Патент на изобретение №2204171
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ
(57) Реферат: Учебное пособие по моделированию рельефа местности предназначено для обучения студентов инженерно-строительных специальностей и позволяет повысить эффективность и наглядность при разработке проектных решений объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. путем увеличения вариантности генпланов указанных объектов. На корпусе закреплены поперечные брусья, на которых установлены движущие механизмы. Движущие механизмы состоят из штанги, сопряженной с шестерней, закрепленной на валу. На противоположном конце вала установлены регуляторы с упором. Верхний конец штанги движущегося механизма снабжен гибкими рельефообразующими устройствами. На свободных промежутках брусьев дополнительно установлены движущие механизмы, на верхний конец штанги которых насажены цилиндрические зубчатые направляющие. На верхнем торце направляющих жестко закреплены съемные рельефообразующие куполообразные жесткие формы поверхности земли. Куполообразные формы имеют разную конфигурацию в плане, отражающую естественные рельефы поверхности земли. Направляющие сопряжены с валом, имеющим винтовую нарезку в месте сопряжения с направляющей. Другой конец вала снабжен регулятором с упором и выведен на панель управления учебного пособия. На основание поверхности земли нанесена координатная сетка. 6 ил. Изобретение относится к учебным пособиям по моделированию рельефа местности и предназначено для обучения студентов инженерно-строительных специальностей, например, по специальностям водоснабжение и водоотведение, теплогазоснабжение и вентиляция и другие. Известно учебное пособие по моделированию рельефа местности, выполненное в виде деревянного ящика, на фанерной крышке которого вырезаны плоскости, соответствующие определенной горизонтали, которые при помощи строек и рычагов могут образовывать рельеф местности. (Плугин В.Г., Краевой Ю.П. Наглядные пособия и тренажеры по военной топографии. – М., 1963, с.37-39). Недостатком этого пособия является отсутствие вариантности моделирования рельефа местности, что ограничивает наглядность при разработке проектных решений для различных генпланов объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и других генпланов коммуникаций. Известно учебное пособие, отражающее рельеф местности, представляющее собой основание, на котором размещены карта и макет местности (см. а.с. СССР 1347092, MKИ 4 G 09 B 26/08). Недостатком учебного пособия является невозможность изменения рельефа местности, что ограничивает наглядность при разработке проектных решений для различных генпланов объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и других генпланов инженерных коммуникаций. Известно устройство для моделирования рельефа местности, содержащее корпус, основание поверхности земли и макеты зданий, при этом основание поверхности земли выполнено подвижным (см. патент Великобритании 1300737, кл. G 09 В 25/06 1972 г.). Недостатком такого устройства является неизменность планировки местности, что не дает возможность создавать варианты различных генпланов объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и других генпланов инженерных коммуникаций. Прототипом изобретения является учебное пособие по моделированию рельефа местности, содержащее корпус, основание поверхности земли с координатной сеткой, макеты зданий и сооружений, имеющих возможность изменения их взаимоположения относительно основания поверхности земли, при этом основание поверхности земли выполнено подвижным с помощью движущих механизмов (см. патент 2163397, кл. G 09 B 25/05, опуб. 20.02.01). Недостатком этого учебного пособия является 1) невозможность создания достаточно сильно пересеченного рельефа местности; 2) невозможность создания территории с рельефом местности, состоящей из нескольких террас со значительной разностью отметок, а следовательно, невозможность разбивания местности на зоны (пояса), например канализуемые самостоятельно; 3) ограничена возможность создания рельефа местности с хорошо выраженным уклоном к водоему. Указанные недостатки обуславливают невозможность создания системы, например, водоснабжения и канализации городов, населенных пунктов, промышленных предприятий а) по схеме “параллельного зонирования” водоснабжения и “последовательного зонирования” водоснабжения; б) ограничивает вариантность рассматривания проектных решений по пересеченной и перпендикулярной схемам канализационных сетей. Изобретение направлено на повышение эффективности обучения студентов инженерно-строительных специальностей при разработке проектов систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. путем увеличения вариантности генпланов указанных систем путем создания сильно пересеченного рельефа местности и территории с рельефом местности, состоящей из нескольких террас со значительной разностью отметок. Задача достигается тем, что в учебном пособии по моделированию рельефа местности, содержащем корпус, основание поверхности земли с нанесенной на нее координатной сеткой, макеты зданий и сооружений, имеющие возможность изменения их взаимоположения относительно основания поверхности земли; закрепленные на корпусе поперечные брусья, на которых установлены движущие механизмы, состоящие из штанги, сопряженной с шестерней, закрепленной на валу, а на противоположном конце вала установлены регуляторы с упором; верхний конец штанги движущегося механизма снабжен рельефообразующими устройствами, например системой гибких дисков, на свободных промежутках брусьев дополнительно установлены движущие механизмы, на верхний конец штанги которых насажены цилиндрические зубчатые направляющие, на верхнем торце которых жестко закреплены съемные рельефообразующие куполообразные жесткие формы поверхности земли, выполненные разной конфигурации в плане, отражающие естественные рельефы поверхности земли, указанные направляющие сопряжены с валом, имеющим винтовую нарезку в месте сопряжения с направляющей, а другой конец вала снабжен регулятором с упором и выведен на панель управления учебного пособия. На фиг. 1 – представлен общий вид учебного пособия рельефа местности; фиг. 2 – конструкция движущего механизма с гибкими рельефообразующими устройствами; фиг. 3 – конструкция регулятора с упором; фиг.4 – выпуклая поверхность земли при максимальной отметке; фиг.5 – вогнутая поверхность земли при минимальной отметке; фиг.6 – конструкция движущего механизма с жесткими формами рельефообразующих устройств. Учебное пособие (фиг.1) включает стационарный корпус 1 с движущими механизмами гибких рельефообразующих устройств 2 и жестких рельефообразующих устройств 3. Корпус 1 выполнен с поперечными брусьями 4. Верх корпуса 1 представляет собой подвижное основание поверхности земли 5 с водоемами 6. Модель поверхности земли двухслойная из эластичного материала 7 и наклеенного на него поролонового покрытия 8, окрашенного в зеленый цвет. На покрытие 8 нанесена координатная сетка 9. На стационарном корпусе 1 предусмотрены две боковые панели управления 10, расположенные на противоположных сторонах корпуса 1. На панелях управления 10 установлены регуляторы 11, 12, 13, с подвижными упорами 14, 15, 16. Изменение рельефа местности производится с помощью движущих механизмов 2, которые закреплены на поперечных брусьях 4 корпуса 1 и движущих механизмов 3, установленных также на поперечных брусьях 4 корпуса 1. Движущий механизм 2 включает в себя шестеренку 17 (фиг.2) насаженную на вал 18 и штангу 19 с резиновым кругом 20. На конец штанги 19 также насаженны три гибких диска 21. Между верхним и вторым сверху дисками 21 установлена шайба 22. Резиновый круг 20, резиновое полотно 7 (основание) и диски 21 неподвижно зафиксированы на конце штанги 19 контргайками 23. Регулятор 11 снабжен защелкой 24, подпружиненной опорной пружиной 25. Управление механизмом 2 (фиг.1) производится с помощью регулятора 11 с упором 14, насаженного на конце вала 18 и выведенного на панель управления 10 (фиг. 1; фиг.2). Нажатием на упор 14 (фиг.3) защелка 24 из исходного положения отходит в направление указанной стрелкой и создается возможность поворота регулятора 11 вокруг своей оси. При повороте регулятора 11 по часовой стрелке (фиг. 4) штанга 19 поднимается и создается возвышенный участок рельефа местности, при повороте против часовой стрелки (фиг.5) штанга 19 опускается и создается пониженный участок рельефа местности. В результате этого появляется возможность изменения и фиксации относительной отметки рельефа местности с помощью защелки 24. Фиксация отметки поверхности земли осуществляется при возврате упора 14 (фиг.3) в исходное положение при помощи опорной пружины 25. Управление верхней частью механизма 3 производится с помощью регулятора 12 с упором 15, насаженного на конце вала 28 и выведенного на панель управления 10 (фиг.6). Нажатием на упор 15 (фиг.3) защелка 24 из исходного положения отходит в направление, указанное стрелкой, и создается возможность поворота регулятора 12 вокруг своей оси. При повороте регулятора 12 вокруг своей оси вал 28 при помощи винтовой части 29 одновременно сопрягается и вращает цилиндрическую зубчатую направляющую 26 вокруг своей оси, что создает возможность вращения куполообразной жесткой формы поверхности 27 в заданном направлении. Защелка 24 позволяет изменять и фиксировать положения куполообразной формы поверхности 27 в горизонтальной плоскости. Фиксация куполообразной жесткой формы поверхности 27 осуществляется при возврате упора 15 (фиг.3) в исходное положение при помощи опорной пружины 25. Управление нижней частью механизма 3 производится с помощью регулятора 13 с упором 16, насаженного на конце вала 18 и выведенного на панель управления 10. При повороте регулятора 13 по часовой стрелке одновременно поднимается штанга 19 с закрепленной на ней цилиндрической зубчатой направляющей 26 с куполообразной жесткой формой поверхности 27 и создается заданный вид рельефа местности, при повороте против часовой стрелки штанга 19 опускается вместе с цилиндрической зубчатой направляющей и куполообразной жесткой формой поверхности 27 и участок рельефа местности приобретает изначальный (горизонтальный) вид. Таким образом, производится регулирование рельефа местности по вертикали. Для учебных занятий используются макеты зданий различного назначения и сооружений инженерных систем, выполненные в соответствии с заданным масштабом местности. Указанные макеты снабжены игольчатыми фиксаторами для изменения места закрепления их на поверхности земли, что создает возможность изменения генпланов объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. Изменение планировки зданий различного назначения и сооружений, которые являются объектами водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, ведет к изменению проектных решений инженерных коммуникаций, независимо от изменения рельефа местности. Таким образом, увеличивается вариантность генпланов объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и, соответственно, проектных решений инженерных коммуникаций, что ведет к увеличению наглядности и эффективности обучения студентов инженерно-строительных специальностей. При разработке проектных решений вариантность проектирования может быть достигнута также применением соотношения масштабов учебного пособия рельефа местности и макетов зданий и сооружений по вертикали и горизонтали 1:10, например, по вертикали М1:50;1:100; по горизонтали М1:500; 1:1000, что позволяет иметь вариантность ситуационных решений до 4000 видов. Увеличение вариантности генпланов объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения обеспечивает увеличение эффективности и наглядности обучения студентов инженерно-строительных специальностей при использовании предложенного учебного пособия. Для примера было изготовлено учебное пособие для обучения студентов по специальности водоснабжения и водоотведения. Учебное пособие (фиг.1) включает стационарный корпус 1 с движущими механизмами 2 и 3. Для придания жесткости конструкции в корпусе 1 предусмотрены поперечные брусья 4 с шагом 30 см. Верх корпуса 1 представляет собой подвижное основание поверхности земли 5 с источниками водоснабжения 6. Модель поверхности земли двухслойная из эластичного материала, например из резинового полотна 7 и наклеенного на него поролонового покрытия 8, окрашенного в зеленый цвет. На покрытие 8 нанесена координатная сетка 9. На макете местности имеются источники водоснабжения 6: река, водохранилище и т.д., выполненные из окрашенного в голубой цвет оргстекла и закрепленные на корпусе 1. На стационарном корпусе 1 предусмотрены две боковые панели управления 10, расположенные на противоположных сторонах корпуса 1. На панелях управления 10 установлены регуляторы 11, 12, 13 с подвижными упорами 14, 15, 16 в количестве по 18 штук с каждой стороны. Изменение рельефа местности производится с помощью движущих механизмов 2, которые закреплены на поперечных брусьях 4 корпуса 1 в шахматном порядке с сеткой 45 ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.08.2004
Извещение опубликовано: 27.03.2006 БИ: 09/2006
|
||||||||||||||||||||||||||