Патент на изобретение №2202703

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2202703 (13) C2
(51) МПК 7
F02K9/48
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001111151/06, 26.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.04.2001

(45) Опубликовано: 20.04.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2155273 C1, 27.08.2000. RU 2095607 C1, 10.11.1997. RU 2095608 C1, 10.11.1997. RU 2149276 C1, 20.05.2000. RU 2156721 C1, 27.09.2000. US 3516254 A, 23.06.1970. DE 1626082 A, 25.06.1970. US 5410874 A, 02.05.1995. ЕР 0916835 A1, 19.05.1999. ГАХУН Г.Г. и др. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей. – М.: Машиностроение, 1989, с.92.

Адрес для переписки:

141400, Московская обл., г. Химки, ул. Московская, 10, кв.73, В.И. Прищепе

(71) Заявитель(и):

Бахмутов Аркадий Алексеевич,
Буканов Владислав Тимофеевич,
Клепиков Игорь Алексеевич,
Мирошкин Вячеслав Васильевич,
Прищепа Владимир Иосифович,
Ромасенко Татьяна Яковлевна

(72) Автор(ы):

Бахмутов А.А.,
Буканов В.Т.,
Клепиков И.А.,
Мирошкин В.В.,
Прищепа В.И.,
Ромасенко Т.Я.

(73) Патентообладатель(и):

Бахмутов Аркадий Алексеевич,
Буканов Владислав Тимофеевич,
Клепиков Игорь Алексеевич,
Мирошкин Вячеслав Васильевич,
Прищепа Владимир Иосифович,
Ромасенко Татьяна Яковлевна

(54) ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧЕЙ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА


(57) Реферат:

Жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей криогенного топлива включает камеру с форсуночной головкой и охлаждаемым корпусом и турбонасосный агрегат из паровой турбины и насосов подачи окислителя, горючего и конденсата отработавшего пара. Вход турбины соединен с выходом насоса конденсата через первую магистраль, включающую охлаждающий тракт камеры, а выход турбины сообщен с входом насоса конденсата через вторую магистраль с теплообменником-конденсатором для охлаждения отработавшего пара криогенным топливным компонентом. Во второй магистрали размещен эжектор с высоконапорным соплом, подключенный к выходу насоса конденсата. Изобретение позволяет уменьшить габариты и массу теплообменника конденсатора за счет уменьшения поверхности его теплообмена. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), конкретно к ЖРД с турбонасосной подачей топлива, состоящего из раздельно хранимых окислителя и горючего; по крайней мере, один из этих топливных компонентов (кислородный окислитель) является криогенным.

Известен ЖРД с турбонасосной подачей криогенного топлива, включающий камеру с форсуночной головкой и охлаждаемым корпусом, турбонасосный агрегат из паровой турбины и насосов подачи окислителя, горючего и конденсата отработавшего пара, причем вход турбины соединен с выходом насоса конденсата через первую магистраль, включающую охлаждающий тракт камеры, а выход турбины сообщен с входом насоса конденсата через вторую магистраль с теплообменником-конденсатором для охлаждения отработавшего пара криогенным топливным компонентом: см. пат. RU 2155273 С1, 18.08.1999 – прототип изобретения.

Принципиальным достоинством устройства-прототипа является отсутствие потерь удельного импульса тяги (Iy) двигателя на привод турбонасосного агрегата (ТНА), поскольку отработавший (то есть энергетически обесценившийся) пар турбины возвращается – после охлаждения – в рабочий контур, а не выбрасывается из двигателя через выхлопную систему. Благодаря этому величины Iу для двигателя и для камеры (синоним понятия “тяговая камера”) совпадают.

Однако осуществлению устройства-прототипа на практике препятствуют большие размеры и масса теплообменника-конденсатора. Дело в том, что для получения высоких значений Iу необходимо создать высокое давление в камере (рк). В этом случае для обеспечения энергетического баланса системы подачи (равенство между располагаемой мощностью турбины и суммарной мощностью насосов) необходимо нагреть большую массу рабочего тела турбины до высокой температуры и сработать полученный пар при высоком перепаде давлений. Затем в конце рабочего цикла остаточную теплоту отработавшего пара необходимо отдать поступающему в ЖРД холодному топливу с тем, чтобы охладить (сконденсировать) пар до степени, гарантирующей работоспособность насоса. При высоком значении рк хладоресурс топлива (в общем случае он сосредоточен в кислородном окислителе) ненамного превышает количество остаточной теплоты пара (учитывая его расход) и поэтому осуществление рабочего процесса в теплообменнике-конденсаторе требует весьма развитой поверхности этого агрегата. Его габариты и масса получаются большими, что является существенным недостатком ЖРД-прототипа.

Настоящее изобретение решает техническую задачу улучшения габаритно-массовых показателей теплообменника-конденсатора.

Поставленная техническая задача решается тем, что в ЖРД с турбонасосной подачей криогенного топлива, включающем камеру с форсуночной головкой и охлаждаемым корпусом, ТНА из паровой турбины и насосов подачи окислителя, горючего и конденсата отработавшего пара, причем вход турбины соединен с выходом насоса конденсата через первую магистраль, включающую охлаждающий тракт камеры, а выход турбины сообщен с входом насоса конденсата через вторую магистраль с теплообменником-конденсатором для охлаждения отработавшего пара криогенным топливным компонентом, согласно изобретению во второй магистрали размещен эжектор с высоконапорным соплом, подключенным к выходу насоса конденсата.

В частных случаях осуществления изобретения:
– эжектор размещен между выходом теплообменника-конденсатора и входом насоса конденсата;
– эжектор размещен между выходом турбины и входом теплообменника-конденсатора.

При осуществлении изобретения ожидается технический результат, совпадающий с существом решаемой задачи.

Изобретение поясняется при помощи фиг.1 и 2, где представлена функциональная схема ЖРД, выполненного согласно изобретению.

Согласно фиг.1 ЖРД содержит создающую тяговое усилие камеру 1 с форсуночной головкой 1А, камерой сгорания 1Б и сверхзвуковым реактивным соплом 1В, корпус камеры образован двумя соосными оболочками (внешней и внутренней), формирующими тракт 1Г для протока охладителя. Для подачи топлива в двигателе предусмотрен ТНА, который содержит насос криогенного окислителя (сжиженного кислорода) 2, насос горючего (например, керосина) 3, насос 4 для подачи сконденсированного рабочего тела турбины (например, аммиака) и паровую турбину 5. Насос 3 соединен посредством питающего трубопровода 6 с форсуночной головкой 1А. Она также сообщена с насосом 2 посредством трубопроводов 7 и 8, между которыми расположен теплообменник-конденсатор 9 для охлаждения отработавшего пара турбины, поступающего по трубопроводу 10. Сконденсированный продукт отводится по трубопроводу 11 в эжектор (струйный насос) 12, установленный на входе в насос 4. Выход последнего сообщен посредством магистрали 13 с высоконапорным соплом эжектора и посредством магистрали 14 с входом охлаждающего тракта 1Г камеры. Его выход сообщен с входом турбины 5 посредством трубопровода 15. Таким образом, насос 4 вместе с турбиной 5, теплообменником 9, струйным насосом 12 и соединяющими их расходными магистралями образуют замкнутый контур для циркуляции рабочего тела, претерпевающего фазовые превращения.

Описанный ЖРД работает следующим образом. Горючее ракетного топлива поступает в насос 3, которым подается по магистрали 6 в форсуночную головку 1A камеры. Туда же – насосом 2 по магистрали (7 – 8) с встроенным в нее теплообменником 9 – подается окислитель, который по пути охлаждает отработавший пар турбины 5 (см. ниже). В камере сгорания 1Б топливные компоненты сгорают, и образовавшийся высокотемпературный газ поступает в реактивное сопло 1В, создавая тягу камеры 1 (и ЖРД в целом).

Циркулирующее в замкнутом контуре рабочее тело (аммиак) для привода турбины 5 подается насосом 4 по магистрали 14 в охлаждающий тракт 1Г камеры. После его прохождения рабочее тело, находящееся в состоянии пара с закритическими параметрами, поступает по трубопроводу 15 на турбину 5, которая приводит топливные насосы 2, 3, 4 через общий с ними вал (обычно состоит из двух частей, соединенных рессорой). Отработавший пар турбины поступает по магистрали 10 в теплообменник 9, где охлаждается (конденсируется) жидким кислородом (см. выше), после чего поступает по магистрали 11 в эжектор 12. Активная (эжектирующая) рабочая среда для этого агрегата (порядка 10% от расхода в магистрали 14) поступает по трубопроводу 13 с выхода насоса 4. Эжектор подает продукт в насос 4, после чего описанный цикл (аммиачного) рабочего тела в замкнутом контуре повторяется.

В том случае, когда в качестве рабочего тела турбины используется тот же продукт, что и горючее ракетного топлива (например, сжиженные метан или природный газ), можно эжектор 12 переключить на вход насоса 3, его выход сообщить с входом насоса 4 и образовать таким образом один двухступенчатый насос (3 – 4). В этом случае контур рабочего тела турбины, претерпевающего фазовые превращения, получается разомкнутым.

В описанной схеме (фиг.1) эжектор (12) размещен между выходом теплообменника-конденсатора (9) и входом насоса конденсата (4). На фиг.2 представлен вариант размещения эжектора (12А) между выходом турбины (5) и входом теплообменника-конденсатора (9). Высоконапорное сопло этого эжектора соединено с выходом насоса 4 посредством магистрали 13А, по которой поступает активная рабочая среда. Посредством магистрали 11 вход насоса 4 соединен непосредственно с выходом теплообменника-конденсатора 9. В том случае, когда в качестве рабочего тела турбины используется тот же продукт, что и горючее ракетного топлива (например, сжиженные метан или природный газ), можно магистраль 11 переключить на вход насоса 3, его выход сообщить с входом насоса 4 и образовать таким образом один двухступенчатый насос (3 – 4). В этом случае контур рабочего тела турбины, претерпевающего фазовые превращения, получается разомкнутым.

Необходимо отметить, что сущность изобретения не исчерпывается приведенными конкретными схемами:
– для охлаждения отработавшего пара турбины можно использовать не только окислитель, но и горючее ракетного топлива (особенно если оно является криогенным);
– количество рабочих колес в насосах и турбине может быть различным;
– для настройки и регулирования тяги ЖРД может предусматриваться байпасная магистраль рабочего тела турбины с регулятором расхода в ней;
– в линии подачи окислителя или горючего может устанавливаться дроссель для регулирования соотношения топливных компонентов и т.д.

Технический результат от осуществления предлагаемого изобретения покажем на конкретном примере: для ЖРД на топливе “кислород – керосин” с тягой 0,8 МН при рк= 15 МПа; рабочее тело турбины – аммиак. Для ЖРД, выполненного в соответствии с устройством-прототипом, указанные технические характеристики обеспечиваются при следующих параметрах рабочего контура турбины:
– расход аммиака 33 кг/с;
– параметры аммиачного пара на входе в турбину (5): 260oС/17 МПа;
– параметры отработавшего пара на входе в теплообменник-конденсатор (9): 20oС/0,8 МПа.

С учетом гидравлического сопротивления рабочего тракта (0,2 МПа) давление на входе в аммиачный насос (4) оценивается в 0,6 МПа. Для обеспечения работоспособности насоса в этих условиях необходимо, чтобы аммиак после его конденсации был переохлажден до 0oС. Согласно этому теплообменный тракт конденсатора (9) включает три участка: 1) охлаждения аммиака до температуры насыщения (18oС), 2) собственно конденсации и 3) охлаждения конденсата. Принимая в качестве хладагента криогенный кислородный окислитель с начальной температурой 100К, получаем следующие размеры теплообменных поверхностей для трех вышеупомянутых участков: 0,25 м2, 40,1 м2 и 9,65 м2, что в сумме дает 50,0 м2. Этой поверхности соответствует по проектной оценке масса теплообменника-конденсатора 250 кг.

Оценим теперь габаритно-массовые характеристики теплообменника-конденсатора (9) для ЖРД, выполненного согласно изобретению, то есть при установке эжектора (12) на вход в аммиачный насос (4). Зададимся величиной напора указанного струйного преднасоса в 0,1 МПа с тем, чтобы поднять давление на входе в основной насос до 0,7 МПа. Для этого расход через него необходимо увеличить на 10%, то есть на величину активной (эжектирующей) массы. Чтобы сбалансировать возросшую мощность насоса 4, расход пара через турбину необходимо увеличить, что при прочих равных условиях привело бы к ухудшению габаритно-массовых показателей теплообменника-конденсатора. В действительности же достигается обратный, положительный результат. Объясняется он проявлением дополнительных эффектов, сопутствующих повышению давления перед основным аммиачным насосом при установке перед ним струйного преднасоса.

Первый дополнительный эффект заключается в том, что указанному повышению давления (конкретно 0,1 МПа) сопутствует повышение температуры на входе в аммиачный насос (на 14oС) и последовательно на его выходе и на входе в тракт охлаждения камеры. В результате возрастает температура пара на входе в турбину с сопутствующим увеличением коэффициента реальности рабочего тела, и в сумме эти факторы приводят к существенному повышению работоспособности пара. Как следствие, снижается его дополнительный расход через турбину, требуемый для компенсации возросшей мощности насоса 4 (см. выше).

Другой дополнительный эффект от установки эжектора происходит от того, что хотя повышение начальной температуры перекачиваемого насосом 4 продукта требует увеличения минимального входного давления, однако необходимый кавитационный запас (величина давления сверхупругости пара) снижается. А это позволяет осуществить цикл рабочего тела турбины без переохлаждения сконденсированного пара, то есть устранить последний, третий, участок из теплообменника-конденсатора, присущий ЖРД-прототипу (в конкретном примере на этот участок пришлось почти 20% общей поверхности конденсатора).

Благодаря указанным дополнительным эффектам в рассмотренном конкретном примере установка эжектора привела к необходимости увеличить расход пара через турбину всего на 3% по сравнению с ЖРД-прототипом. Поверхность рабочего тракта теплообменника-конденсатора сократилась при этом с первоначальных 50 м2 до 44 м2, и протяженность тракта уменьшилась на 20% с соответствующим снижением массы конденсатора. Таким образом, ожидаемый технический результат подтвержден.

Приведенные рассуждения, касающиеся технического результата, остаются в силе и при размещении эжектора между турбиной и теплообменником-конденсатором. Наряду с этим возникает еще один дополнительный эффект: эжектирующая жидкость, отбираемая на выходе насоса 4, при распылении в камере эжектора создает благоприятные условия для эффективного процесса конденсации эжектируемого пара (жидкие частицы являются центрами конденсации). Это обстоятельство создает дополнительные предпосылки для сокращения рабочей поверхности теплообменника-конденсатора и соответствующего снижения его массы.

Формула изобретения


1. Жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей криогенного топлива, включающий камеру с форсуночной головкой и охлаждаемым корпусом, турбонасосный агрегат из паровой турбины и насосов подачи окислителя, горючего и конденсата отработавшего пара, причем вход турбины соединен с выходом насоса конденсата через первую магистраль, включающую охлаждающий тракт камеры, а выход турбины сообщен с входом насоса конденсата через вторую магистраль с теплообменником-конденсатором для охлаждения отработавшего пара криогенным топливным компонентом, отличающийся тем, что во второй магистрали размещен эжектор с высоконапорным соплом, подключенный к выходу насоса конденсата.

2. Жидкостный ракетный двигатель по п.1, отличающийся тем, что эжектор размещен между выходом теплообменника-конденсатора и входом насоса конденсата.

3. Жидкостный ракетный двигатель по п.1, отличающийся тем, что эжектор размещен между выходом турбины и входом теплообменника-конденсатора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.04.2005

Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006


Categories: BD_2202000-2202999