Патент на изобретение №2204033

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2204033 (13) C2
(51) МПК 7
F02B67/00, B60K13/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001107737/06, 22.03.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.03.2001

(45) Опубликовано: 10.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Объект 172 М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга вторая. – Издательство МО СССР, 1975, с.65-201. US 4962825 А, 16.10.1990. FR 2068341 A, 20.08.1971. GB 2206853 A, 18.01.1989. DE 3911142 А1, 10.05.1990. FR 2230513 A, 20.12.1974. RU 94007735 А1, 27.08.1996. DE 4433247 A1, 28.03.1996.

Адрес для переписки:

622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Восточное ш., 28, ГУП ПО “Уралвагонзавод”, рук. патентной службы И.А. Белову

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения,
Государственное унитарное предприятие Производственное объединение “Уралвагонзавод” им. Ф.Э. Дзержинского

(72) Автор(ы):

Андронов В.А.,
Белов Н.А.,
Вавилонский Э.Б.,
Григурко В.В.,
Демышев С.Г.,
Загуровский С.П.,
Куракса О.А.,
Малых Н.А.,
Пашнин А.В.,
Тютюгин Г.Ф.,
Харлов В.И.,
Шилов А.П.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения,
Государственное унитарное предприятие Производственное объединение “Уралвагонзавод” им. Ф.Э. Дзержинского

(54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к силовым установкам преимущественно боевых машин. Техническим результатом является повышение удельных габаритных показателей силовой установки. Сущность изобретения заключается в том, что согласно изобретению двигатель силовой установки танка снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30% и имеющим выход патрубка турбины в сторону левого борта, а патрубок компрессора – в развал блоков двигателя. Система суфлирования дополнительно снабжена расположенным под воздухоочистителем суфлирующим бачком, сообщенным последовательно с суфлером двигателя. Воздухоочиститель снабжен на выходе овальным патрубком, который соединен с расположенным с ним на общей продольной оси патрубком компрессора ТКР конфузорной воздухопитающей трубой, расположенной в развале блоков двигателя. При этом выпускная трасса является соплом эжектора, а компенсирующее устройство системы выпуска отработавших газов и срез сопла вынесены за пределы моторно-трансмиссионного отсека и расположены на надгусеничной полке. 2 ил.


Изобретение относится к области танкостроения и может быть использовано для транспортных средств с целью повышения тактико-технических характеристик (подвижности и маневренности).

Особенно актуальное значение это имеет для танков, БМП и БМД ввиду очень плотной компоновки силовой установки (С.У.) из-за малых объемов моторно-трансмиссионного отделения (МТО), продиктованных требованиям по уязвимости, а значит, и низкому силуэту при очень высокой степени форсирования С.У.

Наиболее близким по техническим решениям, актуальности проблемы, принятым за прототип данного изобретения является самый распространенный по применяемости в мире танк Т-72М1, в С.У. которого входит дизельный двигатель, снабженный агрегатом наддува, системой суфлирования картерных газов, установленный в МТО поперек продольной оси танка, система питания двигателя воздухом с двухступенчатым воздухоочистителем, который соединен патрубком с агрегатом наддува, система выпуска отработанных газов с выпускными трубами, компенсирующими устройствами, эжекторами и выпускным патрубком, расположенным на надгусеничной полке, системой охлаждения двигателя с водяными и масляными радиаторами двигателя и трансмиссии, размещенными в общем стеллаже (корзине), и вентиляторной установкой с приводом, имеющим фрикцион, центробежным вентилятором с лопатками, загнутыми назад (см. объект 172 М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга вторая, изд-во МО СССР, стр. 65-201, 1975 г.).

Недостатком приведенной комплектации силовой установки является то, что системы этой С.У. не могут обеспечить более высокий теплосъем, оставить на уровне или снизить сопротивления на впуске и на выпуске при установке более мощного двигателя, а значит, и повысить ТТХ танка.

Целью настоящего изобретения является создание систем силовой установки в габаритах моторно-трансмиссионного отделения танка, обеспечивающих установку и эксплуатацию более мощного двигателя до 30% и, как следствие, повышение тактико-технических характеристик танка.

На фиг.1 представлен поперечный разрез МТО; на фиг.2 – вид на МТО сверху.

Указанная цель достигается тем, что:
– на штатные места крепления установлен дизельный двигатель с турбонаддувом, позволяющий увеличить мощность С.У. до 30%, при этом двигатель расположен поперек продольной оси танка, а турбокомпрессор 5 имеет выход патрубка турбины 9 в сторону левого борта, а патрубок компрессора 10 в развал блоков двигателя, система суфлирования картерных газов двигателя дополнительно снабжена суфлирующим бачком, расположенным под В.О. 13, сообщенным последовательно с суфлером двигателя, оснащенным контрольным устройством для слива, причем дыхательное окно суфлирующего бачка обращено в сторону зоны подрадиаторного пространства;
– система питания двигателя воздухом содержит воздухоочиститель 13 (В.О. ), разработанный на базе серийного, отличающейся от него тем, что с целью снижения сопротивления он снабжен на выходе овальным патрубком 12, направленным в развал блоков двигателя и расположенным на общей продольной оси с патрубком компрессора 10, при этом овальный патрубок В.О. соединен с круглым патрубком конфузорной воздухопитающей трубы 11, расположенной в развале блоков двигателя, с соотношением длины трассы от В.О. до ТКР к диаметру патрубка турбины как 10,5:1, что позволяет выровнять поле скоростей потока очищенного воздуха после выхода из В.О. и подать его в патрубок компрессора ТКР;
– система выпуска отработавших газов двигателя с целью снижения сопротивления выполнена короткой выпускной трассой с компенсирующим устройством, подсоединенной к выходному патрубку 9 турбины ТКР 5 быстросъемными хомутами, при этом соединение трассы выпуска отработавших газов и турбины выполнены с лабиринтным уплотнением, а трасса выпуска газов является одновременно соплом эжектора 6 и выполнена таким образом, что компенсирующее устройство и срез сопла выполнены за пределом МТО, а эжектор 7 выполняет и роль выпускного забронированного патрубка и расположен также за пределами МТО на надгусеничной полке танка 8;
– система охлаждения двигателя с целью повышения ее эффективности снабжена пластинчато-ленточными алюминиевыми однозаходными радиаторами 2, 3 с трехточечным независимым креплением и колесом вентилятора с профилем лопатки двойной знакопеременной кривизны в плоскости, параллельной несущему диску колеса вентилятора, с приводом, имеющим крутящий момент пробуксовки фрикциона вентилятора 7,5-15% от крутящего момента двигателя на режиме максимальной мощности.

Формула изобретения


Силовая установка танка, содержащая установленный в моторно-трансмиссионном отсеке дизельный двигатель, снабженный агрегатом наддува, и систему суфлирования картерных газов, систему питания двигателя воздухом с двухступенчатым воздухоочистителем, систему выпуска отработавших газов с выпускными трубами, компенсирующими устройствами, эжекторами и выпускным патрубком, систему охлаждения двигателя с водяными и масляными радиаторами двигателя и радиаторами трансмиссии и вентиляторную установку с приводом, имеющим фрикцион и центробежный вентилятор, отличающаяся тем, что двигатель снабжен турбокомпрессором, позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30% и имеющим выход патрубка турбины в сторону левого борта, а патрубок компрессора – в развал блоков двигателя, система суфлирования дополнительно снабжена расположенным под воздухоочистителем суфлирующим бачком, сообщенным последовательно с суфлером двигателя, оснащенным контрольным устройством для слива, причем дыхательное окно суфлирующего бачка обращено в зону подрадиаторного пространства, воздухоочиститель снабжен на выходе овальным патрубком, который соединен с расположенным с ним на общей продольной оси патрубком компрессора турбокомпрессора конфузорной воздухопитающей трубой, расположенной в развале блоков двигателя, при этом соотношение длины трассы от воздухоочистителя до турбокомпрессора к диаметру патрубка турбины составляет 10,5: 1, выпускная трасса является соплом эжектора, а компенсирующее устройство системы выпуска отработавших газов и срез сопла вынесены за пределы моторно-трансмиссионного отсека и расположены на надгусеничной полке, радиаторы системы охлаждения выполнены пластинчато-ленточными, однозаходными с трехточечным независимым креплением, лопатки колеса вентилятора выполнены с профилем двойной знакопеременной кривизны в плоскости, параллельной несущему диску колеса вентилятора, а момент пробуксовки фрикциона вентилятора отрегулирован в интервале 7,5-15% от крутящего момента на режиме максимальной мощности.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


Изменения:

Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 13.01.2010/РП0000470
Патентообладатель: Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского; Государственное унитарное предприятие «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (RU)
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2003

Извещение опубликовано: 27.02.2010 БИ: 06/2010


PC4A Государственная регистрация перехода исключительного права без заключения договора

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 29.12.2010 № РП0001197

Лицо(а), исключительное право от которого(ых) переходит без заключения договора:

Государственное унитарное предприятие “Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения”

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод” имени Ф.Э. Дзержинского”,
Открытое акционерное общество “Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения”

Дата публикации: 10.02.2011


Categories: BD_2204000-2204999