Патент на изобретение №2203927

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2203927 (13) C1
(51) МПК 7
C10L1/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001122751/04, 13.08.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.08.2001

(45) Опубликовано: 10.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2152981 С1, 20.07.2000. US 3088813 А, 07.05.1963. US 4376636 А, 15.03.1983. БАШИЛОВ А.А. и др. Компаундирование моторных топлив. – М.: ГОСТОПТЕХИЗДАТ, 1958, с.59-61.

Адрес для переписки:

420051, г.Казань, ул. Беломорская, 1, Казанское ОАО “Органический синтез”, ОПИРиНТИ, О.В.Куликовой

(71) Заявитель(и):

Казанское открытое акционерное общество “Органический синтез”

(72) Автор(ы):

Маврин В.Ю.,
Коваленко А.П.,
Климентова Г.Ю.,
Гаврилов В.И.,
Кудряшов В.Н.,
Черевин В.Ф.,
Захватов В.В.,
Вахитов Р.М.,
Емельянов В.Е.,
Соколов В.В.,
Туровский Ф.В.

(73) Патентообладатель(и):

Казанское открытое акционерное общество “Органический синтез”

(54) ПРИСАДКА К УГЛЕВОДОРОДНОМУ ТОПЛИВУ


(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к антидетонационным присадкам для топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания. Присадка к углеводородному топливу содержит 0,8-90% смеси солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот и 10-99,2% ацетона. Решение технической задачи позволяет расширить арсенал высокоэффективных антидетонационных присадок, а также снизить суммарный расход топлива на 4,6% и относительное содержание угарного газа на холостом ходу в конце испытания на 32%. 3 табл.


Изобретение относится к нефтехимии, в частности к антидетонационным присадкам для топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания.

В настоящее время для повышения октанового числа бензинов применяют присадки на основе тетраметилсвинца, тетраэтилсвинца, ферроцена, метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца, N-метиланилина.

Недостатком известных присадок является чрезвычайно вредное влияние на окружающую среду токсичных соединений свинца и марганца, попадающих в атмосферу вместе с выхлопными газами [А.М. Данилов. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. – М.: Химия, 1996 -232 с.], а также нарушение работы свечей зажигания, повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя, повышенное смолообразование в карбюраторе [М.О. Лернер. Химические регуляторы горения моторных топлив. – М.: Химия, 1979 – 224 с.].

Экологические характеристики автобензинов в части снижения содержания угарного газа (СО) в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания могут быть улучшены введением низкокипящих (Ткип, < 150 oС) кислородсодержащих органических веществ, так называемых оксигенатов. В качестве оксигенатов широкое применение нашли низшие спирты (метанол, этанол) и простые эфиры (метилтретбутиловый, этилтретбутиловый, метилтретамиловый). Оксигенаты характеризуются относительно низкой антидетонационной активностью и улучшают экологические свойства топлив благодаря наличию в топливе химически связанного кислорода в количестве 0,5 – 2,7 мас.% [А.М. Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. Справ. изд. – М.: Химия, 2000 – 232 с.] . Известные малотоксичные соединения щелочных металлов обладают антидетонационным действием [Патент США N 3770397, МПК С 10 L 1/22, 1973 г., Патент США N 3771979, МПК С 20 L 1/22, 1973 г.], но ограниченная их растворимость в углеводородной среде препятствует использованию в составе автобензинов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является присадка к углеводородному топливу, содержащая смесь солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот и кислородсодержащее органическое соединение, в качестве которого используют полиэтиленгликолевый эфир при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Смесь солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот – 10-90
Полиэтиленгликолевый эфир – 10-90
см. патент RU 2152981 С1, МПК С 10 L 1/18, 2000 г.

Известная присадка в топливе не улучшает его экологические свойства в части снижения содержания угарного газа в выхлопных газах.

Задачей изобретения является расширение арсенала присадок с высоким антидетонационным действием и улучшающих экологические свойства топлив как оксигенаты.

Техническая задача решается тем, что присадка к углеводородному топливу, содержащая смесь солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот и кислородсодержащее органическое соединение, в качестве кислородсодержащего органического соединения она содержит ацетон при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Смесь солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот – 0,8-90
Ацетон – 10 – 99,2
Решение технической задачи позволяет расширить арсенал высокоэффективных антидетонационных присадок.

В качестве смеси солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот используют соли, образованные из лития и смеси высших изомерных карбоновых кислот (выпускают по ТУ 2431-200-00203313-2000) с общей химической структурой (I)



Ацетон (II) используют химически чистый или технический выпускаемый, например, по ГОСТ 2768-84.

Данное изобретение иллюстрируют следующие примеры конкретного выполнения, см. таблицы 1, 2, 3.

Присадки готовят смешением двух компонентов.

Для определения эффективности присадки растворяют в концентрации 0,1-10 мас. % в углеводородном топливе, представляющем собой смесь изооктана и н-гептана (9:1), либо в промышленном образце базовой углеводородной композиции автобензина с октановым числом 78. Затем определяют октановое число (ОЧ) полученной композиции моторным или исследовательским методом на стандартной установке УИТ-85. За антидетонационную эффективность принимают повышение октанового числа углеводородного топлива с присадкой по сравнению с эталоном – топливом без присадки. Улучшение экологических характеристик характеризуется наличием в топливе связанного кислорода.

В таблице 1 приведен массовый процентный состав приготовленных присадок; присадки в пределах заявляемых количественных соотношений (примеры 2, 8). Примеры 1-8 (таблица 1) и примеры 1-3 (таблица 2) иллюстрируют антидетонационную активность раствора смеси солей лития высших изомерных карбоновых кислот и ацетона в топливе и содержание связанного кислорода в топливе.

Наличие ацетона в присадке позволяет повысить антидетонационную эффективность изоалкилкарбоксилатов лития. Как видно из примеров конкретного выполнения, заявляемая присадка на уровне прототипа (примеры 1, 4, 8; табл.1) или превосходит его по своему антидетонационному действию (примеры 2, 3, 5; табл. 1 и примеры 1, 2, 3; табл.2) при равном содержании лития в топливе и превосходит прототип по содержанию связанного кислорода в топливе.

Формула изобретения


Присадка к углеводородному топливу, содержащая смесь солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот и кислородсодержащее органическое соединение, отличающаяся тем, что в качестве кислородсодержащего органического соединения она содержит ацетон при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Смесь солей лития -алкилзамещенных карбоновых кислот – 0,890
Ацетон – 1099,2

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.08.2006

Извещение опубликовано: 27.07.2007 БИ: 21/2007


Categories: BD_2203000-2203999