Патент на изобретение №2202960
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОГО КАВОПУЛЬМОНАЛЬНОГО АНАСТОМОЗА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
(57) Реферат: Изобретение относится к медицине и может быть использовано при радикальном хирургическом лечении сложных цианотических пороков сердца методом ортотерминальной коррекции. Формируют внутрипредсердный межкавальный тоннель при помощи аппаратного скрепочного шва. В дефект межпредсердной перегородки вводят браншу аппарата УКЛ 30, при этом верхняя бранша располагается на наружной стенке правого предсердия. Бранши аппарата располагают в направлении окончания горизонтальной части пограничного гребня. Накладывают скрепочные швы. Производят смену “магазина” аппарата. Нижнюю браншу вновь вводят в межпредсердный дефект в направлении медиального края Евстахиевого клапана и накладывают скрепочные швы. При необходимости создания разгрузочной фистулы производят сшивание медиального и латерального краев разреза стенки правого предсердия. В случае, когда нет необходимости в разгрузочной фистуле, ушивание разреза стенки правого предсердия производят с захватом в шов латерального края межпредсердного дефекта. Предлагаемый способ позволяет сократить время интраоперационной ишемии миокарда и уменьшить травматизацию тканей. 5 ил. Изобретение относится к медицине, а именно к кардиохирургии, и может быть использовано при радикальном хирургическом лечении сложных цианотических пороков сердца методом ортотерминальной коррекции. Известен способ ортотерминальной коррекции цианотических пороков сердца, включающий формирование межкавального трубопровода путем подшивания ближнего к атриовентрикулярной борозде края раны правого предсердия к латеральному краю межпредсердного дефекта и медиальной стенке правого предсердия с последующим подшиванием более удаленной от атрио-вентрикулярной борозды раны латеральной стенки правого предсердия к подшитому медиальному лоскуту раны правого предсердия, формированием двунаправленного кава-пульмонального анастомоза и перевязкой легочного ствола (1). Недостатком этого способа является продолжительное время, затрачиваемое на создание межкавального тоннеля, что приводит к удлинению времени ишемии миокарда, излишняя травматизация тканей правого предсердия, относительная сложность выполнения этапа создания межкавального тоннеля. Целью изобретения является сокращение времени интраоперационной ишемии миокарда, уменьшение травматизации тканей, упрощение методики. Поставленная цель достигается изменением технологии на этапе формирования межкавального тоннеля. Межкавальный тоннель представляет собой усеченный конус, стенками которого являются живые васкуляризированные ткани правого предсердия. Приточным отделом тоннеля является устье нижней полой вены, выходным устье верхней полой вены. Формирование межкавального тоннеля производится следующим образом. В средней части линии, соединяющей медиальные края устьев верхней и нижней полых вен, производится разрез стенки правого предсердия на протяжении 10-15 мм. В области овальной ямки, параллельно разрезу стенки правого предсердия, рассекается межпредсердная перегородка на протяжении 10-15 мм (фиг. 1). В дефект межпредсердной перегородки вводится нижняя бранша аппарата УКЛ 30, при этом верхняя бранша располагается на наружной поверхности стенки правого предсердия. Бранши аппарата располагаются в направлении окончания горизонтальной части пограничного гребня, с целью предотвращения повреждения синусового узла (фиг.2). Накладываются скрепочные швы. После смены “магазина” аппарата нижняя бранша вновь вводится в межпредсердный дефект. Бранши аппарата располагаются в направлении медиального края Евстахиевого клапана. При этом необходим контроль положения коронарного синуса с целью предотвращения захвата его в шов. Коронарный синус должен остаться медиальнее скрепочного шва (фиг.3). Накладываются скрепочные швы. В случае необходимости создания разгрузочной фистулы сшивают медиальный и латеральный края разреза стенки правого предсердия. В результате остается сообщение между межкавальным тоннелем и левым предсердием (фиг.4). В ситуации, когда нет необходимости в разгрузочной фистуле, ушивание раны стенки правого предсердия производят с захватом в шов латеральной стенки межпредсердного дефекта (фиг. 5). Шьют атравматичной нитью, например пролен 5/0 с примерными расстояниями: от края 2-3 мм, между стежками 2 мм. Таким образом, данная методика позволяет создать разгрузочную фистулу без существенного изменения технологии операции. Этапы формирования двунаправленного каво-пульмонального анастомоза и закрытия ствола легочной артерии не отличаются от прототипа. Предлагаемый способ формирования внутрипредсердного межкавального тоннеля при помощи аппаратного скрепочного шва, как этапа ортотерминальной коррекции, был апробирован, в условиях эксперимента, на трех мини-свиньях чистой линии массой тела до 40 кг. Операции проводились в условиях гипотермической перфузии. В послеоперационном периоде на протяжении четырех часов проводился мониторинг давления в верхней, нижней полых венах и межкавальном тоннеле. Градиента давления между данными отделами ортотерминального тракта не обнаружено. Наблюдалась стабильная сердечная деятельность. Таким образом, формирование внутрипредсердного межкавального тоннеля при помощи аппаратного скрепочного шва позволило существенно упростить технологию выполнения данного этапа операции, сократить время интраоперационной ишемии миокарда. Данный способ может быть рекомендован при ортотерминальной коррекции цианотических пороков сердца. ЛИТЕРАТУРА 1. Патент 2123291, 20.12.98. Бюл. 35. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 10.06.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 18-2004
Извещение опубликовано: 27.06.2004
|
||||||||||||||||||||||||||