Патент на изобретение №2204047

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2204047 (13) C2
(51) МПК 7
F02K11/00, F03H1/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001110901/06, 19.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.04.2001

(45) Опубликовано: 10.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
КЕЙВНИ Л. и др. Космические двигатели: состояние и перспективы – М.: Мир, 1988, с. 154. RU 2044925 C1, 27.09.1995. RU 2094965 С1, 27.10.1997. RU 2099572 C1, 20.12.1997. RU 2099573 C1, 20.12.1997. RU 2162958 С2, 10.02.2001. DE 2557775 А1, 30.06.1977. СН 620796 А5, 15.12.1980. US 4800716 А, 31.01.1989. DE 3900427 A1, 16.08.1990. КЕЙВНИ Л. и др. Космические двигатели: состояние и перспективы – М.: Мир, 1988, с. 193, рис. 2.10а и 2.10б.

Адрес для переписки:

197082, Санкт-Петербург, ул. Красного Курсанта, 16, ВИКУ им. А.Ф.Можайского, В.Ф.Фатееву

(71) Заявитель(и):

Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского

(72) Автор(ы):

Скребков С.А.,
Наркевич Н.Н.,
Уртминцев И.А.,
Гончар А.А.,
Боцула А.А.

(73) Патентообладатель(и):

Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского

(54) ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ


(57) Реферат:

Жидкостный ракетный двигатель малой тяги работает на жидком химическом топливе, состоит из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенная на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания, и реактивного сопла. Втулка и реактивное сопло выполнены из диэлектрического материала. Реактивное сопло имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участка реактивного сопла. Электроды соединены с тоководами, расположенными в наружных продольных пазах реактивного сопла электроизолированно от корпуса, и выведены из него. Изобретение позволит повысить удельный импульс двигателя. 1 ил.


Изобретение относится к машиностроению – к космической технике и может быть использовано для создания тяги на летательном аппарате.

Известен электротермический двигатель (ЭТД), состоящий из камеры, реактивного сопла, нагревателя, расположенного внутри камеры, соединенного с источником энергии /Космические двигатели: состояние и перспективы /Под ред. Л. Кейвни. – М. : Мир, 1998. – с. 193, рис.2.10.а/. В камере ЭТД электрическая энергия используется для нагрева газообразного рабочего тела. Недостатком устройства является невысокий удельный импульс. Скорость истечения пропорциональна произведению температуры рабочего тела Т на газовую постоянную R W. Предельное значение скорости определяется веществом, используемым в качестве рабочего тела. В случае водорода, имеющего наибольшую газовую постоянную R при предельно возможных температурах нагрева, удельный импульс приближается к W =1000 м/с.

Известен электродуговой двигатель (ЭДД), состоящий из камеры с расположенными в ней электродами, соединенными с источником электроэнергии и реактивного сопла /Там же, с. 193, рис. 2.10.б/. Нагрев рабочего тела происходит за счет протекания по нему электрического тока. Недостатком устройства являются ограничения на величину удельного импульса и невысокий КПД, обусловленный потерями на ионизацию рабочего тела и потерями тепла высокотемпературной плазмы в элементах конструкции двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать двухкомпонентный жидкостный ракетный двигатель малой тяги (ЖРДМТ) Rb – 6, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенной на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания и реактивного сопла /Там же, с. 154/. Двигатель использует топливную пару N2O4 и монометилгидразин, развивает тягу около 2Н и имеет удельный импульс W ~ 1860 м/с в импульсном режиме. Недостатком двигателя является сравнительно невысокая экономичность.

Целью изобретения является повышение удельного импульса за счет подвода дополнительной электроэнергии от отдельного источника.

Указанная цель достигается тем, что в ЖРДМТ, работающем на жидком химическом топливе, состоящем из цилиндрического корпуса, в котором установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенная на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания, и реактивного сопла, втулка и реактивное сопло выполнены из диэлектрического материала, а реактивное сопло имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участка реактивного сопла, а электроды соединены с соответствующими токовводами, расположенными в наружных продольных пазах реактивного сопла электроизолированно от корпуса, и выведены из корпуса.

Сущность изобретения поясняется схемой, представленной на чертеже.

Устройство содержит корпус 1, смесительную головку 2 с форсунками для подачи компонентов ракетного топлива, полую втулку 3 и реактивное сопло, состоящее из участков 4 и 5 из диэлектрического материала. В двух кольцевых пазах установлены кольцевые электроды 6 из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участков 4 и 5 реактивного сопла. Электроды 6 соединены с соответствующими токовводами 7, расположенными в наружных продольных пазах 8 элементов реактивного сопла 4 и 5. Электрическая изоляция токовводов 7 от корпуса 1 обеспечивается изоляторами 9, установленными в пазах 8. Тоководы 7 выведены из корпуса 1.

Корпус двигателя 1 и смесительная головка 2 выполняются из нержавеющей стали, а втулка 3 и элементы реактивного сопла 4 и 5 – из окиси или карбида циркония, материал электродов 6 – вольфрам.

Устройство работает следующим образом. Самовоспламеняющиеся компоненты ракетных топлив под избыточным давлением подаются в камеру двигателя через форсунки в смесительной головке 2. В камере сгорания, образованной внутренней полостью втулки 3 и внутренней поверхностью смесительной головки 2, происходит смешение и горение компонентов. Продукты сгорания нагреваются и истекают через реактивное сопло, создавая тягу.

Температура продуктов сгорания в случае применения пары N2O4 и (несимметричный диметилгидразин) НДМГ достигает ~3500 К, в их состав входят диссоциированные продукты сгорания, обладающие электропроводностью. При подключении электродов 6 через токовводы 7 к внешнему источнику электропитания происходит ионизация продуктов сгорания, образование и поддержание дугового разряда. Подводимая к продуктам сгорания дополнительная энергия приводит к повышению температуры рабочего тела в реактивном сопле и удельного импульса двигателя.

В случае применения предлагаемого устройства в составе двигательной установки для коррекции орбиты космического аппарата (КА) массой 2…2,5 т, находящегося на геостационарной орбите, потребная величина тяги составляет ~ 0,5 Н. Коррекция орбиты может производиться 1 раз в сутки. В ходе совершения маневра относительное время работы двигателя между включениями составляет

где tраб – время работы за период между включениями.

При tраб = 60 с tраб=60/(360024)=0,00069.

Тогда при использовании разрядно-накопительного устройства для питания двигателя электрическим током мощность, потребляемая накопительным устройством от системы электропитания (СЭП) КА, составляет:
Рд,
где P – мощность, подводимая к двигателю.

При мощности, подводимой к двигателю, Р=1000 Вт без учета потерь, потребление от СЭП КА составит:
Рд=10000,00069=0,69 Вт.

При этом удельный импульс для компонентов N2O4 + НДМГ и тяге двигателя 0,5 Н повышается по оценочным расчетам почти на 43%.

Формула изобретения


Жидкостный ракетный двигатель малой тяги, работающий на жидком химическом топливе, состоящий из цилиндрического корпуса, в который установлена полая втулка из жаропрочного материала, расположенная на корпусе смесительной головки, образующей с внутренней полостью втулки полость камеры сгорания, и реактивного сопла, отличающийся тем, что втулка и реактивное сопло выполнены из диэлектрического материала, а реактивное сопло имеет два кольцевых паза, в которые установлены кольцевые электроды из жаростойкого материала, внутренний диаметр которых равен внутреннему диаметру участка реактивного сопла, электроды соединены с соответствующими тоководами, расположенными в наружных продольных пазах реактивного сопла электроизолированно от корпуса, и выведены из корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.04.2003

Извещение опубликовано: 20.02.2005 БИ: 05/2005


Categories: BD_2204000-2204999