Патент на изобретение №2203925

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2203925 (13) C1
(51) МПК 7
C10G7/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2001129681/04, 05.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.11.2001

(45) Опубликовано: 10.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Химия и технология топлив и масел, 1985, №7, с.11-13. RU 2079539 С1, 20.05.1997. RU 2172762 С1, 27.08.2001.

Адрес для переписки:

141270, Московская обл., г. Софрино-1, здание 43-75, А.Ф. Кардаш

(71) Заявитель(и):

Кардаш Александр Филиппович

(72) Автор(ы):

Кардаш А.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Кардаш Александр Филиппович

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к газовой, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Способ осуществляется перегонкой углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, предпочтительно смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом. В результате перегонки выделяют прямогонные газы и бензиновую фракцию, выкипающую в интервале НК-210oС. В своей узкой фракции 122-138oС бензиновая фракция содержит ароматические, нафтеновые и метановые углеводороды в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7-38) : (7-44). Предпочтительно в бензин можно добавлять различные присадки и добавки, в частности ферроцен, диэтилферроцен, метиланилин и др. Технический результат – получение автомобильного топлива (бензина и дизельного топлива) с высокими эксплуатационными характеристиками по детонационной стойкости и цетановому числу. 7 з.п. ф-лы, 3 табл.


Изобретение относится к газовой, нефтяной, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, например, нефти с выделением бензиновой и дизельной фракций. Интервал выкипания бензиновой фракции составляет 60-180oС. Бензиновая фракция характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в узких фракциях, выкипающих в интервалах oС: 60-95, 95-122, 122-150 (А.А. Башилов и др. “Компаундирование моторных топлив”, 1958, с. 13-15).

Более близким к предложенному способу по сути является способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, в частности газоконденсата, выкипающего в интервале 30-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале от начала кипения до 180oС.

Бензиновая фракция также характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в тех же узких фракциях (“Химия и технология топлив и масел”, 1985 г., 7, с.11-13).

Недостатком известных способов является невозможность получения товарных топлив с заданными характеристиками целевых продуктов, в частности детонационной стойкости бензина и высоких показателей по фракционному составу топлив.

Целью данного изобретения является получение бензина, дизельного топлива и их компонентов с определенными показателями по фракционному составу, детонационной стойкости и цетановому числу при одновременном увеличении объема их производства.

Поставленная цель достигается тем, что способ получения бензина и дизельного топлива ведут путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале начало кипения (НК)-210oC с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44). В качестве исходного сырья может быть использовано любое углеводородное сырье, в том числе и смесь различных их типов, например, смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом, в любом их соотношении. В процессе отбора фракций можно использовать абсорбент.

В состав бензина для улучшения эксплуатационных свойств можно вводить различные присадки, вместе или в отдельности. В частности, может использоваться ферроцен в количестве 0,01-0,13% или его смесь с диэтилферроценом в том же количестве, причем смесь содержит 0,1-99,% ферроцена, а также N-метиланилин в количестве 0,01-0,13 мас.%, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) в количестве 0,01-30 мас.%, метанол в количестве 0,01-15 мас.%, толуол в количестве 0,01-30 мас.%.

Способ осуществляется следующим образом:
В качестве углеводородного сырья используют все виды жидкого углеводородного сырья, в том числе нефть, газовый конденсат, нефтепродукты и их смеси, имеющие в своем составе фракции, выкипающие в интервале 25-360oС.

Используемое сырье подвергают перегонке, включая процесс ректификации по фракциям, при температуре до 210oС, выделяя при этом бензиновую фракцию с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС при массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44).

С верха колонны отделяют углеводородные газы и пары бензиновой фракции, которые по шлемофонному трубопроводу отводят и охлаждают до 40oС с последующей стабилизацией состава в рефлюксной емкости за счет отвода газа с последующей его утилизацией.

С низа емкости производят отбор бензина, который можно частично использовать для орошения при отборе фракций в ректификационной колонне, подавая на промежуточные чашечные тарелки при регулировании температуры в верхней части колонны. С низа колонны выводят кубовый остаток с температурой выкипания до 360oС, используя его в качестве дизельного топлива или его компонента (табл. 1).

Пример 1
Используют углеводородное сырье, смешивая сырую нефть и газовый конденсат в соотношении 50 : 50, содержащих углеводородные фракции, выкипающие в интервале от 25 до 360oС. В результате ректификации этого сырья выделяют бензиновую фракцию, выкипающую от начала кипения до 210oС с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в соответствии с табл. 2.

Пример 2
В полученный по примеру 1 бензин вводят 2,79 мас.% N-метиланилина.

Пример 3
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь 2,79 мас.% N-метиланилина и 2,0% толуола.

Пример 4
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
N-метиланилин – 1,3
Толуол – 15
МТБЭ – 10
Пример 5
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол – 10
МТБЭ – 15
Метанол – 5
Ферроцен – 0,1
Пример 6
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол – 30
МТБЭ – 25
Метанол – 5
Пример 7
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас%:
Толуол – 30
МТБЭ – 30
Метиланилин – 2,79
Пример 8
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол – 30
МТБЭ – 20
Метиланилин – 2,3
Пример 9
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
N-метиланилин – 2,79
Толуол – 30
МТБЭ – 20
Метанол – 5
Результаты испытаний составов бензина по примерам 1-9 приведены в табл. 3.

Анализ результатов табл. 1 и 3 показывает соответствие полученных бензинов и дизельного топлива установленным нормативам, соответствующих по октановым (ИМ) и цетановым числам топлива для ДВС.

Остальные показатели качества топлив также соответствуют требуемым показателям.

Использование данного изобретения позволяет расширить номенклатуру производства моторных топлив, включая производство высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов марок А-76, Аи-80, Аи-91, Аи-92, Аи-93 и дизельного топлива для быстроходных дизельных двигателей, включая тепловые дизельные турбины и дизели общего назначения. Кроме того, появляется возможность уменьшить энергозатраты до 30% с сокращением энергоемких технологий и увеличением объемов производства требуемого моторного топлива в 2-5 раз на имеющихся технологических мощностях, с незначительными затратами на переоборудование технологических линий.

Формула изобретения


1. Способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, отличающийся тем, что в качестве бензиновой фракции выделяют фракцию, выкипающую в интервале от начала кипения до 210oС, с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7: 38) : (7-44).

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве исходного сырья используют смесь нефтяного сырья с газовым конденсатом.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % добавки, содержащей 0,1-99,7 мас. % ферроцена и остальное диэтилферроцен.

4. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % ферроцена.

5. Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % N-метиланилина.

6. Способ по пп. 1-5, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-15 мас. % метанола.

7. Способ по пп. 1-6, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-30 мас. % метилтретбутилового эфира.

8. Способ по пп. 1-7, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-30 мас. % толуола.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”

Страница: 360

Напечатано: (57) 1. …в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20):(7:38): (7-44).

Следует читать: (57) 1. …в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20):(7-38): (7-44).

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2003

Код раздела: FG4A

Извещение опубликовано: 20.12.2004 БИ: 35/2004


Categories: BD_2203000-2203999