Патент на изобретение №2204065

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2204065 (13) C2
(51) МПК 7
F16C33/00, F16C33/10
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000110252/28, 20.04.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.04.2000

(43) Дата публикации заявки: 10.03.2002

(45) Опубликовано: 10.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2011902, 30.04.1994. RU 2108498, 10.04.1998. RU 2117194, 10.08.1998. СН 664427, 29.02.1988.

Адрес для переписки:

344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка Народного ополчения, 2, РГУПС, НИС, патентная группа

(71) Заявитель(и):

Ахвердиев Камил Самед-оглы,
Приходько Виктор Маркович

(72) Автор(ы):

Лубягов А.М.,
Козубенко В.Г.,
Ахвердиев К.С.-о.,
Приходько В.М.,
Луговской Б.К.

(73) Патентообладатель(и):

Ахвердиев Камил Самед-оглы,
Приходько Виктор Маркович

(54) МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК


(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям узлов трения локомотивов. Моторно-осевой подшипник содержит два вкладыша, один из которых выполнен с окном, при этом каждый вкладыш состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин. В отверстия бронзовых пластин запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области. Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя подшипника выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала. Технический результат – увеличение срока службы, экономия цветных металлов при изготовлении, упрощение технологии изготовления. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении.

Широко известные моторно-осевые подшипники состоят из двух вкладышей, каждый из которых состоит из двух слоев: опорного (латунь) и несущего (баббит). Один из вкладышей имеет окно для подачи смазки в зону трения (см. “Электровоз ВЛ-8”). Руководство по эксплуатации. -М.: Транспорт, 1982, стр. 28-30; см. М.Д. Рахматулин “Ремонт тепловозов”. -М.: Транспорт, 1977, стр. 421-424).

Недостатком работы известных моторно-осевых подшипников является использование цветных металлов, их недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, что приводит к более быстрому износу несущего баббитового слоя вкладышей.

Прототипом заявленному изобретению является моторно-осевой подшипник (см. патент 2011902 на изобретение: “Моторно-осевой подшипник”, Ахвердиев К. С. , Приходько В. М. , Гиоев З.Г. Бюл. 8 от 30.04.1994 г.), содержащий два вкладыша, один из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из двух слоев – опорного и рабочего несущего. В опорном слое вкладыша без окна выполнены две радиальные секторные проточки, закрытые вставками ответной формы из того же материала, что и опорный слой. После заливки вкладышей баббитом в зонах расположения резервуаров сверлится система отверстий, имитирующая пористость, а в расположениях между резервуарами в шахматном порядке запрессованы фторопластовые таблетки. После расточки вкладышей под необходимый внутренний диаметр в полученные резервуары запрессовывается вязкопластичная смазка через отверстия, выполненные с наружной стороны опорного слоя вкладыша без окна. Моторно-осевые подшипники служат для опоры тягового двигателя на ось движущейся колесной пары.

Недостатки прототипа: недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, неэкономичность, ввиду использования цветного металла несущего слоя и сложной технологией нанесения несущего баббитового слоя и недостаточной герметизацией источника смазки.

Для устранения этих недостатков в моторно-осевом подшипнике, содержащем два вкладыша, один из которых выполнен с окном, и согласно изобретению каждый из вкладышей состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин, в отверстия которых запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области.

Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.

Предложенное конструктивное решение позволяет повторно использовать опорный стальной слой изношенных моторно-осевых подшипников локомотивов, использует эффект пористого материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании. Микропористые полимерные вставки являются также аккумуляторами равномерного распределения смазки на рабочей поверхности, что обеспечивает высокую надежность и долговечность работы моторно-осевого подшипника.

Существенными отличиями предложенного решения являются признаки: рабочий несущий баббитовый слой заменен на несущие выступающие из опорного слоя бронзовые пластины с запрессованными в них микропористыми полимерными вставками.

На чертеже представлен предлагаемый подшипник.

Он состоит из двух 1 и 2 вкладышей, один из которых выполнен с окном 3. На внутренней поверхности стального опорного слоя вкладыша в пазах винтами закреплены выступающие бронзовые пластины 4 с микропористыми полимерными вставками 5.

Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.

Предложенный моторно-осевой подшипник является подшипником скольжения с эффектом самосмазывания за счет микропористого полимерного материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании, и участия его в распределении теплового потока. При этом продлевается срок службы моторно-осевого подшипника и достигается сплошность смазочной пленки.

Лабораторные и эксплуатационные испытания предлагаемого варианта моторно-осевого подшипника показали, что предлагаемый подшипник более долговечен и надежен в работе по сравнению с базовым и на порядок снижает расход цветных металлов (принятым за прототип).

Формула изобретения


1. Моторно-осевой подшипник, содержащий два вкладыша, один из которых выполнен с окном, отличающийся тем, что каждый вкладыш состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин, в отверстия которых запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области.

2. Моторно-осевой подшипник по п. 1, отличающийся тем, что для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 21.04.2004

Извещение опубликовано: 10.03.2006 БИ: 07/2006


Categories: BD_2204000-2204999