Патент на изобретение №2202493
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
(57) Реферат: Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для увеличения плавучести подводной лодки. Подводная лодка содержит корпус, емкости для изменения плавучести лодки путем заполнения их водной забортной средой и воздухом и дополнительные воздушные емкости для аварийного всплытия лодки, расположенные выше ее центра тяжести. Лодка снабжена твердым балластом, снабженным ферромагнитной подушкой, размещенной со стороны поверхности, прилегающей к корпусу лодки. Внутри лодки установлены электромагниты, взаимодействующие с указанной подушкой. Дополнительные воздушные емкости жестко присоединены к внешним боковым поверхностям лодки вдоль нее симметрично ее продольной оси. Твердый балласт снабжен механическими фиксаторами. Достигается возможность быстрого всплытия лодки в начальный момент аварийной ситуации. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к подводным судам, в частности к подводным лодкам, и может быть использовано как в военной промышленности, так и при создании автономных обитаемых подводных аппаратов различного назначения. Подводные лодки используют преимущественно в военных целях, а также для проведения исследований и транспортирования грузов. При подводном плавании в аварийных ситуациях возникает необходимость спасения как личного состава, так и судна. Для этого предусмотрено спасательное оборудование: капсюли, камеры и другие аппараты, отделяемые от лодок. Недостатки известных устройств: затруднен сбор личного состава в спасательное средство в связи с особенностями конструкции лодки и аварийной ситуации, отделение спасательного аппарата от лодки также затруднено или не представляется возможным из-за отказа его исполнительных механизмов, не обеспечена возможность одновременного спасения судна. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является подводная лодка, содержащая емкости для изменения плавучести лодки путем заполнения их водной забортной средой или воздухом, а также дополнительные воздушные емкости для аварийного всплытия лодки (Патент RU 2120882). Недостатком указанного подводного судна является: для обеспечения всплытия в аварийной ситуации не представляется возможным достаточно быстро (или мгновенно – одновременно с возникновением аварийной ситуации) сбросить водный балласт, а при аварийном отключении электропитания указанная операция невыполнима вовсе. Задачей изобретения является создание подводной лодки, обладающей способностью быстро, а при отсутствии электропитания автоматически и без участия человека переходить в режим всплытия в начальный момент аварийной ситуации. Сущность изобретения состоит в том, что подводная лодка дополнительно снабжена твердым балластом с ферромагнитной подушкой, размещенной со стороны поверхности, прилегающей к корпусу лодки. Внутри лодки, на донной поверхности, установлены электромагниты, взаимодействующие с указанной подушкой, для мгновенного отделения балласта в случае как аварийного, так и принудительного отключения электропитания при аварии лодки. Дополнительные воздушные емкости жестко присоединены к внешним боковым поверхностям лодки – вдоль нее, выше ее центра тяжести и симметрично ее продольной оси. Для обеспечения возможности всплытия лодки в случае повреждения емкостей их полости заполнены водонепроницаемым материалом. Кроме того, балласт снабжен механическим фиксатором, обеспечивающим жесткое присоединение его к корпусу лодки в случае предусмотренного отключения электропитания. Для удобства изготовления, транспортирования, монтажа и демонтажа балласт выполнен из нескольких составных элементов, в совокупности образующих обтекаемую форму. При этом каждый указанный элемент снабжен, по крайней мере, одной ферромагнитной подушкой и механическим фиксатором, а над каждой подушкой внутри лодки, на данной поверхности установлен электромагнит. В результате подводная лодка снабжена надежной и простой спасательной системой “твердый балласт – пневмоемкости”, включающейся в действие быстро и в момент возникновения аварийной ситуации, независимо от технического состояния бортовых систем, а в исключительном случае – при отсутствии электропитания – без участия человека. Предложенная система позволяет одновременно спасать как личный состав, так и лодку. На фиг.1, 2, 3 изображена подводная лодка. Она состоит из корпуса 1 вытянутой формы по направлению движения, твердого отделяемого балласта 3 обтекаемой формы, размещенного со стороны внешней донной поверхности указанного корпуса, и воздушных емкостей 2, жестко присоединенных посредством кронштейнов 4 к внешней боковой поверхности корпуса 1 лодки. Центр тяжести Хб балласта 3 совпадает с вертикальной осью О-О, проходящей через центр тяжести Хл лодки. Емкости 2 размещены по обе стороны вдоль лодки симметрично ее продольной оси и выше ее центра тяжести. При этом результирующая выталкивающая сила Fе емкостей совпадает с осью О-О и равна по величине силе тяжести Рб балласта 3. Указанный балласт присоединен к лодке с возможностью мгновенно и автоматически отделяться от нее в случае как аварийного, так и принудительного отключения электропитания. Для этого он снабжен ферромагнитной подушкой 5, размещенной со стороны поверхности, прилегающей к корпусу лодки 1. Внутри лодки – на донной поверхности – установлены электромагниты 6, взаимодействующие с подушкой 5. Для предотвращения отсоединения балласта 3 в случае отключения электропитания при проведении ремонтно-обслуживающих работ, а также в отстое лодки указанный балласт снабжен механическими фиксаторами 7, которые могут быть выполнены, например в виде болтов, пропущенных изнутри лодки и ввинченных в подушку 5, где предусмотрены соответствующие углубления с резьбой. Для обеспечения удобства изготовления, транспортирования, монтажа и демонтажа балласт 3 может быть выполнен из нескольких составных элементов (на фиг.1 для примера показан балласт 3, разделенный на три части), в совокупности образующих обтекаемую форму. При этом каждый элемент балласта 3 должен быть снабжен, по крайней мере, одной подушкой 5, а над каждой подушкой 5 изнутри лодки установлен электромагнит 6 и фиксатор 7. Для обеспечения возможности всплытия лодки в случае повреждения емкостей 2 их полости заполнены легким плавучим водонепроницаемым материалом. например пенопластом или другой газонаполненной пластмассой. Принцип работы подводной лодки следующий. При подготовке к подводному плаванию снимают балласт 3 с фиксаторов 7. Для этого включают в сеть электромагниты 6. При прохождении электрического тока по обмоткам в электромагнитах 6 создается сила притяжения. Она воздействует на ферромагнитные подушки 5, посредством которых балласт 3 прижимается к внешней донной поверхности корпуса 1 и надежно удерживается в этом положении. После чего фиксаторы 7 вывинчивают из углублений в подушке 5 (или в балласте 3). Лодка готова к погружению. Глубину погружения регулируют водным балластом или другими предусмотренными для этого техническими средствами. Размещенные на лодке балласт 3 и емкости 2 не оказывают какого-либо воздействия на процесс погружения и управления лодкой при подводном плавании, поскольку сила тяжести Рб балласта 3 уравновешена вталкивающей силой Fе емкостей 2:Fе=Hб. В случае аварийной ситуации, при которой возникает необходимость быстрого всплытия, отключают от сети электромагниты 6. Сила притяжения в электромагнитах 6 мгновенно исчезает и балласт 3 под действием силы тяжести Рб также быстро отделяется от корпуса 1 лодки и падает на дно, так как плотность материала, из которого выполнен балласт 3, значительно превышает плотность воды. При подводном плавании, а также в начальный момент аварийной ситуации, когда лодка еще не затоплена или частично затоплена водой, сила тяжести лодки Рл уравновешена ее выталкивающей силой Fл, то есть Fл ![]() где Fл – выталкивающая сила лодки, Рл – сила тяжести лодки. В этом случае, при Fе=Рб, уравнение (I) примет вид: Fe+Fл ![]() где Fe – результирующая выталкивающая сила емкостей 2, Рб – сила тяжести балласта 3. После отсоединения балласта 3 имеем Рб=0 и уравнение (2) трансформируется в неравенство Fл+Fe>Рл. (3) Следовательно, лодка переходит в режим всплытия, так как сумма сил Fл и Fe превышает Рл. По мере развития аварийной ситуации, например связанной с затоплением лодки, величина Fл убывает. При этом лодка будет всплывать до тех пор, пока соблюдается неравенство (3). Всплытие – это первый этап спасения личного состава и лодки тоже. По мере приближения лодки к поверхности воды вероятность ее затопления уменьшается. Эффективность мер по предупреждению затопления лодки повышается. Вместе с тем появляется возможность выжить. Практически лодка должна успеть всплыть до момента полного ее затопления, после всплытия принимают решение о необходимости продолжения работ по спасению лодки или личный состав покидает лодку, используя при этом предусмотренные средства спасения. В случае аварийного отключения электропитания балласт 3 отделяется от лодки автоматически без участия человека и лодка также переходит в режим всплытия. Личный состав в данный момент действует аналогичным способом. Если лодка “ляжет” на грунт балластом 3, то после отключения электропитания в соответствии с неравенством (3) она отделится от балласта 3 и перейдет в режим всплытия. Балласт 3 останется на дне моря. Затонувший балласт 3 при необходимости поднимают со дна моря. Для этого он может быть снабжен специальными устройствами. После полного устранения аварии к лодке присоединяют этот же или другой балласт 3 и продолжают ее эксплуатацию. Для предотвращения автоматического отделения балласта 3 в отстое лодки, а также при проведении ремонтно-обслуживающих работ производят механическую фиксацию этого балласта 3. Для этого ввинчивают до упора, например винты фиксаторов 7 в резьбовые углубления подушки 5. После чего отключают от сети электромагниты 6. Автоматическое отделение балласта 3 в связи с отключением электропитания не произойдет. Предложена подводная лодка, оборудованная твердым отделяемым балластом и воздушными емкостями. Сила тяжести балласта уравновешена результирующей выталкивающей силой тяжести. В аварийной ситуации балласт имеет возможность мгновенно и автоматически без участия человека отделяться от лодки. Если лодка “ляжет” на грунт балластом, то лодка в этом случае имеет такую же возможность отделиться от балласта. В результате лодка переходит в режим всплытия быстро, одновременно с возникновением аварийной ситуации, независимо от технического состояния бортовых систем, а в исключительном случае – при отсутствии электропитания – без участия человека. При этом предусмотрено устройство для предотвращения автоматического отсоединения балласта во время отстоя и при проведении ремонтно-обслуживающих работ. Для обеспечения безопасности подводного плавания как имеющиеся, так и вновь создаваемые суда могут быть оснащены предложенной системой. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.09.2003
Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004
|
||||||||||||||||||||||||||