Патент на изобретение №2204027
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР
(57) Реферат: Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для нейтрализации отработавших газов (ОГ) дизельных и бензиновых автотракторных ДВС, установленных на мобильных машинах, например городских автобусах. Нейтрализатор состоит из наружного и внутреннего цилиндрических корпусов, между которыми находится слой тепловой изоляции. В пространстве внутреннего корпуса размещены каталитический реактор, состоящий из плоских и гофрированных металлических фольг, покрытых слоем пористого катализатора, и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, состоящий из равномерно расположенных по объему реактора цилиндрических капсул, заполненных теплоаккумулирующим материалом. Для входа и выхода отработавших газов имеются соответственно входной и выходной газовые патрубки. Изобретение позволяет повысить надежность работы каталитического нейтрализатора и упростить его конструкцию. 1 ил. Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для нейтрализации отработавших газов (ОГ) дизельных и бензиновых автотракторных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), установленных на мобильных машинах, например городских автобусах. Известны каталитические нейтрализаторы, состоящие из наружного корпуса, внутри которого размещаются камеры с катализатором для дожигания (окисления) сажи, окиси углерода СО, углеводородов СnНm и восстановления окислов азота [1]. Известны также глушители-нейтрализаторы ОГ автомобильных дизелей, состоящие из глушителя шума выпуска и совмещенного с ним блочного каталитического конвертора сотовой конструкции (каталитического блока) на металлическом носителе. Каталитический блок изготавливается путем компактирования плоской и гофрированной металлической фольги толщиной 50 мкм с нанесением промежуточного пористого слоя -Al2O3 и платиновых каталитов [2]. Основным недостатком каталитических нейтрализаторов, конструкции которых описаны в [1, 2], является неэффективная работа при низких температурах ОГ, имеющих место при работе ДВС в режиме пуска-прогрева, холостого хода и небольших долевых нагрузок. Эффективная же работа каталитического нейтрализатора возможна при температуре каталитического блока в диапазоне 300… 800oС. Применение различных систем, оптимизирующих тепловую нагрузку каталитического блока, таких как установка перед матрицей нейтрализатора электрического нагревателя; применение специальной камеры сгорания, продукты из которой поступают в нейтрализатор [2] , значительно усложняет конструкцию последних и требует дополнительных затрат энергии. Наиболее близким к заявляемому является устройство, состоящее из корпуса, внутри которого размещен каталитический реактор, заполненный катализатором, и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, представляющий собой полость, образованную корпусами устройства и реактора, ограниченную с торцов сетчатыми перегородками для прохода ОГ и заполненную теплоаккумулирующим материалом (ТАМ), претерпевающим фазовый переход плавление-кристаллизация при взаимодействии с ОГ двигателя. Внутри ТАМ расположен жидкостный теплообменник системы предпусковой тепловой подготовки двигателя [3]. Недостатками данной конструкции являются: во-первых, сосредоточение всей массы ТАМ в одном кольцевом зазоре, образованном наружным корпусом устройства и корпусом каталитического реактора, вследствие чего повышается вероятность разрушения или необратимой деформации вышеуказанных корпусов из-за увеличения объема ТАМ при его плавлении и уменьшения этого объема при его кристаллизации, а следовательно, необходимость усиления жесткости всей конструкции; во-вторых, отсутствие тепловой изоляции, из-за чего часть тепловой энергии, аккумулируемая тепловым аккумулятором, рассеивается в окружающую среду; в-третьих, сложность конструкции, обусловленная наличием жидкостного теплообменника системы предпусковой тепловой подготовки двигателя, что во всей совокупности вышеупомянутых недостатков уменьшает надежность функционирования конструкции устройства. Задачами изобретения являются повышение надежности работы каталитического нейтрализатора и упрощение его конструкции. Поставленная задача решается благодаря тому, что внутри каталитического реактора располагается тепловой аккумулятор фазового перехода, состоящий из отдельных цилиндрических капсул, заполненных ТАМ, а цилиндрический корпус, внутри которого расположен реактор, имеет тепловую изоляцию. Изобретение поясняется чертежом. Каталитический нейтрализатор состоит из наружного 1 и внутреннего 2 цилиндрических корпусов, между которыми находится слой тепловой изоляции 3. Внутри корпуса 2 размещен каталитический реактор, состоящий из плоских и гофрированных металлических фольг 4, покрытых слоем пористого катализатора, и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, состоящего из равномерно расположенных по объему реактора цилиндрических капсул 5, заполненных ТАМ 6. Для входа и выхода ОГ имеются соответственно входной 7 и выходной 8 газовые патрубки. Плоские и гофрированные металлические фольги могут быть выполнены, например, из алюминия с нанесением на него промежуточного пористого слоя -Al2O3 и платиновых каталитов. В качестве тепловой изоляции 3 могут использоваться традиционные теплоизоляционные материалы, например минеральная или шлаковая вата, либо прослойка 3 может быть вакуумирована. В качестве ТАМ 6 может использоваться, например, бинарная эвтектическая система 6,3% NaCl-93,7% NaOH (молярные доли) с температурой плавления 314oС и теплотой фазового перехода плавление-кристаллизация 174 кДж/кг [4]. Работа катализатора осуществляется следующим образом. При работе ДВС на номинальной и близкой к номинальной нагрузкам температура ОГ, поступающих через входной газовый патрубок 7, составляет 300…500oС. В результате теплообмена ОГ с плоскими и гофрированными фольгами 4 и выделения теплоты экзотермической каталитической реакции их температура достигает более 300oС, в результате чего процесс каталитической нейтрализации ОГ происходит достаточно эффективно. При этом ОГ отдают часть своей тепловой энергии цилиндрическим капсулам 5, заполненным ТАМ 6. В процессе теплообмена последний нагревается до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой равновесной температуры. Благодаря наличию слоя тепловой изоляции 3 диссипация тепловой энергии в окружающую среду незначительна. При стоянке мобильной машины с выключенным двигателем температура металлических фольг каталитического реактора будет составлять примерно 300oС за счет постепенного выделения скрытой теплоты фазового перехода ТАМ 6. Аналогичная картина наблюдается и при работе ДВС в режиме холостого хода, пуска-нагрева и на небольших долевых нагрузках, когда температура ОГ составляет 100… 200oС, но металлические фольги имеют значительно более высокую температуру за счет накопления скрытой теплоты ТАМ. Таким образом, в реакторе поддерживается постоянный температурный уровень не ниже 300oС за счет теплоты, выделяемой ТАМ. Подтверждением решения поставленной задачи является следующее: расположение внутри каталитического реактора теплового аккумулятора фазового перехода, состоящего из цилиндрических капсул, заполненных ТАМ, и наличие тепловой изоляции позволяет повысить надежность работы каталитического нейтрализатора и упростить его конструкцию. Библиография 1. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с пол. – М.: Транспорт, 1979. -198 с., ил., табл. 3. Патент РФ 2121064, 26.02.96, 6 F 01 N 3/00 (в кодах: RU 2121064 C1, 26.02.96). Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 02.11.2003
Извещение опубликовано: 27.07.2005 БИ: 21/2005
|
||||||||||||||||||||||||||