Патент на изобретение №2204644

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2204644 (13) C2
(51) МПК 7
E01D2/00, E01D2/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 08.04.2013 – прекратил действиеПошлина: учтена за 6 год с 24.05.2006 по 23.05.2007

(21), (22) Заявка: 2001113605/03, 23.05.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.05.2001

(45) Опубликовано: 20.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ГЛИНКА Н.Н., ПОСПЕЛОВ Н.Д. Клееные пролетные строения мостов. – М.: Транспорт, 1964, с.48-53. RU 12141 U1, 16.12.1999. RU 2032042 C1, 27.03.1995. US 1616480 A, 08.12.1927. US 2380060 A, 10.07.1945. DE 3717197 A1, 01.12.1988. DE 2454411 A, 20.05.1976. GB 2139672 A, 14.11.1984. ГИБШМАН Е.Е. Проектирование деревянных мостов. – М.: Транспорт, 1976, с.173-182. КАРЛСЕН Г.Г. Конструкции из дерева и пластмасс. – М.: Стройиздат, 1975, с.406-418. КАРЛСЕН Г.Г. Деревянные конструкции. – М.: Стройиздат, 1961, с.182. ЕВГРАФОВ Г.К., БОГДАНОВ Н.Н. Проектирование мостов. – М.: Транспорт, 1966, с.71-78.

Адрес для переписки:

644080, г.Омск, пр-т Мира, 5, СибАДИ, патентно- информационный отдел

(71) Заявитель(и):

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(72) Автор(ы):

Уткин В.А.,
Пузиков В.И.,
Кобзев П.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(54) ДОЩАТО-КЛЕЕНОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ


(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству и предназначено для мостов с деревянными пролетными строениями. Дощато-клееное пролетное строение содержит вертикальные клееные прямоугольного поперечного сечения балки заводского изготовления, верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом проезжей части и элементом главных балок. Новым является то, что собранная на месте строительства клееная деревоплита проезжей части состоит из перекрестных под углом 90o слоев горизонтальных досок-заготовок, уложенных на всю ширину моста под углом 45o к оси балок с устройством клеевых швов с балками и между слоями и образованием многоребристой балочной системы. Технический результат изобретения состоит в повышении несущей способности дощато-клееных пролетных строений, снижение материалоемкости, трудоемкости их при изготовлении и монтаже. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.


Изобретение относится к строительству и предназначено для мостов с деревянными пролетными строениями.

Известна конструкция деревянных пролетных строений с клееными продольными элементами в виде объединенных попарно посредством сборных диафрагм балок прямоугольного [1] и двутаврового [2] поперечного сечения, а также коробчатых балок [3] , на которые уложена поперечная клееная деревоплита с асфальтобетонным покрытием.

Недостаток этой конструкции заключается в том, что формирующая проезжую часть поперечная деревоплита, упруго распределяя временную нагрузку между балками, не участвует в совместной с ними работе.

Из известных технических решений наиболее близкой по технической сущности к заявляемому объекту является клееное пролетное строение коробчатого сечения [3] , содержащее в своем составе верхнюю деревоплиту из продольных горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом коробчатого поперечного сечения пролетного строения и проезжей части его и участвующую в совместной работе этих элементов.

Недостаток этой конструкции заключается в том, что плита проезжей части в условиях местного изгиба работает поперек волокон, когда прочность древесины в значительной степени ниже прочности ее при работе вдоль волокон, что в свою очередь приводит к неоправданно большой толщине плиты, высокой материалоемкости и трудоемкости изготовления пролетных строений. Кроме того, наличие в растянутой зоне клеевых швов по кромкам досок недопустимо и исключает возможность практического применения такой конструкции в строительстве.

Задачей изобретения является повышение несущей способности дощато-клееных пролетных строений, снижение материалоемкости, трудоемкости их при изготовлении и монтаже.

Указанный технический результат достигается тем, что дощато-клееное пролетное строение, содержащее в своем составе верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом проезжей части и главных балок пролетного строения, согласно изобретению составлено:
1) из вертикальных клееных прямоугольного поперечного сечения балок заводского изготовления и собранной на месте строительства клееной деревоплиты проезжей части из перекрестных под углом 90o слоев горизонтальных досок-заготовок, уложенных на всю ширину моста под углом 45o к оси балок с устройством клеевых швов с балками и между слоями и образованием многоребристой балочной системы,
2) из вертикальных клееных прямоугольного поперечного сечения балок заводского изготовления, объединенных снизу попарно или секциями более двух и сверху на всей ширине моста посредством собранных на месте строительства горизонтальных плит из перекрестных под углом 90o слоев горизонтальных досок-заготовок, закрепленных к балкам под углом 45o с устройством клеевых швов с балками и между слоями, с образованием коробчатых поперечных сечений в виде отдельных секций или многосекционных коробок.

Ряд указанных отличий являются существенными:
1. По признаку образования поясов основного несущего элемента в аналогах и прототипе доски поясов размещены параллельно продольной оси балок, тогда как пояса заявляемой конструкции (в случае многоребристой конструкции – верхний пояс, а в случае коробчатых конструкций – верхний и нижний пояса) выполнены в виде собранных на месте строительства многослойных клееных горизонтальных плит из перекрестных по углом 90o слоев досок-заготовок, закрепленных к балкам под углом 45o с устройством клеевых швов с балками и между слоями. В известном решении [4] пояса дощато-гвоздевых коробчатых блоков образованы слоями перекрестных под углом 45o к продольной оси блоков-заготовок, при этом верхние пояса не являются составной частью плиты проезжей части.

2. По признаку компоновки поперечного сечения пролетные строения-аналоги составлены из клееных балок (коробок) и уложенной поверху из сборных блоков поперечной деревоплиты, которая упруго распределяет временную нагрузку между балками (коробками) и не участвует в совместной работе с ними. В заявляемой конструкции проезжая часть образована клееной деревоплитой из перекрестных досок, которая одновременно входит в состав верхних поясов главных балок (коробок). Следует отметить, что в конструкции-прототипе, в которой плита проезжей части включена в состав сечения коробчатой балки, продольное расположение клеевых швов между досками плиты из условий работы плиты на изгиб поперек моста не допускается современными нормами, в то время как заявляемое решение с требованиями СНиП согласуется.

3. По признаку увеличения долговечности против гниения и защиты от увлажнения конструкция-прототип и заявляемое решение предполагают применение сухого материала, антисептирование и устройство защитной гидроизоляции. При этом в заявляемом решении конструкция проезжей части представлена многослойной клееной деревоплитой из перекрестных досок-заготовок, склеиваемых между собой по пласти с перекрытием швов, что, с одной стороны, уменьшает количество швов между досками по сравнению с деревоплитой из вертикальных досок, а с другой стороны, все вертикальные швы в нижних слоях плиты из перекрестных досок перекрыты. Защите подлежат только верхние вертикальные швы верхнего слоя досок деревоплиты. Устройство оклеечной изоляции поверхности, например, из мостопласта и асфальтированного покрытия повышенной водонепроницаемости при обеспечении водоотвода с проезжей части создает надежную защиту деревоплиты и всех несущих элементов пролетного строения от увлажнения.

Таким образом, заявляемое пролетное строение моста обладает совокупностью признаков, отличающих его от прототипа и известных решений и позволяющих достичь увеличения грузоподъемности, снижения материалоемкости, трудоемкости изготовления и монтажа, повысить защищенность от увлажнения и долговечность этой конструкции.

На фиг. 1 изображено поперечное сечение многоребристого открытого снизу дощато-клееного пролетного строения; на фиг.2 – план клееной деревоплиты проезжей части, вид по А-А на фиг.1; на фиг.3 – поперечное сечение пролетного строения с отдельными коробчатыми секциями; на фиг.4 – поперечное сечение моста с раздельными для движения в двух направлениях двухсекционными коробчатыми пролетными строениями; на фиг.5 – план пролетного строения, вид по Б-Б на фиг.4; на фиг.6 – поперечное сечение многосекционного коробчатого пролетного строения на всю ширину моста.

Дощато-клееное пролетное строение (фиг.1, 2) составлено из вертикальных клееных прямоугольного поперечного сечения балок 1 заводского изготовления и собранной на месте строительства деревоплиты 2 проезжей части 3 из перекрестных в несколько слоев под углом 90o досок-заготовок 4, при этом балки 1 установлены на постоянные опоры по эпюре поперечного уклона 5, а доски-заготовки 4 деревоплиты 2 проезжей части 3 уложены послойно по пласти на всю ширину моста под углом 45o к оси балок 1 с устройством клеевых швов с балками 1 и между слоями.

Дощато-клееное пролетное строение (фиг. 3) составлено из вертикальных клееных прямоугольного поперечного сечения балок 1 заводского изготовления, объединенных на месте строительства попарно снизу деревоплитой 6, а сверху – общей плитой 2 проезжей части 3, собранных из перекрестных в несколько слоев под углом 90o досок-заготовок 4 с образованием отдельных коробчатых секций 7. При этом балки 1 установлены на постоянные опоры по эпюре поперечного уклона 5, а доски-заготовки 4 деревоплиты 2 проезжей части 3 и нижней деревоплиты 6 закреплены под углом 45o к оси балок с устройством клеевых швов с балками 1 и между слоями.

Дощато-клееное пролетное строение (фиг.4-6) отличается от изображенного на фиг. 3 тем, что все клееные балки 1 объединены в многосекционное коробчатое пролетное строение посредством единой горизонтальной клееной деревоплиты 8 снизу и деревоплиты 2 проезжей части 3 сверху.

Пролетное строение (фиг.1) после объединения клееных балок 1 с многослойной клееной из досок-заготовок 4 на всю ширину проезда плитой 2 путем последовательного наклеивания методом гвоздевого прижима под углом 45o к балкам дощатых слоев работает как многоребристая конструкция с деформируемым, в зависимости от жесткости поперечных связей, или недеформируемым поперечным сечением. С достаточной степенью приближения она может быть представлена в виде системы Т-образных балок, объединенных поперечной конструкцией определенной жесткости. При этом жестко прикрепленная к балкам 1 многослойная из перекрестных под углом 45o досок 4 клееная плита 2 будет воспринимать возникающие при продольном изгибе сжимающие напряжения в направлении волокон с коэффициентом понижения, равным sin45o.

С другой стороны, многослойная из перекрестных под углом 45o досок 3 клееная плита 2 в составе поперечной конструкции работает на локальный изгиб от временной нагрузки как составное прямоугольное сечение, в котором сжимающие и растягивающие напряжения воспринимаются в направлении вдоль волокон также с коэффициентом понижения, равным sin45o. Аналогичным образом может быть объяснена работа коробчатых систем, в которых нижние пояса из клееной деревоплиты с перекрестными досками работают только на продольные усилия.

Предлагаемое пролетное строение обладает резервом увеличения грузоподъемности при увеличении высоты сечений, толщины поясов при увеличении числа слоев и утолщении перекрестных досок. Конструкция его технологична в изготовлении, при транспортировании и монтаже, отличается от известных решений более низкой материалоемкостью за счет включения деревянной проезжей части в совместную работу.

Источники информации
1. Проект ГИПРОДОРНИИ (Ленинградский филиал). Пролетные строения из клееной древесины заводского изготовления длиной 6, 9, 12, 15 и 18 м для экспериментального строительства автодорожных мостов, 1974.

2. Глинка Н. Н. , Поспелов Н.Д. Клееные пролетные строения мостов. М.: Транспорт, 1964, с.52, 53.

3. Глинка Н. Н. , Поспелов Н.Д. Клееные пролетные строения мостов. М.: Транспорт, 1964, с.48, 49.

4. Патент РФ на изобретение по заявке 99121132/03 от 08.10.1999. Дощато-гвоздевое пролетное строение. Решение о выдаче патента от 19.12.2000.

Формула изобретения


1. Дощато-клееное пролетное строение, содержащее вертикальные клееные прямоугольного поперечного сечения балки заводского изготовления, верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом проезжей части и элементом главных балок, отличающееся тем, что собранная на месте строительства клееная деревоплита проезжей части состоит из перекрестных под углом 90o слоев горизонтальных досок-заготовок, уложенных на всю ширину моста под углом 45o к оси балок с устройством клеевых швов с балками и между слоями и образованием многоребристой балочной системы.

2. Пролетное строение по п. 1, отличающееся тем, что в образованной многоребристой балочной системе балки объединены снизу попарно или секциями более двух посредством собранных на месте строительства горизонтальных плит из перекрестных под углом 90o слоев горизонтальных досок-заготовок, закрепленных к балкам под углом 45o с устройством клеевых швов с балками и между слоями, с образованием коробчатых поперечных сечений в виде отдельных секций или многосекционных коробок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.05.2007

Извещение опубликовано: 27.07.2008 БИ: 21/2008


Categories: BD_2204000-2204999