Патент на изобретение №2202036
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ПРОСТРЕЛОЧНО-ВЗРЫВНЫХ РАБОТ В СКВАЖИНАХ (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат: Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано при ведения прострелочно-взрывных работ в скважинах. Обеспечивает уменьшение вредного воздействия взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и цементный камень, расположенные вне места взрыва. Сущность изобретения: способ включает размещение в интервале продуктивного пласта прострелочно-взрывной аппаратуры и демпфирующих элементов для ослабления воздействия взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и слой заколонного цементного камня, расположенных вне места взрыва. При проведении прострелочно-взрывных работ в скважинах со спущенными насосно-компрессорными трубами (НКТ) демпфирующие элементы размещают в нижней части насосно-компрессорных труб и выполняют их в виде жестких колец на внешней поверхности НКТ и в количестве, определяемом по аналитическому выражению. По второму варианту демпфирующие элементы размещают на трубе, располагаемой с одной или с двух сторон прострелочно-взрывной аппаратуры, и в количестве, которое тоже определяют по аналитическому выражению. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а конкретнее – к способам ведения прострелочно-взрывных работ (ПВР) в скважинах, в том числе – в скважинах со спущенными насосно-компрессорными трубами (НКТ), где необходимо уменьшить вредное воздействие взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и заколонный цементный камень, расположенные вне места взрыва. Известны способы создания защитных экранов для предохранения от разрушения при взрыве обсадных труб и заколонного цементного камня, расположенных вне места взрыва, включающие размещение в скважине цементного или песочно-гравийных мостов-экранов. Постановка таких мостов-экранов требует применения специального оборудования и, главное, необходимость их разбуривания после взрыва для освоения скважин – длительный и трудоемкий технологический процесс. Наиболее близким аналогом изобретения является способ ведения прострелочно-взрывных работ в скважинах, включающий размещение в интервале продуктивного пласта прострелочно-взрывной аппаратуры и демпфирующих элементов для ослабления воздействия взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и слой заколонного цементного камня, расположенных вне места взрыва [1]. Недостатком известного способа является его недостаточная эффективность. Техническим результатом изобретения является увеличение эффективности ослабления воздействия взрыва прострелочно-взрывной аппаратуры (ПВА) на обсадную колонну и цементный камень вне очага взрыва. Необходимый технический результат по первому варианту способа заключается в том, что по способу ведения прострелочно-взрывных работ в скважинах, включающему размещение в интервале продуктивного пласта прострелочно-взрывной аппаратуры и демпфирующих элементов для ослабления воздействия взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и слой заколонного цементного камня, расположенных вне места взрыва, согласно изобретению при проведении прострелочно-взрывных работ в скважинах со спущенными насосно-компрессорными трубами демпфирующие элементы размещают в нижней части насосно-компрессорных труб и выполняют их в виде жестких колец на внешней поверхности насосно-компрессорных труб и в количестве (n), определяемом соотношением: где 0 – плотность скважинной жидкости, кг/м3; С0 – скорость звука в скважинной жидкости, м/с; Рд – избыточное давление в скважине над демпфирующими элементами, Па; Р0 – избыточное давление в скважине в интервале продуктивного пласта, Па; D0 – внутренний диаметр обсадной колонны, м; Dнкт – внешний диаметр насосно-компрессорных труб, м; Dд – внешний диаметр демпфирующих колец, м; – гидравлический коэффициент трения; l0 – расстояние между кольцами. Необходимый технический результат по второму варианту способа заключается в том, что по способу ведения прострелочно-взрывных работ в скважинах, включающему размещение в интервале продуктивного пласта прострелочно-взрывной аппаратуры и демпфирующих элементов для ослабления воздействия взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и слой заколонного цементного камня, расположенных вне места взрыва, согласно изобретению демпфирующие элементы размещают на трубе, располагаемой с одной или с двух сторон прострелочно-взрывной аппаратуры, и выполняют в виде жестких колец на внешней поверхности трубы, которую спускают в скважину вместе с прострелочно-взрывной аппаратурой, при этом количество (n) колец определяют соотношением: где 0 – плотность скважинной жидкости, кг/м3; С0 – скорость звука в скважинной жидкости, м/с; Рд – избыточное давление в скважине над демпфирующими элементами, Па; Р0 – избыточное давление в скважине в интервале продуктивного пласта, Па; D0 – внутренний диаметр обсадной колонны, м; Dтр – внешний диаметр трубы с демпфирующими кольцами, м; Dд – внешний диаметр демпфирующих колец, м; – гидравлический коэффициент трения; l0 – расстояние между кольцами. Известно [2] , что избыточное давление Р0=Р-Р0 (Р0 – гидростатическое давление), созданное в скважине ПВА, с расстоянием Х уменьшается по закону – гидравлический коэффициент трения (0,015-0,05); 0, С0 – плотность скважинной жидкости и скорость звука в ней; D0 – внутренний диаметр обсадной колонны; Dнкт – внешний диаметр НКТ. Из соотношения следует, что увеличение гидравлического коэффициента приведет к увеличению ослабления перепада давлений от расстояния Х. Если вдоль НКТ на длине L расположить демпфирующие элементы в виде колец в количестве “n” штук с расстояниями между ними “l0“, то гидравлический коэффициент согласно [3] определится из соотношения где где Dд – диаметр демпфирующих колец. Подставляя (2) в (1), получим количество демпфирующих элементов, необходимое для снижения избыточного давления от Р0 до Рд на расстоянии L = nl0: На фиг.1-3 представлена схема расположения ПВА 1 в скважине 2 под НКТ 3, нижняя часть которых снабжена демпфирующими элементами в виде колец 4. Нередко с целью ограничения зоны обработки продуктивного пласта скважины (фиг. 2) на НКТ устанавливают механические или гидравлические пакеры [1]. Использование демпфирующих элементов позволит в этих случаях значительно уменьшить воздействие взрыва на пакеры, сохранив их целостность. Приведем пример реализации предлагаемого способа ведения ПВР в скважинах со спущенными НКТ. Пусть в скважине (D0= 5″= 126 мм) со спущенными НКТ (Dнкт =73 мм) на глубине, соответствующей гидростатическому давлению Р0 = 50 МПа, необходимо провести обработку пласта малогабаритным пороховым генератором давления, спускаемым на кабеле. Известно [4], что для успешной обработки пласта пороховой генератор выбирают такой длины, т.е. массы, чтобы в скважине в зоне горения создать давление, равное горному, т.е. перепад давления Р0 = Рг – Р0 = 1,5Р0 = 75 МПа. Эти давления вызовут разрушение обсадной колонны и цементного камня. Чтобы снизить это давление до Р0 = 30 МПа, согласно выведенному соотношению необходимо снабдить спущенные НКТ в нижней части демпфирующими элементами в виде колец шириной 10 мм и расстояниями между ними l0 = 20 мм диаметром Dм = 113 мм в количестве На длине L = nl0 = 4520 = 900 мм давление будет ослаблено до 30 МПа. Без колец давление было бы равно: Таким образом, если нижнюю часть НКТ длиной всего в 900 мм снабдить демпфирующими элементами в виде колец в количестве 45 штук, то можно уменьшить перепад давления от 75 МПа до 30 МПа. В случае, когда работы проводят в скважинах без спущенных НКТ, с целью ослабления воздействия взрыва ПВА на обсадную колонну и цементный камень вне очага взрыва предлагают ведение ПВР в скважинах, при котором сверху или с двух сторон ПВА, как показано на фиг.3, располагают трубу с демпфирующими элементами 1 и в скважину на кабеле 2 спускают всю систему. Количество демпфирующих элементов определяют соотношением (3) при Dнкт = Dтр, где Dтр – внешний диаметр трубы с демпфирующими элементами. Если в вышерассмотренном примере взять Dнкт = Dтр = 100 мм, то количество колец будет равно На длине трубы L = nl0 = 4820 = 960 мм перепад давления будет ослаблен от 75 МПа до 30 МПа. Источники информации 1. SU 1066254, 15.01,1994. 2. Чарный И.А. Неустановившееся движение реальной жидкости в трубах. – М.: Недра, 1975. 3. Альтшуль А.Д. Гидростатические сопротивления. – М.: Недра, 1982. 4. Инструкция по применению пороховых генераторов давления ПГД.БК в скважинах. – М.: ВИЭМС, 1989. Формула изобретения
где 0 – плотность скважинной жидкости, кг/м3; С0 – скорость звука в скважинной жидкости, м/с; Рд – избыточное давление в скважине над демпфирующими элементами, Па; Р0 – избыточное давление в скважине в интервале продуктивного пласта, Па; D0 – внутренний диаметр обсадной колонны, м; Dнкт – внешний диаметр насосно-компрессорных труб, м; Dд – внешний диаметр демпфирующих колец, м; – гидравлический коэффициент трения; l0 – расстояние между кольцами, м. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что над демпфирующими элементами на насосно-компрессорных трубах устанавливают гидравлический или механический пакер. 3. Способ ведения прострелочно-взрывных работ в скважинах, включающий размещение в интервале продуктивного пласта прострелочно-взрывной аппаратуры и демпфирующих элементов для ослабления воздействия взрыва на внутрискважинное оборудование, обсадную колонну и слой заколонного цементного камня, расположенных вне места взрыва, отличающийся тем, что демпфирующие элементы размещают на трубе, располагаемой с одной или с двух сторон прострелочно-взрывной аппаратуры и выполняют в виде жестких колец на внешней поверхности трубы, которую спускают в скважину вместе с прострелочно-взрывной аппаратурой, при этом количество n колец определяют соотношением где 0 – плотность скважинной жидкости, кг/м3; С0 – скорость звука в скважинной жидкости, м/с; Рд – избыточное давление в скважине над демпфирующими элементами, Па; Р0 – избыточное давление в скважине в интервале продуктивного пласта, Па; D0 – внутренний диаметр обсадной колонны, м; Dтр – внешний диаметр трубы с демпфирующими кольцами, м; Dд – внешний диаметр демпфирующих колец, м; – гидравлический коэффициент трения; l0 – расстояние между кольцами. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||