного газа в основной камере сгорания. В двигателях с дожиганием на компонентах жидкий кислород и углеводородное горючее, например керосин, применяют окислительные газогенераторы. Примером такого газогенератора является газогенератор двигателя РД-253 (см. книгу Г. Г. Гахун и др. “Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей”, М. , Машиностроение, 1989, стр.143, рис.8.2). В этом газогенераторе в зону головки подается горючее и окислитель в соотношении, надежно обеспечивающем воспламенение и устойчивое горение, т.е. близком к стехиометрическому. Через дополнительный ввод подается необходимый избыток окислителя. Камера газогенератора охлаждается окислителем. Недостатком указанного газогенератора является наличие сферического коллектора для подвода избыточного компонента, практически охватывающего всю длину газогенератора. Это приводит к увеличению габаритов и веса газогенератора из-за наличия сферического коллектора с большой поверхностью, а также к неравномерности температурного поля из-за невозможности равномерно раздать избыточный компонент по сечению камеры газогенератора через сферический коллектор и наличия большого количества отверстий в стенке камеры газогенератора. Ухудшается охлаждение из-за наличия большого количества бобышек для подачи избыточного компонента и отсутствия завесного охлаждения камеры сгорания до зоны смешения и после зоны смешения. В приведенной конструкции отсутствует элемент, предотвращающий закрутку потока в коллекторе. Закрутка потока избыточного компонента приводит к неравномерности статического давления по длине коллектора и, как следствие, к неравномерной раздаче избыточного компонента и неравномерности температурного поля на выходе из газогенератора. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании малогабаритного, надежного газогенератора малого веса, обеспечивающего высокую равномерность температурного поля на выходе из газогенератора. Поставленная задача решается тем, что в нем на внутренней оболочке камеры, соединенной через ребра каналов охлаждения с наружной оболочкой, например, при помощи пайки, имеются бобышки с отверстиями для подачи избыточного компонента, a каналы охлаждения камеры сгорания выполнены по обе стороны от бобышек и между ними и соединены с коллектором отверстиями, расположенными в два ряда с протоком охладителя из первого ряда по каналам от бобышек в головку и из второго ряда в каналы между бобышками в сторону головки и обратную сторону с последующим поворотом потока в каналы с тупиками, снабженными отверстиями навесного охлаждения. Предложенное конструктивное решение позволяет улучшить охлаждение газогенератора как путем организации конвективного охлаждения, так и завесного. Для создания завесного охлаждения в первой высокотемпературной зоне газогенератора, расположенной от головки до зоны впрыска избыточного компонента, в месте соединения огневого днища с внутренней оболочкой камеры выполнена отбортовка, в этой отбортовке выполнены равномерно расположенные тангенциальные каналы, направленные в сторону внутренней оболочки камеры сгорания. По этим каналам подается избыточный компонент, в данном случае окислитель, в результате чего создается надежное завесное охлаждение от головки до зоны смешения. В известных газогенераторах не предусмотри механизм регулирования дальнобойности струй подачи избыточного компонента в зону смешения. Все отверстия подачи избыточного компонента работают под одним перепадом давления, в результате не обеспечивается необходимая подача избыточного компонента по зонам поперечного сечения камеры газогенератора, следствием чего является большая неравномерность температурного поля на выходе из газогенератора. В предлагаемом газогенераторе во входном патрубке коллектора подвода избыточного компонента установлена перфорированная отверстиями диафрагма, часть отверстий диафрагмы патрубками соединены с отверстиями в бобышках камеры сгорания. В результате часть отверстий в бобышках камеры работает с одним перепадом давлений, а часть с другим, при этом за счет разного перепада обеспечивается различная дальнобойность струй и подача избыточного компонента в необходимую зону поперечного сечения камеры и достигается высокая равномерность температурного поля. В коллекторе подвода избыточного компонента со стороны, противоположной патрубку подвода, установлена поперечная перегородка, устраняющая закрутку потока в коллекторе. В результате этого обеспечивается одинаковое статическое давление избыточного компонента в коллекторе и его равномерная раздача через отверстия в бобышках, что также улучшает равномерность температурного поля. Настоящее изобретение будет полно описано при помощи фиг. 1-6. На фиг. 1 представлен общий вид газогенератора, продольный разрез; на фиг. 2 – поперечный разрез газогенератора А-А по коллектору подвода избыточного компонента, на фиг.3 – вид по стрелке В на фиг.2 со стороны патрубка подвода избыточного компонента в коллектор; на фиг.4 – место Б соединения огневого днища и рубашки охлаждения камеры сгорания на фиг.1; на фиг.5 – поперечный разрез по ГГ на фиг.4 по тангенциальным отверстиям; на фиг.6 – продольный разрез по ДД по рубашке охлаждения на фиг.1. Газогенератор состоит из головки 1, камера сгорания 2 и коллектора 3 подвода избыточного компонента, соединенных между собой при помощи пайки и сварки. Головка 1 содержит переднее днище 4 с патрубком подвода горючего 5, среднее днище 6, огневое днище 7, форсунки окислителя 8 и форсунки горючего 9. Между передним 4 и средним днищем 6 образована полость 10 для подвода горючего к форсункам горючего 9, а между огневым днищем 7 и средним днищем 6 образована полость 11 для подвода окислителя к форсункам окислителя 8. Камера газогенератора 2 содержит наружный корпус 12 и внутреннюю оболочку 13, между которыми имеются каналы 14, 15 и 16 для протока охлаждающего компонента топлива, в данном случае окислителя. На внутренней оболочке 13 выполнены бобышки 17 с отверстиями 18, совмещенными с отверстиями 19 в наружном корпусе 12, для подачи избыточного компонента в полость 20 камеры сгорания 2. Наружная оболочка 12 камеры 2 снабжена отверстиями 21 и 22 для подвода избыточного компонента в каналы 14 и 16 (см. фиг.1 и 6. Отверстия 21 в 22 на фиг.6 показаны условно пунктиром). Внутренняя оболочка 13 снабжена отверстиями 23 для подачи избыточного компонента из каналов 15 в камеру сгорания для создания завесного охлаждения. Коллектор 3 состоит из профилированной обечайки 24 и подводящего патрубка 25 с фланцем 26. В патрубке 25 установлена диафрагма 27, перфорированная отверстиями 28. Диафрагма 27 крепится в патрубке 25 при помощи резьбового кольца 29. Часть отверстий 28 патрубками 30 соединена через отверстия 19 с отверстиями 18 в бобышках 17. В коллекторе 24 со стороны, противоположной входному патрубку 25, установлена поперечная перегородка 31. В месте крепления огневого днища 7 к внутренней оболочке 13 камеры сгорания 2 огневое днище снабжено равномерно расположенными тангенциальными отверстиями 32, направленными в сторону внутренней оболочки 13. При работе двигателя горючее через патрубок 5 поступает в полость 10 головки газогенератора, оттуда через форсунки горючего 9 впрыскивается в полость 20 камеры сгорания 2 газогенератора. Окислитель через патрубок 25 поступает в коллектор 3, часть его через отверстия 22 по каналам охлаждения 16 камеры 2 поступает в полость 11 головки 1. Часть окислителя из коллектора через отверстия 21 поступает в каналы охлаждения 14, откуда часть, охлаждая камеру, идет в полость 11 головки, а часть по этим же каналам идет в обратном направлении, охлаждает камеру и попадает в каналы 15 (см. фиг.6) с тупиками, образованными бобышками 17, и через отверстия 23 сбрасывается в камеру для создания завесного охлаждения. Из полости 11 головки 1 окислитель через форсунки 8 впрыскивается в камеру газогенератора. В результате сгорания компонентов топлива вблизи огневого днища образуется газ с высокой температурой. Большая часть окислителя через отверстия 28 поступает в коллектор и через отверстия 18 и 19 впрыскивается в полость 20 камеры сгорания. Часть окислителя через патрубки 30 с большим перепадом давлений через отверстия 18 и 19 также впрыскивается в полость 20 камеры сгорания. Избыточный компонент, поступающий через отверстия 18 и 19, смешивается с горючим газом, идущим от огневого днища. После смешения образуется газ с пониженной температурой, используемый для привода турбины ТНА. При этом обеспечивается надежное охлаждение газогенератора и требуемая для надежной работы турбины равномерность температурного поля. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.02.2003
Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004
|
||||||||||||||||||||||||||