Патент на изобретение №2204042
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
(57) Реферат: Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального подшипника закреплено на валу гайкой. Отношение наружного диаметра гайки к наружному диаметру внутреннего кольца роликоподшипника составляет 0,9-1. Гайка выполнена с сообщающимися между собой торцевыми и наклонными пазами. Отношение диаметра ролика роликоподшипника к ширине торцевых пазов составляет 1,3-2,5. Донышко наклонных пазов выполнено по радиусу, величина которого относится к радиусу ролика роликоподшипника как 0,5-0,9. Изобретение повышает надежность газотурбинного двигателя путем исключения повреждения роликоподшипника при сборке двигателя. 6 ил. Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Известен газотурбинный двигататель, рабочее колесо турбины высокого давления в котором установлено на валу компрессора с помощью болтов [1]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность из-за повышенных вибраций ротора турбины в результате невозможности балансировки отдельно собранного ротора турбины совместно с валом. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является газотурбинный двигатель, рабочее колесо турбины высокого давления в котором собирают совместно с валом турбины и внутренним кольцом подшипника, балансируют, а затем в собранном виде устанавливают в статоре двигателя [2]. Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за возможного повреждения тел качения (например, роликов) гайкой крепления на валу внутреннего кольца подшипника при сборке двигателя. Это связано с тем, что массивный ротор турбины весом более 150 кг “вслепую” устанавливают в наружном кольце подшипника, закрепленном в статоре, при этом гайка крепления внутреннего кольца подшипника проходит под роликами роликоподшипника. В случае удара гайки о сепаратор или торец ролика последний повреждается. Собранный таким образом двигатель может разрушиться из-за поломки подшипника. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности газотурбинного двигателя путем исключения повреждения роликоподшипника при сборке двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, содержащем компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления, ротор которой соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике, внутреннее кольцо которого закреплено на валу гайкой, согласно изобретению отношение наружного диаметра гайки к наружному диаметру внутреннего кольца роликоподшипника составляет 0,9-1, гайка выполнена с сообщающимися между собой торцовыми и наклонными пазами, при этом отношение диаметра ролика роликоподшипника к ширине торцовых пазов составляет 1,3-2,5, а донышко наклонных пазов выполнено по радиусу, величина которого относится к радиусу ролика роликоподшипника как 0,5-0,9. Внутреннее кольцо закреплено на валу гайкой, при этом отношение наружного диаметра гайки d к наружному диаметру D внутреннего кольца роликоподшипника составляет 0,9-1. В случае, когда d<0,9 D, при сборке возможно повреждение ролика подшипника в результате удара ролика о внутреннее кольцо. При d>D не обеспечивается сборка турбины. Выполнение гайки с сообщающимися между собой торцовыми и наклонными пазами обеспечивает ее заворачивание и облегчает сборку ротора турбины, исключая повреждение подшипника при установке ротора турбины в двигатель. При этом отношение диаметра d ролика роликоподшипника к ширине h торцовых пазов составляет 1,3-2,5. При d/h<1,3 возможно повреждение внутренней поверхности сепаратора гайки при сборке двигателя. При d/h>2,5 будет наблюдаться ослабление пластинчатого контровочного замка, что может привести к откручиванию гайки при работе двигателя. Выполнение донышка наклонных пазов по радиусу r, величина которого относится к радиусу d ролика роликоподшипника как 0,5-0,9, позволяет избежать касания ролика своим торцем гайки и повреждение подшипника. Если r/d будет менее 0,5, то будет наблюдаться снижение надежности гайки из-за концентрации напряжений по радиусу r малому по величине. Соотношение r/d>0,9 повышает вероятность касания ролика и гайки. Изобретение проиллюстрировано следующими чертежами. На фиг. 1 показан продольный разрез газотурбинного двигателя заявляемой конструкции; на фиг.2 – элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; фиг.3 – элемент III на фиг.2; фиг.4 – элемент II на фиг.1 в увеличенном виде в процессе сборки; фиг.5 – сечение А-А на фиг.4; фиг.6 – вид Б на фиг.4. Газотурбинный двигатель 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3, турбиины высокого давления 4 и турбины низкого давления 5. Вал 6 ротора 7 турбины высокого давления 4 соединен с помощью межвального соединения 8 с валом 9 ротора 10 компрессора 2 и установлен консольно в опоре 11 радиального роликоподшипника 12. Наружное кольцо 13 роликоподшипника 12 установлено в упругом элементе 14 опоры 11, а его внутреннее кольцо 15, наружная поверхность 16 которого имеет диаметр D, закреплено стоящей перед ним гайкой 17 совместно с лабиринтом 18 на валу 6 ротора 7 турбины 4. Наружная поверхность 19 гайки 17 выполнена с диаметром d1, меньшим наружного диаметра D внутреннего кольца 15. На гайке 17 выполнены торцовые пазы 20 шириной h, а также соединенные с ними наклонные пазы 21, донышко 22 которых выполнено по радиусу r. В окружном направлении в подшипнике 12 ролики 23 удерживаются с помощью сепаратора 25 с внутренней поверхностью 26, а сам сепаратор 25 в осевом направлении удерживается торцовыми поверхностями 27 и 28 роликов 23. Работает устройство следующим образом. При работе двигателя гайка 17 фиксируется от отворачивания с помощью пластинатого замка 24, который входит в пазы 20. При сборке двигателя 1 при постановке ротора 7 турбины высокого давления 4 в двигатель 1 гайка 17 свободно проходит под роликами 23 подшипника 12, т. к. ее наружный диаметр d1 выполнен меньшим наружного диаметра D внутреннего кольца 15 подшипника 12. Когда при сборке ролики 23 попадают в пазы 20 гайки 17, то они контактируют с гайкой 17 по ее граням 29, защищая сепаратор 25 от повреждения, т. к. он выполнен из более мягкого, чем ролик, материала. Далее при осевом смещении ротора 7 вперед ролики попадают в наклонные пазы 21, выполненные за одно целое с пазами 20. Ролик 23 не ударяется о гайку 17 своим торцем. Таким образом, обеспечивается постановка ротора 7 турбины 4 в двигатель 1 без повреждения подшипника 12. Источники информации 1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1989, стр. 206, рис. 4.53. 2. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1989, стр. 205, рис. 4.52. Формула изобретения
РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): ОАО “Пермский моторный завод”
Договор № РД0004722 зарегистрирован 06.12.2005
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QZ4A – Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Пермский моторный завод”
Характер внесенных изменений (дополнений):
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
Извещение опубликовано: 27.08.2010 БИ: 24/2010
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
||||||||||||||||||||||||||