Патент на изобретение №2202831
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат: Способ обучения резонансному пению для повышения качества обучения заключается в том, что формируют резонансное фокусирование звукоизвлечения путем поэтапной отработки отдельных вокальных элементов и механизмов при помощи двух артикуляционных аппаратов, одним из которых является голос, а другим – руки, кисти которых моделируют резонансные движения мышц полости рта, включая пропедевтический этап, в процессе которого формируют резонансные движения голосового аппарата при помощи указанных двух артикуляционных аппаратов. А инструментарий для обучения резонансному пению характеризуется тем, что выполнен в виде бусин разного размера, с которыми обучающийся на разных этапах отработки отдельных вокальных элементов и механизмов своими пальцами и кистью рук совершает определенные движения для повышения качества обучения. 2 с. и 19 з.п. ф-лы, 12 ил., 2 табл. Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано для профессиональной постановки техники речевого и певческого голоса любого человека, независимо от его вокальной одаренности и развития исполнительских способностей. Известна резонансная теория пения, научно обосновывающая все составляющие процесса резонансного звукоформирования (Морозов В.П. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения. Курс лекций для вокалистов, дирижеров хоров, музыковедов, аспирантов, соискателей, стажеров. Москва, 1999 г. ), согласно которой постановка резонансной техники пения зависит от формирования резонансной акустики певческого аппарата. Основное отличие резонансной теории пения от распространенных представлений и теорий заключается в том, что источник силы и красоты певческого голоса переносится из области гортани в область певческих голосовых резонаторов, особым образом организованных и настроенных. Голосовые связки (складки) ввиду своих малых размеров и несогласованности с внешней акустической средой не могут считаться эффективными источниками певческого голоса, поэтому им отводится роль лишь возбудителей акустических колебаний в системе певческих резонаторов. Доминирующая роль певческих резонаторов проявляется в сильнейшем обратном влиянии акустического резонанса на характер колебаний голосовых связок. Правильно организованные резонаторы усиливают возникающие в голосовой щели высокочастотные обертоны, которые придают голосу такое важнейшее профессиональное качество, как звонкость, а значит полетность, и составляют область так называемой высокой певческой форманты. Однако резонансная теория пения, основанная на результатах научных исследований, может быть использована для практической постановки голоса только в качестве чисто теоретической информации. В основу настоящего изобретения положена задача разработки способа обучения резонансному пению и инструментария для его осуществления, обеспечивающих формирование на практике вокальной одаренности каждому человеку, не имеющему ее от природы, за счет создания резонансного импеданса голосового аппарата. Поставленная задача решается тем, что в способе обучения резонансному пению на основе формирования резонансной акустики голосового аппарата согласно изобретению формируют резонансное фокусирование звукоизвлечения путем поэтапной отработки отдельных вокальных элементов и механизмов при помощи двух артикуляционных аппаратов, одним из которых является голос, а другим – руки, кисти которых моделируют резонансные движения мышц полости рта, невидимые и неуправляемые сознанием человека, включая пропедевтический этап, в процессе которого формируют резонансные движения голосового аппарата при помощи указанных двух артикуляционных аппаратов на примарном речевом тоне и формируют пространственные звукоощущения с использованием движений рук, моделирующих положение верхней губы при произнесении звуков, речевой этап, включающий поэтапный процесс формирования резонансного извлечения согласных и гласных звуков путем концентрирования звуковыдоха в точку маски, находящуюся в корнях верхних резцов, выполнение для отработки в речи согласных комплекса упражнений, способствующих восстановлению координации и сочетанию ощущений и движений общей пластики, общей звукопластики, резонансных движений голосового аппарата, развитию воображения и созданию образа, использующих для их озвучивания резонансно-сфокусированные согласные звуки, формирования резонансной техники произнесения слогов на отдельных словах и формирования резонансной пассажной техники речи при техническом чтении, заключающемся в произнесении текстов в быстром темпе на примарном звуке речи, и выразительном чтении, заключающемся в произнесении текстов с использованием выразительной интонации, с сохранением резонансного звукоизвлечения, и вокальный этап, включающий выполнение комплекса упражнений, направленных на отработку резонансного извлечения и формирования гласных звуков путем сочетания комплекса движений общей пластики, звукопластики с резонансными движениями голосового аппарата и исполнением образных картин-этюдов, поэлементную отработку движений, обеспечивающих естественный переход от речи к пению с включением выразительной интонации, формирование слоговой резонансной вокальной техники при интонировании опорных гласных в словах синонимах и антонимах с применением глиссандо при интонационных перепадах и формирование резонансной пассажной техники пения с одновременным развитием музыкального и вокального слуха, включая разучивание по меньшей мере одной мелодии с ладотональными жестами, совмещая их с жестами, моделирующими два режима пения, сначала на одном звуке первой ступени лада, затем на следующих третьей и пятой устойчивых ступенях лада по мере возможного их использования, после чего включают все промежуточные ступени подряд, постепенно расширяя диапазон вниз до октавы, применяя моделирующие и управляющие жесты, при этом после разучивания каждой мелодии в указанном порядке ее исполняют с текстом с сохранением резонансного извлечения и формирования звука и, кроме того, на разных этапах отработки отдельных вокальных элементов и механизмов используют инструментарий, выполненный в виде бусин разного размера, с которыми обучающийся своими пальцами и кистью рук совершает определенные движения, при которых ощущения, возникающие в зависимости от характера, темпа и формы, рефлекторно переносятся на движения голосового аппарата. Постановку резонансных движений голосового аппарата на примарном речевом тоне предпочтительно начинать отрабатывать при произнесении эталонного согласного “ль” и согласных, близких к нему по типу звукоизвлечения, а затем всех остальных звуков. На подготовительном этапе все движения рук, моделирующие положение верхней губы при произнесении звуков, осуществляют сначала в медленном, а затем постепенно в более быстром темпе, переходя с крупной бусины на более мелкую. Фокусирование согласных и гласных звуков путем концентрирования звуковыдоха в точку маски, находящуюся в корнях верхних резцов, отрабатывают сначала на примарном речевом тоне, а затем на звуках примарного речевого диапазона, при этом используют упражнение, при котором третий палец правой руки ставят в выемку над верхней губой, а большой палец располагают так, что он упирается в среднюю фалангу указанного третьего пальца. При разучивании мелодии с использованием ступеней лада местоположение ступени лада обозначают определенными положениями рук поющего в соответствующих точках его корпуса и головы, а режимы пения моделируют положением запястий рук. При выполнении комплекса упражнений, направленных на отработку резонансного извлечения и формирования гласных звуков, используют необходимые положения тела и движения рук и корпуса. При обучении взрослых в процессе разучивания мелодий в качестве моделирующих жестов используют набор артикуляционных, ладотональных, звуковысотных, контролирующих и управляющих жестов, а при обучении детей – набор ладотональных, звуковысотных, контролирующих и управляющих жестов. При исполнении мелодий с текстом дополнительно отрабатывают быстрое чтение текста на примарном тоне в разных темпах с применением инструментария и моделирующих жестов рук с включением двух режимов произнесения и общего опорного движения встряхивания. На каждом этапе отработки отдельных вокальных элементов и механизмов используют дидактический репертуар для детей или взрослых, который может быть представлен на видео/аудиокассетах. На каждом этапе отработки отдельных вокальных элементов и механизмов выполняют развивающие интонационные упражнения, направленные на развитие чувства образа, формы, а также предназначенные для разработки и управления тембровыми красками голоса или для освоения парадоксального и синхронного движения на основе ощущения. Поставленная задача решается также тем, что инструментарий для обучения резонансному пению согласно изобретению выполнен в виде бусин разного размера, с которыми обучающийся на разных этапах отработки отдельных вокальных элементов и механизмов своими пальцами и кистью рук совершает определенные движения, при которых ощущения, возникающие в зависимости от характера, темпа и формы, рефлекторно передаются на движения голосового аппарата, при этом бусины нанизаны на нить и расположены на расстоянии друг от друга с учетом размера ладони обучающегося, а нить одним своим концом соединена с браслетом, который размещают на правой руке обучающегося, и имеет длину, позволяющую свободно брать пальцами каждую бусину. Инструментарий может содержать две бусины контрастного размера, при этом бусина большого размера расположена первой от места соединения нити с браслетом и при размещении ее в руке обучающегося она находится на сгибе средней и верхней фаланг указательного пальца, а расстояние между бусинами соответствует ширине ногтя большого пальца. Кроме того, бусины разделены между собой бисером и выполняются из натурального материала, например камня или дерева, или искусственного материала, например пластмассы. В дальнейшем предлагаемое изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения и прилагаемыми чертежами, на которых: фиг.1 изображает инструментарий для выполнения определенных движений руками на разных этапах отработки вокальных элементов и механизмов; фиг.2-7 – основные движения рук и ног, а также положение корпуса при выполнении упражнений вокальной гимнастики на согласные; фиг.8 – вокальную столбицу для детей; фиг.9 – схему постановки вокального механизма; фиг. 10-12 – основные движения рук и ног, а также положение корпуса при выполнении упражнений вокальной гимнастики на гласные. Предлагаемый способ обучения резонансному пению начинают с активации мышц артикуляционного аппарата, постановки резонансных движений мышц, участвующих в формировании резонансного импеданса, постановки опоры корпуса, формирования пространственных ощущений при резонансном голосообразовании, координации всей двигательной системы человека, результатом которой является возникновение резонансных ощущений и движений и управление мышцами артикуляционного аппарата, резонансные движения которого можно назвать высшими движениями, на которые способен человек. Пропедевтический этап является начальным и рассчитан на работу с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и учениками любого возраста, не имеющими вокальной одаренности. Пропедевтический этап начинается подготовительным разделом, в процессе которого формируют правильную постановку корпуса в пении и активизацию тонуса мышц верхней губы и челюсти, настраивающих резонансные ощущения и движения. Эту работу начинают с подготовки тонуса мышц верхней губы и челюсти на согласном звуке ЛЬ в речевом режиме пения, что впоследствии обеспечит резонансное звукоизвлечение остальных звуков и заключается – формировании правильного ощущения положения верхней губы – полуулыбка (уголки вверху, середина внизу); – формировании ощущений выдвигания верхней челюсти вперед и нависания ее над полом перед учеником; – разделении движения верхней губы; – ощущении движений кончика языка, губ; – освоении позы “колок”. Кроме того, в процессе общедвигательного развития и развития специальных движений у обучающихся формируют ощущение опоры корпуса – поза “колок”; координацию простейших движений; ощущение равновесия в процессе переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую; чувство релаксации, т.е. умение расслабляться, чередовать напряжение и расслабление в соединении с двумя типами формирования звука двумя артикуляционными аппаратами. Все резонансные ощущения и движения формируют с помощью двух артикуляционных аппаратов (руки и голос), при помощи образов – моделей, исполняемых движениями рук. Для усиления и конкретизации этих движений на начальном этапе используют инструментарий в виде бусин и упражнение, при котором третий палец правой руки ставят в выемку над верхней губой, при этом в его среднюю фалангу упирается большой палец. Сенсорные движения рук, пальцев и модели вокальных ощущений и резонансные движения внутренних, невидимых и неуправляемых сознанием человека мышц голосового аппарата значительно облегчают сложнейшую работу с неуправляемыми сознанием мышцами артикуляционного аппарата, делая ее понятной и доступной для учеников любого возраста. Инструментарий содержит две бусины 1 и 2 (фиг.1) контрастного размера, которые нанизаны на нить 3 и расположены на расстоянии друг от друга с учетом размера ладони обучающего. Нить 3 одним своим концом соединена с браслетом 4, который размещают на правой руке обучающегося, и имеет длину, позволяющую свободно брать пальцами каждую бусину. Бусина 1 большого размера расположена первой от места соединения нити 3 с браслетом 4 и при размещении ее в ладони она находится на сгибе верхней и средней фаланг указательного пальца, а расстояние между бусинами 1 и 2 соответствует ширине ногтя большого пальца. Кроме того, бусины 1 и 2 разделены между собой бисером 5 и выполняются из натурального материала, например камня или дерева, или искусственного материала, например пластмассы. Включение ученика в самостоятельную вокальную работу с начального этапа становится возможным благодаря конкретной зрительной наглядности сенсорных, кинестетических и рефлекторных ощущений, моделируемых кистью рук, работающих с непосредственным предметом. Выполняя движение со специально подобранными предметами, кисти рук рефлекторно передают его характер, темп, форму, размер мышцам артикуляционного аппарата. Кроме предметных включают ощущения и движения с воображаемыми образами – моделями. В данном случае сами кисти – пальцы, ладони, запястья служат наглядными моделями формы положения, характера ощущений резонансных движений, которые также рефлекторно воспринимаются артикуляционными мышцами. В качестве репертуара на подготовительном этапе могут быть использованы, например, для детей народные попевки, песенки, короткие стишки, которые могут быть основой для упражнений. Дидактический репертуар для детей или взрослых может быть представлен на видео/аудиокассетах. Эти упражнения дают возможность последовательно отрабатывать необходимые ощущения и навыки резонансной техники пения. В качестве примера ниже приведен порядок выполнения упражнения “Петушок”. В беседе с детьми, предваряющей работу над упражнением, педагог обращает их внимание на те движения тела, лица и артикуляционного аппарата, которые связаны с техникой резонансного фокусирования звука. Он изображает Петушка: гордо поднимает голову, выпрямляет спину, отводит назад вниз плечи, подчеркнуто высоко держит грудь, “крылышки-руки” ставит на талию и широко разводит локти. Особое внимание уделяет положению середины верхней губы, которая опущена вниз и закрывает верхние резцы, а так как Петушок очень добрый, поэтому он постоянно улыбается и уголки губ растянуты и приподняты вверх на естественной полуулыбке. Музыкальный руководитель показывает, как Петушок ходит: он вначале крепко встает на пятку, а потом на всю ступню. Произнося слоги “ко-ко-ко”, Петушок клюет зернышки: берет большую бусину 1 (для детей 2-3-х лет бусина равна шарику погремушки), лежащую на его левой ладони, всей кистью (пятью пальцами). Середина верхней губы при этом тоже сжимается, повторяя движение пальцев. Петушок может ходить, махать крылышками, подпрыгивать, в темпе попевки. Со всеми этими движениями нужно связывать произнесение серединой верхней губы слогов “ко-ко-ко”. Образ Петушка помогает сформировать у детей комплекс необходимых положений тела и движений. Ведущим из них является правильная постановка корпуса, так называемая “поза колок”, при которой позвоночник имеет естественное положение, грудь расправленная, молодцеватая; грудина слегка выдвинута вперед вверх; плечи расправлены и отведены назад вниз; возникает ощущение опоры плечевого пояса на крестцовую зону позвоночника; ощущение опоры тела свободно переносится с передней части стопы ног на пятки и обратно. Эта поза составляет основу певческой осанки, определяя положение тела в процессе пения. В сочетании с движениями ног (перенос тяжести тела с пятки на стопу и с ноги на ногу) “поза колок” способствует возникновению ощущения двигательного равновесия, необходимого для становления общей и певческой пластики. Включение движений рук – “крылышек”, которые должны находиться на уровне плечевого пояса, помогает сохранять вдыхательную установку, обеспечивающую экономный, растянутый певческий выдох. Комплекс этих движений способствует организации певческого дыхания. Вдыхательная установка – это сохранение дыхательными мышцами положения вдоха до конца фонации. Возникновение образа остренького, опущенного вниз клювика Петушка помогает детям почувствовать движения середины верхней губы и положение ее уголков. Движения верхней губы имеют огромное значение для приближения звука в речи и пении. Ощущение в пении высокого положения выдвинутой вперед верхней челюсти способствует не только удерживанию впереди речевого и певческого звука, но и формированию полуприкрытой манеры пения. При выполнении упражнения ощущение движений клюва Петушка должно соединяться с ощущением положения верхней челюсти. Подбородок детей, имитируя движение подбородка Петушка, должен свободно опускаться вниз при протягивании слогов. Образ тяжелой, длинной, повисающей вниз бороды Петушка помогает возникновению ощущения свободного движения подбородка вниз. Педагог может попросить детей помочь себе опустить подбородок правой рукой, при этом они ставят 2-4-й пальцы в выемку на подбородке и опускают его вниз. Можно включить и другие контролирующие жесты, которые помогают опустить нижнюю челюсть и подбородок, физически ощутить свободу их движений: – 2-й, 3-й и 4-й пальцы рук ставят на нижние зубы через щеки у уголков губ; – руки ставят третьими пальцами в ямочки у козелков ушей. При воспроизведении движений Петушка, когда он клюет зернышко, дети выполняют упражнения с большой бусиной – “зернышком”. Она лежит на левой ладони ребенка. Петушок клюет зернышко (первым и третьим пальцами) на слоги “ко-ко”. Середина верхней губы повторяет это движение. Педагог добивается точного совмещения этих движений с произнесением слогов; отрабатывает свободное движение подбородка вниз при протягивании слогов “ко-ко-ко”. Таким образом, на этом этапе осуществляют активизацию стимулирования мышечной системы верхней губы, артикуляционного аппарата и постановку ощущений движений верхней челюсти. В тренаж мышечной системы включают сразу два артикуляционных аппарата – голос и руки, что значительно повышает эффективность этой работы. Облегчить понимание нужного характера ощущения и звукодвижения, а также ускорить процесс приобретения необходимого тонуса мышечной системы губ артикуляционного аппарата помогает использование набор бусин 1 и 2 разного размера, с которыми работает правая рука. В случае работы с детьми до 4-х лет используют большую бусину 1 размером с шариком погребушки. Размер и характер звукодвижений первого, второго и третьего пальцев правой руки рефлекторно передаются средним мышцам верхней губы, мысленно представленными тоже тремя соответствующими пальцами. По мере уменьшения бусины в пальцах руки уменьшается ощущение звукодвижения средних мышц верхней губы, которые нужно довести до минимума. Кроме того, ученики получают представление о двух типах формирования звука и их классификации на гласные и согласные. Все согласные и гласные звуки произносятся только двумя способами: при произнесении одного типа звуков верхняя губа растягивается, при произнесении другого – собирается. Поэтому в зависимости от формирования звуков артикуляционным аппаратом первые названы “линейными”, а вторые – “точечными”. К линейным звукам относятся почти все согласные, за исключением М, Б, П, и гласные А, Е, И, Э, Ы. К точечным звукам относятся согласные М, Б, П и гласные У, О. Движение верхней губы при произнесении любого звука моделируется звукожестами рук, которые названы “фонемными”. Они, как и все звуки, делятся на два типа: широкий жест – “линейный”, при котором руки вытянуты в стороны и служат продолжением плечевого пояса, и узкий жест, моделирующий “точечный” звук, при котором руки соединены в одном случае локтями и ладонями или в другом случае запястьями. Каждое широкое или узкое движение, позу человека можно рассматривать как “фонемный” жест. Применение “фонемных” жестов намного облегчает задачу резонансного фокусирования звука в точке маски. После этого приступают к постановке резонансных ощущений формирования согласных звуков. Ее начинают с анализа звукоформирования звукоупора эталонного согласного звука ЛЬ и близких к нему по месту ощущения звукоупора при произнесении согласных Н, Т, Д. Кончик языка при произнесении согласного ЛЬ упирается в корни верхних резцов, т.е. в точку маски, куда должен быть сконцентрирован при пении каждый звук любой высоты. Вся мышечная система артикуляционного аппарата приспосабливается к произнесению каждою звука алфавита в том самом месте и точно таким же способом, как на согласном ЛЬ. Это значит, что ученик должен научиться говорить и впоследствии петь все звуки алфавита как согласный ЛЬ, с тем же ощущением и положением верхней челюсти верхней губы (губа держит полуулыбку, звукоупор в корни верхних резцов). Эти упражнения повторяют до тех пор, пока тонус мышц верхней губы будет настолько тренирован, чтобы она могла справиться с манипуляциями, связанными с ясным и четким формированием каждого отдельного согласного и гласного звука при изменении звуковысоты и смене темпов звукосочетаний в разных текстах. Навык должен быть хорошо сформирован как в речи, так и в пении. Кроме того, звукодвижения кончика языка должны отличаться крепкими, четкими мини-звукодвижениями, которые одинаково остры и точны на всех звуках любой высоты, сочетания и темпа и при едином месте звуковыдоха – корни верхних резцов. Ощущение и физическое место звуковыдоха тоже должно быть очень маленького размера, тогда можно достичь точнейшей, а следовательно, и наибольшей концентрации звука, что повышает его резонансные качества, делает предельно собранным, богатым обертонами высокой частоты, которые не обтекают полость рта, а выносятся только вперед, за счет чего голос становится полетным и хорошо управляемым. Верхняя губа имеет 36 мышц, но самое активное участие в произнесении принимают центральные мышцы верхней губы, уголки губ и концы губ, которые участвуют в произнесении звука. Работу центральных мышц верхней губы при произнесении звука можно приравнять к работе трех пальцев правой руки – первому, второму и третьему. Ощущение постановки верхней челюсти моделирует запястье правой руки, напряженно согнутой в запястье и выдвинутой вперед вверх. Центральные мышцы верхней губы в сознании ученика образно представлены указанными тремя пальцами правой руки и связываются с образом хоботка слона, шмеля, а верхняя челюсть – запястьем правой руки. Таким образом, по образному представлению верхняя челюсть и верхняя губа аналогичны в работе со звуком правой руке; нижняя челюсть – левой руке. На начальном этапе фокусирования звука используют примарный речевой тон, так как работа в этом режиме намного облегчает тренировку мышечной системы верхней губы и всего артикуляционного аппарата, потому что на примарном тоне наименьшие физические затраты. Для формирования четкой и ясной вокальной речи и чистого интонирования мелодии (пролив гласной) введены два режима пения – речевой и вокальный, которые соединяются между собой вокальным механизмом. Речевой этап включает поэтапный процесс формирования резонансного извлечения согласных и гласных звуков. На основном этапе постановки голоса вокальные ощущения отрабатывают в примарном – речевом регистре (фа-1, ля, соль малой октавы, индивидуально). В дальнейшем на резонансную основу ставится грудной, более низкий по сравнению с примарным регистр и только после этого фальцетный и головной регистры. Таким образом, общая последовательность работы: от примарного регистра – вниз для овладения нижним, грудным регистром, затем без какого бы то ни было напряжения – вверх, через фальцетный (фа-1 – ре-2) к головному (ми-2) и т.д. Работа над резонансной техникой пения начинают с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования гласного звука в точке маски. Сначала отрабатывают выдвигание вперед верхней челюсти и постановку верхней губы на согласном ЛЬ, который произносят очень легко, остренько, кончиком языка. Одновременно вперед выдвигают запястье правой руки – моделирующий кистевой жест, при этом важно добиваться полного совмещения этих двух движений. Звук ЛЬ в сочетании с этими движениями произносят многократно. Это упражнение активизирует работу мышц верхней челюсти и верхней губы. Кроме того, при каждом произнесении согласного ЛЬ 1-й, 2-й и 3-й пальцы крепко сжимают бусину 1 (фиг.1). Характер движения пальцев аналогичен движениям средних мышц верхней губы, которые сжимают воображаемую бусину и тоже должны быть крепкими и цепкими. Обучающийся представляет себе бусину в центре верхней губы и как бы обхватывает ее губой, как пальцами. По мере приобретения стабильного навыка ученик переходит к мелкой бусине 2, и движения его верхней губы становятся все более мелкими, тонкими и точными. Это необходимо для повышения чувствительности губ, которые участвуют в произнесении, управлении и концентрации звука. Вслед за согласным ЛЬ в это упражнение включают согласные Н, Т, Д и все остальные; в последнюю очередь – “точечные” согласные М, П, Б. Все движения осуществляют сначала в медленном, а затем постепенно в более быстром темпе. После того как в результате этих упражнений у обучающегося активизировалась губа, появилось разделение и управление ее движениями, и он при произнесении согласных научился удерживать губу на естественной полуулыбке, и возникло ощущение как бы выдвинутой вперед челюсти, переходят к следующему этапу формирования резонансной техники. На этом этапе в речевом режиме вырабатывают единое место звукоупора для всех согласных и гласных. Начинают эту работу с согласных звуков, после чего приступают к постановке гласных звуков. Фокусирование всех звуков отрабатывают сначала в речи, на примарном речевом тоне, затем на звуках примерного речевого диапазона. Примарным речевым тоном является звук, которым чаще всего пользуется человек при произнесении односложных слов. У детей это чаще всего звуки: ми, ре, до первой октавы, от них вниз – звуки: си, си бемоль, ля малой октавы. Примарный речевой диапазон – это тоны речевого голоса, которые используются в обычной спокойной речи. Речевой диапазон у детей чаще всего состоит из 3-4-х, иногда 5-ти звуков (от фа первой октавы до си, си бемоль, иногда ля малой октавы). Ориентиром фокусирования звука служит место, которого касается кончик языка при произнесении эталонного согласного – звука ЛЬ. Оно должно сохраняться на всех звуках несмотря на то, что при произнесении остальных звуков кончик языка не касается точки маски. Внешне это место фиксируют прикосновением 3-го пальца правой руки к ложбинке над верхней губой. В процессе работы сочетание произнесения звука ЛЬ с этим движением повторяют многократно. Именно такое начало работы над певческим голосом является природосообразным и доступным ученикам любого возраста, так как речь организуется у каждого человека естественно. Согласный звук – основа произнесения слов. Большинство согласных звуков произносятся на естественно растянутой верхней губе, поэтому широкое, растянутое положение верхней губы, на полуулыбке, прикрывающей зубы, помогает формированию и удерживанию правильного места звукоизвлечения, выдвижению звука вперед. Отработка резонансного фокусирования согласных звуков алфавита, начиная с эталонного согласного ЛЬ и близких ему по типу звукоизвлечения согласных Н, Т, Д, происходит постепенно. Звук направляют в корни верхних резцов вместе с выдыхаемой струей воздуха. В этих условиях работа внутренней мышечной системы артикуляционного аппарата формирует необходимое узкое выходное отверстие предрупорной камеры в полость рта. Организация узкого выхода из предрупорной камеры является самым важным моментом в работе над вокальной техникой: с ним связано возникновение певческого резонанса. Только в режиме резонанса создаются все необходимые условия для естественной работы певческих связок, их развития и физического здоровья. После того как отработана точная фокусировка “линейных” согласных звуков ЛЬ и Т, Д, Н, начинают формирование резонансного звучания остальных “линейных” и “точечных” согласных звуков. При работе над правильным фокусированием согласных звуков выполняют упражнения вокальной гимнастики, целью которой является включение в этот процесс общей пластики человека, являющейся необходимой основой, фундаментом собственно вокальной пластики – пластики певческого аппарата, На фиг.2-7 показаны основные движения рук и ног, а также положение корпуса при выполнении упражнений вокальной гимнастики на согласные. Упражнение “Стрекозка”. Основные движения: ноги на ширине плеч (фиг. 2), трепещущие руки – “крылья” расправлены в стороны (широкий фонемный жест). Пальцами ног Стрекозка держится за стебелек и “встряхивается”, поднимаясь на носочки и падая на пятки. При этом она трепещет крылышками и поет свою песню. После овладения этими движениями ребенок выполняет их, поворачиваясь вправо и влево, без наклонов и с наклонами, сначала на двух ногах, а потом перенося центр тяжести то на одну, то на другую ногу. Затем звучит музыка (разного характера, все более быстрая), а Стрекозка, перелетая с цветка на цветок, воспроизводит те же движения. Все последующие упражнения вокальной гимнастики на согласные звуки строят по этой же схеме, поэтому в них будут описаны только игровые моменты и основные движения. Упражнение “Жучок”. Основные движения: ноги – “лапки Жучка” на ширине плеч (фиг.3). Он держится ими за цветочек. Руки на уровне живота, локти разведены в стороны, пальцы сильно вытянуты. Напряженными кистями рук Жучок гладит свой животик, издавая звук Ж только в момент прикосновения. При этом он совершает еле заметные повороты и наклоны в стороны, “встряхивается”, поднимаясь на носочки и падая на пятки. Затем он “стряхивает пыльцу с передних лапок”; кисти рук расслаблены полностью; многократно, в темпе движения кистей рук произносит звук Ж и в легком прыжке вверх стряхивает ее одновременно с передних и задних лапок. Упражнение “Кобра”. Основные движения: приподнимаясь на носочки и с легким приседанием опускаясь на пятки (фиг.4). Кобра совершает пружинные встряхивания. Эти движения она сочетает с “покачиванием капюшоном”: легкие повороты и наклоны корпуса из стороны в сторону, напоминающие “лежащую” восьмерку. Кобра шипит на каждом повороте, сочетая короткие движения с четким произнесением согласного Ш. Эти короткие движения чередуют с тянущимися, плавными, гибкими движениями по траектории “лежащей” восьмерки, которую она “рисует” всем корпусом. Согласный звук Ш при этом звучит протяженно. Руки ученика изображают капюшон. Периодически Кобра высоко подпрыгивает на “хвосте”, произнося согласный звук Ш. Упражнение “Филин”. Основные движения: Филин таращит глаза – совмещать это движение с растягиванием пальцев рук, которые находятся на уровне глаз ладонями вперед, всматриваясь в добычу (фиг.5). Затем закрывает глаза (закрыть глаза, сжать кулаки), притворяясь спящим, после чего внезапно широко их раскрывает (вытаращить глаза, растопырить и растянуть пальцы) и резко произносит согласный звук Ф. При этом он “встряхивается”, приподнимаясь на носочки и падая на пятки (“качается на ветке дерева”), поворачивается вправо, влево, повисает то на одной, то на другой ноге, встряхивается, повторяет эти движения многократно. Упражнение “Лев”. Основные движения: ноги на ширине плеч (фиг.6). Чуть наклонясь вперед и продолжая потягиваться, Лев звонко поет согласный звук Р. Раскрытыми ладонями рук (пальцы вверху) он “ведет” этот светлый, звонкий, не прикрытый звук (представить себе, что звук ведет низ ладони, запястье внизу). Затем ладонь поворачивают пальцами вниз, запястье вверху. Лев подгребает лапами, как экскаватор ковшом. Теперь звучание согласного Р прикрыто (смена манеры формирования звука). Лев, урча, расчесывает свою гриву (пальцами рук, запястья вверху). Звук прикрыт. Следует обратить внимание на разницу в звучании согласного Р при смене манеры формирования звука, регулируемой положением запястий рук (низкое – открытый звук, высокое – прикрытый). Упражнение “Дятлы”. Основные движения: ноги на ширине плеч (фиг.7). “Крылышки” – руки на поясе, большой палец впереди, локти в стороны. Дятлы ритмично кивают головой, сочетая это движение с произнесением согласных Т, Д, Н, К. Каждый согласный повторяют многократно. Затем произносят слог КУХ с протягиванием гласного У в речевом режиме: дятел продолбил дырку в коре и “ныряет” в нее – поясной наклон вперед в сочетании со звучанием гласного У и завершающим наклон произнесением последнего согласного. На нем сбрасывается оставшийся в легких воздух. При этом мышцы верхней челюсти надо расслабить так же, как верхнюю часть корпуса и руки, а гласный звук У произнести в том же месте, где произносятся согласные. Выпрямить корпус, поставить руки на пояс, сделать вдох и, поглаживая правой ладонью живот, многократно, насколько хватит дыхания, в быстром темпе повторить “ням-ням” серединой верхней губы. Основное внимание в упражнении уделяют сохранению единого места резонансного фокусирования на согласных и гласном У в речевом режиме. Только после отработки единого места фокусирования всех согласных звуков начинают работу над фокусированием гласных, при этом сохраняют ту же последовательность, что и при фокусировании согласных: вначале отрабатывают “линейные” гласные Я-А, Е, И, Э, Ы, а затем “точечные” О-Е, У-Ю. После того как в речи отработано резонансное фокусирование согласных и гласных звуков, начинают работу над слоговой и пассажной (произнесение слов и фраз) речевыми техниками. Ее целью является приобретение учеником умения соединять “линейные” и “точечные” согласные и гласные между собой в словах и фразах, сохраняя при этом единый звукоупор и единый принцип формирования. На этом этапе последовательно отрабатывают в речи гласные в сочетании с согласными звуками – речевая резонансная слоговая техника. При многократном повторении одного и того же согласного звука ученик, хорошо ощутив место звукоизвлечения, точно переносит в него звукоизвлечение гласного. Таким способом отрабатывают сочетания всех согласных и гласных звуков. При этом сначала на примарном речевом тоне проговаривают слоги, включающие гласные Я и А, затем другие “линейные” гласные в сочетании с согласными ЛЬ, Т, Д, Н. Когда ученик научится владеть мышцами артикуляционного аппарата настолько, что место звукоизвлечения и манера произнесения всех согласных и гласных будет сохраняться, можно ускорить темп их произнесения в слогах и перейти к пассажной технике – работе над словами и фразами в процессе чтения стихов и прозы. В работе над резонансной слоговой и пассажной техниками также можно применять бусины 1 и 2, формируя движения губ от более крупной до мелкой и постепенно увеличивая темп произнесения. В медленном темпе многократно повторяют согласные звуки перед гласным, анализируя свои ощущения, чтобы как можно точнее почувствовать место звукоизвлечения согласного и “войти” в него гласным звуком. Этот процесс строится на примарном речевом тоне или в примарном речевом регистре. Очень эффективно использовать упражнение, при котором 3-й палец правой руки ставят в выемку над верхней губой. Ученик “собирает” звучание и произносит все звуки в “микрофончик”. Формирование пассажной техники речи осуществляют при техническом чтении, заключающемся в произнесении текстов в быстром темпе на примарном звуке речи, а также при выразительном чтении, заключающемся в произнесении текстов с использованием выразительной интонации. В качестве дидактического материала для чтения используются стихи, тексты песен, попевок. Точная резонансная постановка речевого режима имеет огромное значение для формирования певческого процесса, прямо влияя на его качество. От него в пении зависит не только дикция, но и интонация, красота тембра голоса и, наконец, становление и развитие певческого дыхания. После того как усвоен принцип резонансного произнесения согласных и гласных звуков в речи (резонансная речевая техника одного звука, слога, пассажа), начинается собственно вокальный этап, на котором сначала отрабатывают резонансную слоговую технику пения. В это время в работу включают “вокальную столбицу”, ступени которой вначале исполняют в речевом режиме. На фиг.8 представлена “вокальная столбица” для детей, на которой показано положение губ при произнесении и пении гласного, который присутствует в слоговом названии каждой ступени лада. Резонансная слоговая техника пения является промежуточным звеном между речью и пением – “вокализированная речь” или речь нараспев. Вокализированная речь образуется за счет пропевания отдельных гласных звуков, в то время как все остальные проговаривают в речевом режиме. Начинают ее с пропевания всех гласных, чтобы ученик почувствовал, ощутил специфику вокального режима, его отличие от речевого. Разница между речевым и певческим голосами в смещении ощущения опоры звука в артикуляционном аппарате. В вокальном режиме протяженность звучания вокальной гласной изменена по сравнению со звучанием гласной, исполняемой в речевом режиме. В ней увеличивается количество обертонов высокой частоты и появляются высокая и низкая певческая форманты. При работе со взрослыми учениками используют схему постановки вокального механизма, представленную на фиг.9. На этой схеме обозначены точка “Т.М.” маски, точка “Т.О.” опоры звука в артикуляционном аппарате в речи и пении; вариации ощущений, связанные с резонансным звукоизвлечением и формированием двух режимов пения на “линейных” и “точечных” гласных, и завязки этих ощущений и движений с жестами рук. На фиг.9а показаны места нахождения “Т.М.” и “Т. О. ” в корнях верхних и нижних резцов при расположении третьего пальца в “Т. М.”, а большого пальца – в “Т.О.” (“линейные” гласные); на фиг.9б стрелками показана постановка рук в “Т.М.” при формировании резонансного звукоизвлечения и распева “точечных” гласных У-O; на фиг.9в показано направление контролирующих жестов на нижние резцы при пении “точечных” гласных У-O; на фиг. 9г обозначены два плана формирования академической манеры пения: первый момент – произнесение и второй момент – распев. Первый момент – произнесение – речевой режим – корни верхних резцов (четкость произнесения, точность интонации), второй момент – пение – вокальный режим – корни нижних резцов (кантилена в пении). Фиг.9д раскрывает соответствие ощущений тяжести нижней челюсти, спорности звуковыдоха в “Т.М”, указывает участие в их ощущениях третьего и большого пальцев правой руки при формировании “точечных” гласных У-О; на фиг.9е представлена сборная схема завязки кисти правой руки с ощущениями и движениями артикуляционных мышц, участвующих в резонансном голосообразовании. Сначала пропевают все гласные в слове, как бы читая нараспев: Ве-ра, Ма-ша, А-ле-на, затем только опорные гласные слов: Ве-ра, Ма-ша, А-ле-на и, наконец, только опорные гласные тех слов, которые несут во фразе главную смысловую нагрузку: “Наша Таня громко плачет”. Выделенные гласные слов пропевают и отрабатывают с помощью контролирующих жестов, которые обеспечивают контроль свободы в речи и пении подбородка и нижней челюсти. Со взрослыми постановку верхней челюсти и верхней губы отрабатывают при выполнении следующих упражнений. Все упражнения выполняются одновременно двумя артикуляционными аппаратами: голосовым и правой рукой или двумя руками и сочетаются с ощущением звукоизвлечения. Упражнение 1. “Постановка верхней губы и верхней челюсти”. Упражнение рассчитано на постановку ощущения верхней челюсти по модели положения запястья правой руки. Ученик моделирует правой рукой ощущения положения в пении верхней челюсти, соединяя таким образом ощущения звукодвижений двух аппаратов с произнесением звука. Это ощущение является очень важным для формирования академической манеры пения, так как ощущение высокой и узко выдвинутой вперед вверх верхней челюсти, как бы нависшей над полом впереди певца, поднимает высоко купол, включая в работу все его мышцы, вызывая их напряжение, и создает таким образом увеличенную резонансную полость ротовой полости. Такое состояние полости рта способствует полному включению фонемных обертонов, называемых обертонами Гельмгольца, – фонемная певческая форманта. Эти обертоны влияют на тембр певческого голоса, составляя один из его компонентов. Упражнение 2. “Активизация мышечной работы верхней губы”. Правильное ощущение положения в пении верхней челюсти помогает удерживать постоянный резонансный звукоупор так же, как правильно организованная работа верхней губы. Согласный ЛЬ при произнесении сразу формирует полуулыбку, необходимую при резонансном фокусировании. Ученик должен проанализировать свою полуулыбку, сочетая ее с акцентированием ощущений звукодвижений на середине и уголках верхней губы. Для того чтобы середина верхней губы тремя центральными мышцами работала особенно активно, включается звукообраз ощущения ее работы. Это может быть “крючочек”, который захватывает зубы с противоположной стороны, или “хоботок”, например, комарика, который накручивается на верхние резцы изнутри. Звукообразом ощущения положения уголков верхней губы может служить представление рта Буратино, у которого он до самых ушей. Верхняя губа при этом плотно прижимается к верхней челюсти и верхним резцам. Тренировку мышц верхней губы удобней всего совместить с работой первого, второго и третьего пальцев правой руки, например мять ими мякиш хлеба, произнося согласный ЛЬ. Характер и интенсивность звукодвижений рук и трех центральных мышц губы необходимо совмещать между собой и с произносимым звуком, при этом представлять, что губа тоже захватывает сверху шарик из мякиша хлеба, крепко сжимая его. Характер движений центральных мышц верхней губы такой же крепкий, цепкий, как движения трех пальцев правой руки. Темп движений пальцев и губы следует совмещать с произнесением звука. Звукодвижения верхней губы первоначально имеют специально утрированно большую амплитуду. Середина верхней губы при этом нарочито опускается вниз при произнесении и расслабляется в момент паузы. Опускаясь вниз она как бы берет воображаемую бусину своими центральными “тремя пальцами” – мышцами. На начальном этапе зрительно видно это движение и оно кажется неестественным, но оно необходимо при черновой работе и является специально утрированным тренажем. При опускании губы вниз вводится представление ее в виде “крючочка”, который в центре губы цепляется за зубы с внутренней стороны. При этом уголки верхней губы должны быть направлены вверх, к ушам. Образ рта Буратино или образ надетых на уши дужек очков помогает хорошо и правильно ощутить это звукодвижение и научится сохранять его во время работы. Фокусирование точки маски и опоры осуществляют в следующей последовательности: – точку маски фиксируют звукоощущением третьего пальца правой руки, большой палец правой руки вводится в эту работу. Он при работе третьего пальца касается его второй фаланги, – произносят согласный звук ЛЬ, а затем гласный звук А в том же самом месте и с той же самой звуковой опорой, – затем гласный А протягивают, при этом подбородок под прямым углом опускают вниз, и звукоупор смещается на корни нижних резцов. Большой палец фиксирует точку опоры у корней нижних резцов и выносит ее вперед, а нижняя часть кисти, противоположная запястью, моделирует работу подбородка, опускаясь одновременно с ним. Между точкой маски и образовавшейся точкой опоры возник “стерженек”, его держат третий и большой пальцы правой руки. “Стерженек” по ощущению должен быть очень коротеньким, поэтому расстояние между пальцами нужно сокращать, почувствовать его плотным, упругим и коротеньким. Важно ощутить повисание вниз тяжелого подбородка, который как и звук гласного повисает перпендикулярно под прямым углом. Уплотнив звук, большой палец слегка выдвигает нижние зубы и вместе с ними точку опоры звука вперед. В вокальном режиме звукоупор перемещается в нижние резцы, при этом важно выдвигать верхнюю челюсть вперед и подправлять верхней губой точку маски, удерживая ее в выдвинутом вперед состоянии (образ нависания над полом). Для лучшей отработки ощущения разъединения челюстей применяют два контролирующих жеста рук: на нижних зубах (второй и третий пальцы у уголков рта кладут на нижние зубы), или третьи пальцы ставят в ямочки у козелков ушей. Благодаря этому движения нижней челюсти в пении и речи раскрепощаются. Кроме контролирующих жестов применяют моделирующие жесты рук, их можно выполнять одновременно, разделяя функции рук. Они заключаются в опускании запястья рук вниз – низ ладони, ладонь при этом повернута вперед, пальцы вытянуты вверх. Запястье моделирует отвисание нижней челюсти вниз под прямым углом к верхней. Низ ладони, то есть запястье, описывает дугообразное движение, напоминающее объемную чащу впереди ученика на уровни груди, в которой резонирует звук. Эти жесты помогают ученику понять и ощутить работу внутренних мышц, изменяющих акустику звучания голоса, научится самостоятельно с ними работать, отталкиваясь от удобных естественных ощущений, связанных с резонансным формированием звука. Свободное опускание нижней челюсти и выдвигание ее вперед и является тем механизмом, который способствует появлению нового ощущения: звукоупора у корней нижних резцов при сохранении произнесения согласного звука у корней верхних резцов. В результате в пении на каждом тянущемся гласном возникают два режима – произнесение звука (тонкий вход в него) и “пролив”, кантиленное пропевание, которые названы автором речевым и вокальным режимами пения. Эти режимы, в том числе резонансное формирование гласного, отрабатывают в процессе выполнения вокальной гимнастики на гласные звуки, упражнения которой строят с использованием основных звукодвижений: позы “колок”, широких и узких фонемных жестов рук, корпуса, общих движений. Главной задачей этих упражнений является: – сохранение точки маски, места, указанного согласными звуками при произношении гласного и его распеве; – соответствие артикуляции и распева гласного голосовым аппаратом и руками, возникновение в руках ощущения звучания гласного; – управление руками качеством звучания гласных (длительность, нюансировка, тембр); – переход от речевой манеры звукоизвлечения в вокальное формирование. На фиг.10-12 схематично показаны движения рук и ног в сочетании с изменением положения корпуса ученика при выполнении различных упражнений. При выполнении упражнения “Дерево в бурю” (фиг.10) отрабатывают звукоизвлечение и звукоформирование “линейных” и “точечных” гласных на общих двигательных ощущениях. Ученик в технической работе над звуком включает художественный образ, представляя себя деревом. Первая часть упражнения. Руки подняты над головой и соединены запястьями. Это крона дерева, которая качается от легкого дуновения ветра. Запястья рук движутся синхронно то в одну, то в другую сторону, описывая над головой малую восьмерку. Эти движения совмещают со звучанием гласного звука У в речевом режиме. Во время остановки движения звук прерывается. Вторая часть упражнения. Крона дерева качается от сильного ветра. Руки описывают перед грудью большую восьмерку. Когда они находятся в боковой и верхней части, произносится многократно согласный ЛЬ. При этом в верхней части полукруга произносится гласный звук, протягивается в речевом режиме, а при движении рук вниз, в центр большой восьмерки речевой режим меняется на вокальный. Так отрабатывают звучание каждого “линейного” гласного звука. Третья часть упражнения. Сильный ураганный ветер. Кроны деревьев склоняются до самой земли так, что ветки обвивают корни. Малую восьмерку выполняют у ступней ног. В этой части упражнения отрабатывают резонансное формирование “точечного” гласного звука О, который произносится как извлечение согласного ЛЬ. Принцип включения звучания гласного такой же, как и при отработке “линейных” гласных звуков. Продолжением предыдущего упражнения является упражнение “Листопад” (фиг. 11). Упражнение служит для отработки сохранения резонансного ощущения звукоизвлечения и формирования звучания гласных на звукодвижениях кистей рук в быстром темпе и произнесении согласного и гласного звуков, сфокусированных в точке маски и выдвинутых вперед. При выполнении упражнения кисть руки должна быть полностью раскрепощена, совершенно свободна. Произношение согласных и гласных должно осуществляться кончиком языка предельно четко, ясно, твердо, Предварительное упражнение. Перед началом упражнения с учеником разучивают элементы сложного движения кистей рук. Кисти рук – это образ крутящихся вихрем листьев. Движение включает в себя простейшие составляющие движения: – откидывание кисти внутрь и наружу с полным расслаблением и повисанием; – вращение кисти вокруг воображаемой оси – “фонарик”; – наматывание движения кистями рук от локтей; – стряхивание с кистей капелек воды. Все составляющие движения объединяют в быстрый темп – кружение листьев, оторвавшихся от деревьев. Акценты звукодвижения кружащихся листьев совмещаются с произношением согласного звука ЛЬ. Чем быстрее кружатся листья, тем быстрее произносится согласный звук. Сильные порывы ветра разыгравшейся бури срывают и кружат листья деревьев. Движение стряхивания кистей накладываются на вращение. Оно особенно помогает ощутить выталкивание звука вперед. Вращения кистями рук совмещают с произнесением согласного для настройки на точку фокусирования, а затем в это место вставляют гласные звуки “линейные” и “точечные”. При произнесении гласных используют широкие и узкие фонемные жесты рук. В упражнении присутствует два момента – “кружение листьев” и “полет листка”. Кружение листьев изображает быстрое вращение кистей рук, полет листка – руки разводятся в стороны при широком фонемном жесте на “линейных” гласных А, Е, И, Э, Ы и соединяются запястьями вверху или внизу на “точечных” гласных У и О. Фонемные жесты на “линейных” гласных с разведением запястий выполняют на уровне груди; “точечного” У – вверху над головой; “точечного” О – внизу с поясным наклоном; на “точечных” гласных запястья соединяются. При выполнении движения важно совмещать атаку звука с опорными движениями запястий рук, артикулирующих звук; распевы гласных – с “пением” рук, плавными движениями свободно повисающих кистей, ведущих звук; произнесение согласных – с усилением напряжения общего движения рук, атаку звука – с напряженным ощущением мышц голосового аппарата и запястий с последующим мышечным расслаблением при его звучании. Вначале оба упражнения отрабатывают в медленном темпе с контролем педагога и самоконтролем ученика. По мере освоения упражнений темп исполнения возрастает согласно индивидуальным возможностям. Отдельные части упражнения могут быть использованы как самостоятельные упражнения для отработки необходимых навыков. Резонансное формирование “линейных” гласных отрабатывают также на упражнении “Волна” (фиг.12). Оно является промежуточным в упражнении “Дерево в бурю” и включается перед средней частью упражнения, когда дерево качается кроной. Оно как под лупой раскладывает вокальный механизм на составляющие движения. Ученику предлагается представить большую волну, набегающую на берег. Вначале волна набирает высоту. В это время ученик поднимает руки вверх через стороны, совмещая с многократно и четко произносимым согласным ЛЬ. Это движение ведут запястья. Когда руки достигли высоты (волна выросла), запястья разворачивают вперед, в это время “линейный” гласный произносится в речевом режиме. При дальнейшем движении рук вниз гласный постепенно переводится в вокальный режим. Так отрабатывают звучание всех гласных звуков. Это более медленный перевод из речевого режима в вокальный. Таким образом, в резонансной постановке гласных звуков, как и согласных, участвует общая пластика в сочетании с пластикой артикуляционного аппарата. Отработка вокального режима опорных гласных – главная задача этапа вокализированной речи. Сначала на примарном речевом тоне, а затем в примарном речевом регистре (2-5 звуков) идет работа над отдельными слогами в словах, затем читают тексты, стихи с пропеванием в словах опорных гласных, включается вокальная импровизация. В вокальной гимнастике он многократно повторяется с последующим анализом возникающих при этом ощущений. Это является основой резонансного звукоизвлечения, определяющей резонансные движения мышц голосового аппарата, их постановку. В комплекс общих движений включают два ведущих движения – певческую позу “колок” и “фонемные” жесты рук и ног, к которым относятся широкие движения рук в стороны при моделировании “линейных” звуков и узкие движения рук – соединение ладоней и локтей при моделировании “точечных” звуков; положение ног врозь и вместе, а также движение “встряхивание”, стимулирующее ощущение опоры корпуса. Фонемные жесты моделируют работу верхней губы при произнесении того или иного звука. В то же время они помогают ученику ориентироваться в окружающем пространстве, ощущать себя в нем, двигательно и опорно, что способствует формированию звука в точке маски. В качестве эталонного согласного используют согласный звук ЛЬ. Все другие согласные и гласные алфавита формируют там же, где он. Формирование слоговой резонансной вокальной техники при интонировании опорных гласных отрабатывают при выполнении интонационных упражнений, предлагаемых для развития драматических способностей у учеников. Строят интонационные упражнения на комплексе специальных двигательных ощущений и движений, ведущими из которых являются крупные и кистевые движения рук. Все эти движения связанны не только с художественным исполнением образа, но и формированием резонансной техники звука. Крупные движения рук зависят от типа формирования гласного звука и характера исполняемой интонации. В качестве обучающих предлагаются интонационные упражнения различного вида, например “Образы-синонимы”, “Образы-антонимы”, “Чтение текстов и стихов с разными заданиями”, “Художественно-смысловое варьирование интонации”, “Ролевое чтение стихов”, “Театрализованное исполнение стихов”, “Исполнение стихов по мимическому показу”, “Импровизационное вокализированное озвучивание стихов и текстов”. Все упражнения построены на сочетании выразительной речевой интонации и соответствующих ей движениях, исполнением образов-синонимов или образов-антонимов. Наиболее удобными для начала работы с учениками оказались интонационные упражнения “Образы-синонимы”, “Образы-антонимы” благодаря применению сказочного сюжета и двух противоположных образов. Образы-синонимы предваряют работу с образами-антонимами. В результате контрастности образов и фантазийной сказочной канвы возникает естественный подход к яркому сценическому представлению и творчески раскрепощенному исполнению. Применение комплекса противоположных технических и художественных средств (интонационных, двигательных) способствуют приобретению соответственных навыков. Эта работа естественно переходит в упражнение “Драматургия интонации 4-частной формы”. Упражнение имеет 4-частную форму строения взаимосвязанной единой драматургией интонации. Главной задачей упражнения является овладение выразительными движениями, сочетающимися с драматургией интонации и техникой передачи голосом меняющегося характера образов. Выразительность интонации теперь связана с образами, проживающими сюжетный эпизод, который меняет их внешнее и внутреннее состояние. При помощи изменения интонаций ученик должен научиться тонко передать все сюжетные и психологические метаморфозы, происходящие с образами-антонимами в каждой части упражнения и применить соответственные жесты. Это достигают за счет приобретения гибкости голоса и умения управлять тембральными красками при сохранении резонансного извлечения и сочетания с художественным исполнением, которое подкрепляют внешними выразительными жестами. Для исполнения упражнения каждую его часть условно рассматривают как часть музыкального 4-частного произведения: экспозиция, разработка, кульминация и кода. Она же условно приравнивается к двухдольному такту, где сильная доля – сильный образ, слабая – слабый. Последовательное чередование и двигательное исполнение сильного и слабого образов, способствуя развитию ритмического чувства, ассоциируется с ощущением метра. Упражнение может быть выполнено крупными и кистевыми движениями рук. При кистевом исполнении в упражнение включают свойственные вокалу парадоксальные движения, при которых интонация движется вверх, а руки – вниз и наоборот. Эти движения являются плодом парадоксального мышления, которое можно применить на сознательном и бессознательном (выполнение методом подражания) уровнях. Бессознательный уровень кистевого исполнения применяется в работе с детьми. Упражнение основано на двигательном взаимодействии двух артикуляционных аппаратов (кисти рук и голосовой аппарат), сочетающихся с резонансным звуковысотным звучанием интонации. В связи со сложностью исполнения работу проводят двумя этапами. На первом этапе – крупными фонемными и звуковысотными жестам рук, без парадоксального движения. Парадоксальное движение используют при кистевом исполнении, которое является наиболее сложным и включается в работу при прочном усвоении драматургии интонации 4-частной формы и наличии достаточной всесторонней подготовки. Этот вариант упражнения предусматривает сознательный разбор и подход к работе. Но знакомство с ним в работе с детьми и начинающими взрослыми учениками может происходить на подражательном исполнении. И в этом варианте кистевое упражнение тоже приносит пользу, так как включает ощущение парадоксального движения на бессознательном уровне. Для удобства и быстрого усвоения драматургии интонации 4-частной формы при разучивании упражнения полезно применять схематическую запись высоты интонации, представленную в табл.1. Это позволяет очень эффективно разучивать и отрабатывать движение интонации рукой для каждой части. В работе с интонационной драматургией противоположных образов проявляется возможность наиболее полного включения выразительных жестов, совмещения вокальных, музыкальных и актерских приемов. Кроме того, при выполнении интонационных упражнений решается целый комплекс разнообразных исполнительских, технических и выразительных задач: – расширение речевого диапазона голоса на резонансной основе; – воспитание навыка выразительного вокализированного чтения по заданию педагога и на основе собственной импровизации; – воспитание интонационно-тембральной гибкости голоса, что связано с умением применять нюансировку, пользоваться звуковысотными перепадами и смешивать тембры (“темный и светлый”); – умение варьировать темпами, включая паузы, цезуры, ферматы, в целях усиления смысловой выразительности исполнения; – умение варьировать смысловыми акцентами слов и фраз; – для усиления выразительности художественного смысла и показа характера образа умение применять звуковысотные перепады интонации; – воспитание ощущения сохранения резонансного формирования опорных гласных в связи с изменением высоты, характера звучания гласных звуков; – отработка вокального механизма через сочетание речи и вокализации опорных гласных и др. При покомпонентном представлении моделями кистей рук двух режимов формирования звука, вытекающих один из другого, “вокальный режим”, т.е. протягивание, пропевание (пролив) гласного, является естественным переходом от “речевого режима”, т. е. начало произнесения слога, в пение. Он основан на сохранении места извлечения речевого звука и формирования нового механизма вокализации интонации тянущихся гласных. Мышцы артикуляционного аппарата при моделировании этого процесса двигательно сочетаются с моделью рук. Вначале отрабатывают разучивание интонации по схеме: руки показывают высоту звучания интонации, нарисованной на схеме, в это время произносится название антонима, соответствующего этому обозначению. Затем интонация разучивается с пространственным звуковысотным жестом, который выполняют двумя руками, чтобы ученик соединил звучание интонации голоса с его пространственной высотой (выше, средина, ниже). После этого исполняют все упражнение “Драматургия интонации 4-частной формы” названиями антонимов с пространственным звуковысотным жестом рук, который сочетается с фонемным (интонации опорного гласного – два типа формирования), упражнение выполняют стоя, крупными жестами рук. Затем то же упражнение выполняют кистевыми движениями рук, сидя (правая нога на левой ноге, левая рука на колене ладонью вверх), при этом включают тактирующие движения правой руки, которые выполняют синхронно или парадоксально по отношению к звучанию интонации. На этапе отработки вокального механизма продолжают работу над развитием музыкального и вокального слуха при помощи “вокальной столбицы”, которая приведена в табл.2. В ней учтены не только ладовые звуковысотные отношения, но и особенности вокального интонирования устойчивых (А, О, У) и неустойчивых (Е, И, Ы, Э) гласных подчеркиванием их звукоизвлечения согласным. В этой модели с помощью ладотональных жестов моделируются ступени лада, каждая из которых имеет определенное слоговое обозначение и два режима пения – речевой и вокальный. Местоположение ступени лада обозначают двумя руками поющего ученика в соответствующих точках его корпуса и головы, а режимы пения моделируют положением запястий: речевой режим – запястья вверху, вокальный – запястья внизу. В речевом режиме (произнесение слога) ручной знак исполняют с поднятыми вверх запястьями, в вокальном режиме (пропевание слога) в том же ручном знаке запястья опускают вниз, моделируя опускание нижней челюсти. Единственным исключением является ручной знак верхней I ступени, в котором в речевом режиме запястья соединяют внизу (пальцы вверху), а в вокальном руки разъединяют ладонями вверх. Сначала осваиваются основные, устойчивые, ступени лада, начиная с первой, затем неустойчивые, с разрешением. Устойчивые ступени служат настройкой к песне. Они могут быть использованы как вокальные упражнения к ней, включающие наиболее трудные ритмические и интонационные обороты. Работу над вокальным интонированием мелодии начинают с ладотональными и по необходимости комбинированными жестами (сочетание ладотональных с управляющим кистевым, контрольными и другими жестами). Путь постановки звука от речи к пению через эти этапы является самым естественным и наиболее доступным для каждого ученика – взрослого и ребенка. Правильная посадка гласного имеет огромное значение для формирования четкой и выразительной дикции в пении. Кроме того, сфокусированная в точке маски посадка гласного непосредственно влияет на формирование точной певческой интонации. Посадка гласного, как и резонансное фокусирование звука, является важнейшим звеном вокального процесса, непосредственно участвующим в формировании певческого дыхания. Формированию резонансных певческих ощущений способствует работа над пластикой вокального аппарата и одновременно над общей пластикой. В общей пластике используют, главным образом, крупные, так называемые “фонемные” жесты: широкие – для “линейных” и узкие для “точечных” согласных и гласных. В пластике вокального аппарата кроме контролирующих жестов используют управляющий кистевой жест правой руки. Управляющий кистевой жест моделирует, контролирует и помогает сохранить необходимое для правильного звукоупора положение верхней губы и верхней челюсти, способствует выдвижению звука вперед и удерживанию его в точке маски. Звуки любой высоты оказываются в одном и том же месте в результате парадоксального движения, при котором высокие звуки пропеваются в точке маски с более низким звукоупором, а низкие – наоборот, с более высоким. Таким образом, те и другие звуки в результате оказываются в одном и том же месте, как бы “в одной плоскости”, что позволяет сохранить естественное положение гортани. Управляющий кистевой жест включает несколько отдельных движений, каждое из которых способствует возникновению определенных вокальных ощущений: 1) правая рука вытянута вперед, 3-й палец как бы выносит звук вперед с корней верхних резцов; 2) правая рука выдвинутым вперед вверх запястьем моделирует выдвижение вперед вверх верхней челюсти; 3) правая рука вытянута вперед, линия соединения пальцев с ладонью напряжена – модель положение верхней губы на естественной полуулыбке; 4) запястье вытянутой правой руки, опущенное вниз, – модель опущенных вниз подбородка и нижней челюсти. Эти компоненты управляющего вокального жеста легко переходят один в другой в зависимости от задачи, которая стоит перед учеником. После того как ученики овладели вокализированной речью, они переходят к пению. Сначала они поют попевки на одном звуке первой ступени лада с ладотональными жестами, затем после введения III и V ступеней – песни на трех, позже – пяти звуках. В распевки включают ходы на терцию и трезвучия. Распевания Первый вид распеваний применяется при постановке резонансной техники слога в речи. При произнесении согласных и гласных сохраняется единое место звукоупора – в точке маски, рот почти не открывается. Распевания этого вида предлагают детям только на примарных речевых тонах с учетом трех типов голосов. Дети делятся на три группы, каждая из которых работает на своем примарном тоне. Используют вокальные бусины, “микрофончик”. Слоги состоят из согласных ЛЬ, Н, Д, Т и гласных звуков, сначала “линейных”, затем “точечных” в следующей последовательности: ЛЯ, НЯ, ДЯ, ТЯ; ЛА, НА, ДА, ТА; ЛЕ, НЕ, ДЕ, ТЕ; ЛИ, НИ, ДИ, ТИ; ЛЭ, НЭ, ДЭ, ТЭ; ЛЫ, НЫ, ДЫ, ТЫ ЛО, НО, ДО, ТО; ЛУ, НУ, ДУ, ТУ. В конце каждого слога можно добавить звук Й. Например: ЛАЙ, НАЙ, ДАЙ, ТАЙ; ЛЕЙ, НЕЙ, ДЕЙ, ТЕЙ; ЛИЙ, НИЙ, ДИЙ, ТИЙ и др. Включение в слоги звука Й способствует приближению звучания и облегчает попадание звука в точку маски. Во втором виде распеваний применяют те же слоги, что и в первом, но задача их меняется. Они теперь служат отработке двух режимов пения и “привязаны” к первой ступени лада и исполняются с ее ладотональным жестом. В отработку двух режимов пения на этих распеваниях могут подключаться контролирующие жесты (двумя руками или правой рукой; левая рука при этом выполняет ладотональный жест). В третьем виде распеваний в вокальную работу включают устойчивые – I, III, V – ступени лада со слоговыми названиями и ладотональными жестами вокальной столбицы. Распевания исполняются с разными ритмическими рисунками в разных комбинациях. Это позволяет исполнить попевки терцией или трезвучием, что служит развитию у детей гармонического слуха. Включение в работу распевания устойчивых ступеней лада по вокальной столбице характеризует четвертый вид распеваний. В нем на начальном этапе работы особенно важно удержать резонансное фокусирование. В связи с этим используют сочетание двух видов жестов: ладотонального и управляющего кистевого. Ладотональный жест выполняют кистью левой руки, управляющий кистевой – кистью правой. В распевания этого типа включают звуковысотные скачки в пределах квинты. Распевания могут исполняться вначале на вербальных слогах ступени, а затем на перечисленных выше слогах. Пятый вид – это распевания к разучиваемой песне, включающие наиболее сложные интонационные или ритмические обороты. Они исполняются с использованием двух видов жестов: ладотональных и кистевого управляющего. Можно увеличить длительность трудно интонируемых ступеней, поставить их на место сильных долей тактов, придумать удобный, естественный интонационный подход к ним. Трудный ритмический рисунок можно прохлопать в ладоши, прошагать. Упражнения могут выполняться с включением и других жестов – фонемных, фонемных в сочетании со звуковысотными, контрольных. Все распевания исполняются в примарном речевом регистре с учетом типов голосов. При ладотональном интонировании устойчивых ступеней лада для развития гармонического слуха можно использовать пение терций и трезвучий. Подходы к выбору песни Прежде чем предложить детям ту или иную песню, педагог анализирует ее с разных точек зрения. Диапазон песни не должен превышать диапазона той группы детей, для которых она предназначена. Если песня подходит по диапазону, но имеет высокую или низкую тесситуру, ее необходимо транспонировать в доступную тональность или разделить на партии: более высокую партию исполнят дети с высокими голосами, более низкую – с низкими. Лад. В мажоре чувство лада формируется более успешно, поэтому на начальном этапе работы используют песни, написанные в мажоре. Интервалы. Детям легче интонировать более широкие интервалы: большую, малую терции, кварты, квинты; позже они начинают справляться с большой и, наконец, малой секундой. Фонемный состав текста. Для выстраивания чистоты интонации лучше, чтобы на сильных долях такта и длинных тонах при разучивании песни со словами были устойчивые гласные (а, о, у). Если в тексте неустойчивые (е, и, э, ы), их в период распевания можно заменить устойчивыми. Для резонансного выравнивания звучания всех гласных в мелодии, которая содержит звуковысотные скачки, на верхней ступени “точечные” гласные при распевании лучше заменить “линейными”. Разбор художественно-музыкального содержания песни. Начинается работа над разучиванием песни с ее исполнения педагогом и беседы о ее художественно-музыкальном содержании. Педагог должен преподнести его ярко, красочно, чтобы заинтересовать детей. Затем проанализировать текст, разъясняя смысл непонятных слов, и связать его с выразительными средствами музыки: мелодией, ритмом, нюансировкой. Важно, чтобы дети почувствовали характеры образов, которые им предстоит воспроизвести в пении. Получив общее художественно-образное представление о песне, дети переходят к ее театрализации, проигрыванию по ролям в соответствующем ритме, чтобы ощутить ее двигательно и включить необходимую вокальную технику. Только в этом случае ребенок сможет почувствовать и художественно, выразительно исполнить произведение. Пример двигательно-ролевой работы над песней “Ехали” (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной). Первая фраза: “Ехали по реке козлики в челноке”. С детьми образно двигательно проигрывается данная ситуация. Движения рук плавные, синхронные, медленные. Характер движений переносится на вокальное исполнение фразы: плавное, мягкое, тянущееся плотное legato. Вторая фраза: “По берегу зайки в красной таратайке”. Характер движения совсем другой: таратайка – жесткая тележка, колеса у нее могут быть деревянными. Дети прекрасно представляют себе, как она будет перемещаться по каменистому, неровному берегу, и сами выбирают имитирующие движения рук и исполнительский прием, теперь nоn legato. Третья фраза: “Ехали барсуки важные старики”. Солидные, седые барсуки во фраках и цилиндрах, на шее бабочки, в руках трости, холеные и медлительные. Дети прекрасно воспроизводят этот образ и сами находят выразительные исполнительские штрихи и приемы. Обычно они используют здесь плотный звук, компактное legato. Четвертая фраза: “Ехали в бричках рыжие лисички”. Лисички – томные и в то же время хитрые кокетки, изысканно одетые. Брички – небольшие изящные кареты на высоких мягких рессорах. Детям близок и хорошо знаком образ лисички. Они выбирают сочетание плавных и отрывистых движений рук, а в пении – сочетание legato и nоn legato. Пятая фраза: “Ехали по горам, ехали по долам к мухе-горюхе, к мухе-цокотухе”. Дети представляют себе просторы, по которым гости едут к мухе на день рождения. Фразу исполняют непрерывно льющимся звуком legatis-simo. Шестая фраза: “Муха гостей ждала, пряничков напекла, чай заварила, всех гостей поила”. Выразительное исполнение этой фразы может подготовить беседа о ситуации, в которой муха готовится к встрече гостей. Например: Муха очень рада своему пробуждению от зимней спячки, наступающему дню рождения. Это самый счастливый ее день, к которому она трепетно готовится. Ждет подарков от своих многочисленных гостей и очень старается всем угодить. Муха печет пряники с разными припеками для зайчиков, лисичек, барсуков и др. Чай у мухи густой, необыкновенно ароматный, ведь он включает самые разные травы. Муха с удовольствием готовит и пластично двигается. Она красиво одета и радостна в предвкушении праздника. В звуке певческого голоса детей появляются выразительные тембры: плотные, как густой ароматный чай; легкие, прозрачные, нежные, рисующие легко порхающую счастливую муху; теплые, задушевные, изображающие радушную, добрую хозяйку. В своем вокальном исполнении дети начинают сочетать legato, non legato, sforzando и другие приемы. Ладотональная работа над мелодией Педагог настраивается в тональности песни при помощи тонического трезвучия, используя ладотональные жесты, а затем исполняет с соответствующими жестами всю мелодию песни. Просит детей назвать ступени песни, которые были исполнены в вокальном режиме. При повторном исполнении мелодии педагог специально выделяет ступени (с помощью остановок, замедления темпа), исполняемые в вокальном режиме. Затем тоническое трезвучие с ладотональными жестами дети поют вместе с педагогом и подпевают исполняемую мелодию песни. Так начинают разучивание мелодии, которое вначале идет в медленном темпе, с использованием схем (фиг. 8), при этом педагог показывает каждую ступень на схеме. Особое внимание уделяется отработке ступеней, которые исполняют в вокальном режиме. На этих ступенях педагог останавливается и работает над двумя режимами пения в медленном темпе, сочетая движения кистей рук и певческого аппарата со звучанием. Наиболее сложные отрезки мелодии включают в специально составляемые распевания и отрабатывают отдельно в плане: – интонационном (интонирование неустойчивых ступеней, на которых интонация завышается или занижается; неустойчивая ступень ставится на место сильной доли); – вокальном (скачки мелодии вверх, вниз, где особенно важно удерживать резонансный звукоупор, отрабатывают с разными ритмическими рисунками, акцентами, увеличенными длительностями); – ритмическом (отрабатывают с помощью хлопков, прыжков). Их можно превратить в вокальные упражнения к песне, изменив темп, опорные ступени. Из них можно составить распевания, которые послужат настройкой к песне. Работа над техникой речи Для ощущения резонансного места в пении важно настроить учеников на ощущение места речевого произнесения согласного. Это способствует не только формированию в пении четкой дикции, профессиональному звучанию голоса, точному интонированию мелодии, но и выразительному вокальному исполнению в целом. Кратчайшим путем к этому является “техническое” чтение текста с применением бусин 1, 2 (фиг.1). Вначале текст читают в медленном темпе, практически по слогам с утрированным, как бы многократным проговариванием согласных звуков в каждом слоге. Место произнесения согласного звука анализируется, запоминается и сохраняется на последующем гласном. Вначале движение верхней губы имеет большую амплитуду при произнесении каждого слога. Верхняя губа опускается резко вниз, захватывая воображаемую бусину, по величине равную той, с которой работают пальцы правой руки. Движения губы и пальцев совпадают по величине и степени напряжения. Расслабление происходит перед каждым новым слогом, когда пальцы опускают бусину, а мышцы верхней губы расслабляются. Движения и ощущения этих двух артикуляционных аппаратов должны быть точно скоординированы. Затем текст читают в более быстром темпе. При этом величина бусины уменьшается. Бусину крепко сжимают пальцами и удерживают на целой фразе. То же движение повторяет верхняя губа, она напряжена, ее середина опущена на протяжении целой фразы, при этом верхнюю челюсть и запястье правой руки выдвигают вперед. При технической отработке текста также используют упражнение “микрофончик” – 3-й палец ставят в выемку над верхней губой (1-й палец у второй его фаланги – “подставка микрофончика”) и в него утрированно четко и звонко проговаривают текст в быстром темпе. Всю техническую работу над текстами ведут на примарном речевом тоне. Театрализованная работа над исполнением песни Для того чтобы ученик сам мог почувствовать и выразительно исполнить песню, он должен не только знать и понимать сюжет и музыкально-художественное ее содержание, но и ощущать характер всех заложенных в музыке движений. С этой целью с ним нужно мышечно прорабатывать их. В этом случае возникает собственный опыт двигательных ощущений, которые необходимы для выразительного исполнения песни. Решению этой задачи способствует театрализованное исполнение песни, в котором наряду с сюжетно-ролевыми движениями, используются дидактические, рассчитанные на постановку резонансной техники пения. В работе над техникой пения используют специальные крупные жесты: моделирующие звуковысотные отношения и тип фонемы, крупный управляющий жест – “большая восьмерка” и кистевой управляющий жест. В театрализованном исполнении песни эти жесты воспринимают как ролевые, а не дидактические. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 04.07.2005
Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006
|
||||||||||||||||||||||||||