Патент на изобретение №2204038
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель треугольной формы, установленную в корпусе воздухозаборника. Подвижная панель имеет возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении и горизонтального колебательного перпендикулярно воздухозаборнику перемещения на расстояние d=(1,01,2) L с периодом колебаний Т=0,54,0 с и расположена на расстоянии с=0,0050,01 м от его передней кромки. Длина lн панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = 0,051,2. Ширина bн панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении =0,80,9. Устройство позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 3 ил. Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15o-20o (Пахомов С. В. , Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 А1 от 27.05.97). Недостатками данного бортового устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома и засасываемым двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами. Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается путем применения нижней панели треугольной формы, имеющей возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении и горизонтального колебательного перпендикулярно воздухозаборнику перемещения на расстояние d = (1,0 – 1,2)L с периодом колебаний Т = 0,5 – 4,0 с, расположенной на расстоянии с = 0,005 – 0,01 м от его передней кромки, причем длина lн панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = 0,05 – 1,2, ширина bн панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = 0,8 – 0,9. Перемещение платформы с панелью осуществляется в направляющих при помощи штока привода, закрепленного жестко на балке корпуса воздухозаборника, а самой панели перпендикулярно воздухозаборнику в направляющих платформы при помощи расположенного на ней привода. Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством постановки устройства, содержащего нижнюю панель, закрепленную на корпусе воздухозаборника, отличающегося тем, что панель треугольной формы, имеющая возможность поступательного перемещения в горизонтальном направлении и горизонтального колебательного перпендикулярно воздухозаборнику перемещения на расстояние d = (1,0 – 1,2)L с периодом колебаний Т = 0,5 – 4,0 с расположена на расстоянии с = 0,005 – 0,01 м от его передней кромки, причем длина lн панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = 0,05 – 1,2, ширина bн панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = 0,8 – 0,9. На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг.2 – вид сверху, разрез А-А, на фиг.3 – вид спереди, вид Б. Устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит подвижную панель 1, расположенную в направляющих 3 платформы 2. Панель 1 соединена шарнирно через штоки 10 с приводом 9, жестко установленным на корпусе платформы 2. Платформа 2 установлена в двух направляющих 6 и соединена шарнирно со штоком 7 привода 5, жестко закрепленного на корпусе 4 воздухозаборника 8. Панель 1 треугольной формы расположена на расстоянии с = 0,005 – 0,01 м от передней кромки воздухозаборника 8, причем длина lн панели 1 и высота В миделевого сечения воздухозаборника 8 выполнены в соотношении = 0,05 – 1,2, ширина bн панели 1 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 8 выполнены в соотношении = 0,8 – 0,9. Устройство защиты от попадания посторонних предметов работает следующим образом. Во время запуска двигателя подается сигнал на привод 5, который своим штоком 7 перемещает горизонтально поступательно вперед платформу 2 с панелью 1 в направляющих 6. При полном выдвижении панели 1 на расстояние с = 0,005 – 0,01 м от передней кромки воздухозаборника 8 подается сигнал на привод 9, штоки 10 которого вместе с панелью 1 начинают совершать горизонтальное колебательное перпендикулярно воздухозаборнику 8 перемещение на расстояние d = (1,0 – 1,2)L с периодом колебаний Т = 0,5 – 4,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 8 вихревой жгут устраняется по мере колебательного перпендикулярно воздухозаборнику 8 перемещения панели 1 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя. При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично. В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение привода 9. Панель 1 фиксируется перед входом в воздухозаборник 8, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 5, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 8. Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома. Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата. Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.02.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 14-2004
Извещение опубликовано: 20.05.2004
|
||||||||||||||||||||||||||