Патент на изобретение №2202696
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
(57) Реферат: Газотурбинный двигатель содержит корпус с установленным в подшипниках качения ротором, с размещенным на нем осевым компрессором, газовой турбиной, с их направляющими аппаратами, полость сгорания. Профиль направляющих лопаток осевого компрессора и газовой турбины выполнен в сечении, параллельном оси ротора, в форме треугольника, имеющий отношение длины от задней кромки до гребня треугольника к длине основания, равное 0,6 ![]() Изобретение относится к энергетическому, двигательному машиностроению. Известен газотурбинный двигатель /1/, в котором имеется корпус с установленным в нем в подшипниках качения роторов, с размещенным на нем осевым компрессором, газовой турбиной и их направляющими аппаратами, а также камерой сгорания. Однако в /1/ не учитывается то, что профиль направляющих лопаток осевого компрессора и газовой турбины крыловой, что не позволяет достичь большего усилия на направляющие лопатки при одинаковой скорости потока газовой смеси на входе в направляющие аппараты осевого компрессора и газовой турбины. Научно-технической задачей этого изобретения является изготовление такого газотурбинного двигателя, в котором при одинаковой скорости вхождения газовой смеси на направляющие лопатки осевого компрессора и газовой турбины усилие на эти лопатки будет максимальным. Указанная научно-техническая задача достигается тем, что в ряде профилей направляющих лопаток – крыловом, трапецеидальном, треугольном – отдельный профиль рассматривается как местное гидравлическое сопротивление с соответствующим распределением давлений: с передней, тыльной стороны профиля, над и под профилем. Это в конечном итоге приводит к выводу уравнений для силы, действующей от давления смеси газов на лопатку направляющих аппаратов осевого компрессора и газовой турбины. Коэффициент местного гидравлического сопротивления для каждого профиля лопаток сравнивается из экспериментов по протеканию воды через цилиндрические каналы с установленными в них моделями профилей лопаток: крыловой, трапецеидальной, треугольной. На фиг. 1 представлен разрез по оси ротора газотурбинного двигателя, на фиг. 2 – ряд крыловых профилей, на фиг.3 – ряд трапецеидальных профилей, на фиг. 4 – ряд треугольных профилей, на фиг.5 и 6 – результаты экспериментальных исследований. Газотурбинный двигатель фиг.1 содержит корпус 1, установленный в подшипниках качения ротор с размещенным на нем осевым компрессором 2, направляющий аппарат осевого компрессора 3, расположенную после осевого компрессора полость сгорания топлива 4, установленный в подшипниках качения тот же ротор с размещенной на нем газовой турбиной 5, а также направляющий аппарат газовой турбины 6. Профиль лопаток направляющих аппаратов осевого компрессора и газовой турбины может иметь следующие сечения: крыловое 7 (фиг.2), трапецеидальное 8 (фиг. 3) и треугольное 9 (фиг.4). На фиг.5 и 6 представлены результаты экспериментальных исследований по протеканию воды в цилиндрических каналах с моделями профилей лопаток. При работе газотурбинного двигателя (фиг.1) в корпусе 1 вращается ротор, установленный в подшипниках качения с размещенным на нем осевым компрессором с подвижными лопатками 2, при этом в направляющем аппарате осевого компрессора 3 на направляющие лопатки давит и обтекает газовая смесь, которая затем поступает в полость сгорания топлива 4, в которой топливо, подающееся шестеренчатым насосом, смешивается со сжатой газовой смесью и сгорает, давление выхлопных газов возрастает и вращает подвижные лопатки газовой турбины 5, при этом выхлопной газ давит и обтекает направляющие лопатки газовой турбины 6, создавая тем самым движущую силу, аналогичную, что и в направляющем аппарате осевого компрессора. На фиг.2 изображен ряд крыловых профилей 7 направляющих лопаток осевого компрессора и газовой турбины. При этом сила, действующая на лопатку направляющую, рассчитывается по следующей формуле: ![]() где Р1 – сила, действующая в осевом направлении на направляющую, крыловую лопатку от давления и обтекания смеси газов, J1 – коэффициент местного гидравлического сопротивления модели крылового профиля, ![]() w1 – скорость смеси газов перед рядом профилей направляющих лопаток, параллельная основаниям профилей крыловых направляющих лопаток, h – высота лопаток, l1 – длина основания профиля крылового направляющей лопатки, ![]() ![]() ![]() где Р2 – сила, действующая в осевом направлении на направляющую, трапецеидальную лопатку, от давления и обтекания смеси газов, J2 – коэффициент местного гидравлического сопротивления модели трапецеидального профиля, ![]() w1 – скорость смеси газов перед рядом профилей направляющих, трапецеидальных лопаток, параллельная основаниям профилей направляющих лопаток, h – высота лопаток, l – длина верхнего основания трапеции профиля лопатки направляющей, l1 – длина нижнего основания трапеции профиля направляющей лопатки, ![]() ![]() ![]() где Р3 – сила, действующая в осевом направлении на направляющую, треугольного профиля лопатку, от давления и обтекания смеси газов, J3 – коэффициент местного гидравлического сопротивления модели треугольного профиля, ![]() w1 – скорость смеси газов перед рядом профилей направляющих, треугольных лопаток, параллельная основаниям треугольных профилей направляющих лопаток, h – высота лопаток направляющих, l – длина от задней кромки треугольного профиля направляющей лопатки до вершины треугольного профиля, l1 – длина основания треугольного профиля направляющей лопатки, ![]() ![]() ![]() dг – характерный гидравлический размер профиля модели направляющей лопатки, dy – диаметр проходного сечения цилиндрического канала до модели профилей направляющих лопаток, Re – критерий Рейнольдца по параметрам потока воды до моделей профилей направляющих лопаток, J – коэффициент местного гидравлического сопротивления моделей профилей направляющих лопаток, при Re= 10000 коэффициент местного гидравлического сопротивления модели крылового профиля J1=6,3; а коэффициент местного гидравлического сопротивления модели треугольного профиля J3=8,2; это при dг/dу=0,63. Отсюда можно сделать вывод, что треугольный профиль направляющих лопаток создает наибольшее усилие на корпус газотурбинного двигателя 1 и, значит, большую скорость самолету или тепловозу при одинаковых параметрах и скорости газовой смеси на входе на направляющие лопатки осевого компрессора и газовой турбины. Вывод о том, при каком значении отношения длины от задней кромки до вершины треугольного профиля направляющих лопаток к длине основания треугольного профиля направляющих лопаток принимает большее значение коэффициент местного гидравлического сопротивления в зависимости от среднего значения критерия Рейнольдца ![]() ![]() ![]() 1. Шляхтенко С.М. “Теория воздушно-реактивных двигателей”, М., Машиностроение, 1975 г. Формула изобретения
![]() РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||