Патент на изобретение №2201882

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2201882 (13) C2
(51) МПК 7
B65D88/12, B61D5/00, B61D5/06, B60P3/22
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2000123987/13, 19.09.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.09.2000

(45) Опубликовано: 10.04.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 1341216 А, 25.05.1920. DE 2813806 A1, 12.10.1978. US 1329039 А, 27.01.1920. US 1596627 А, 17.08.1926. SU 712300 А, 30.01.1980. SU 971720 А, 17.11.1982. SU 1558738 A1, 23.04.1990. SU 1787871 A1, 15.01.1993.

Адрес для переписки:

160004, г.Вологда, ул. Клубова, 5, ОАО “Вологодский машиностроительный завод”, гл.инж. А.Е. Шныру

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Вологодский машиностроительный завод”

(72) Автор(ы):

Клименко В.Г.,
Федонов Л.Б.,
Шныр А.Е.,
Гурняк С.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Вологодский машиностроительный завод”

(54) ЦИСТЕРНА


(57) Реферат:

Изобретение относится к средствам для транспортировки различных веществ автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Цистерна включает закрепленную на раме емкость, содержащую обечайку и торцевые днища, установленные на этой емкости бандажи, закрепленные на раме посредством ложемента и опорного каркаса. Бандажи выполнены в виде стянутых между собой полуколец равнопрочного сечения. Емкость закреплена в бандажах через амортизаторы, которые могут быть выполнены из листовой резины. Наличие элементов, перераспределяющих напряжение и гасящих деформации, позволяет повысить надежность цистерны в эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.


Изобретение относится к средствам для транспортировки различных веществ автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.

Известны цистерны, устанавливаемые на раму транспортного средства и имеющие обечайку с усиливающими элементами в виде ферм, бандажей и т.п. Во всех этих случаях используют жесткое крепление обечайки цистерны к раме, например, с помощью сварки. Габариты цистерны, установленной на раме, определяются габаритами самой рамы и строго регламентированы международными стандартами контейнерных перевозок. Рама воспринимает нагрузки, возникающие от неровностей поверхности дороги (воды, рельсов), и передает эти нагрузки через элементы крепления цистерны к раме и усиливающие элементы конструкции на саму емкость, вследствие чего может произойти образование трещин в обечайке либо ослабление и растрескивание сварных швов, соединяющих обечайки. Кроме того, при транспортировках с продольным ускорением, например при аварийных ситуациях, на раму, а соответственно и емкость, воздействуют значительные усилия и изгибающие моменты, вызывающие в них высокие напряжения и ослабляющие обечайку в поперечном сечении. От того, как выполнены и скреплены рама с емкостью зависит сложность конструкции, эксплуатационные возможности и надежность, а также величина полезного объема цистерны.

Известна цистерна для транспортирования жидкости, содержащая установленную на раме обечайку с перегородками и усиливающими элементами в виде ферм (А.с. СССР 1055692, B 65 D 88/12, 1983 г.).

Недостатком цистерны является ненадежность эксплуатации и большая металлоемкость из-за использования большого числа деталей как упрочняющих саму цистерну, так и использованных для крепления ее на раме, а жесткое соединение рамы к емкости не позволяет избежать деформаций от нагрузок, возникающих при транспортировке, кроме того, из-за расположения усиливающих элементов внутри емкости уменьшается полезная вместимость цистерны.

Известна цистерна фирмы Walker Stainless Equipment Co., США, в которой усиливающие элементы выполнены в виде колец, жестко соединенных с емкостью, которая жестко соединена с рамой. Однако эта конструкция так же не позволяет разгрузить емкость от повышенной концентрации напряжений из-за сварки, посредством которой соединены обечайки между собой, обечайки и рама, и не позволяет устранить деформации емкости, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации цистерны.

Цель изобретения – повышение надежности эксплуатации цистерны за счет снижения жесткости конструкции с помощью введения в конструкцию элементов, перераспределяющих напряжения и гасящих деформации.

Поставленная цель достигается тем, что в цистерне, включающей закрепленную на раме емкость, состоящую по крайней мере из одной обечайки и торцевых днищ и установленных на этой емкости бандажей, согласно изобретению между емкостью и бандажами установлены амортизаторы, а бандажи для фиксации их в осевом направлении жестко связаны с ложементом, опорная поверхность которого изогнута соответственно дуге окружности в плоскости поперечного сечения емкости, причем бандажи выполнены в виде колец равнопрочного сечения однородного материала, а ложемент жестко связан с рамой посредством опорного каркаса.

Емкость может быть выполнена из нескольких обечаек, состыкованных между собой, например, посредством сварки либо другими известными способами.

Бандажи могут быть выполнены составными, например, в виде полуколец, жестко соединенных между собой.

Ложемент может быть выполнен из стального листового проката и свальцован по форме поперечного сечения емкости.

Амортизаторы могут быть выполнены из резины.

Опорный каркас может быть выполнен по любой известной опорной конструкции.

Выполнение бандажей в виде колец равнопрочного сечения однородного материала и закрепление в них емкости через (резиновые) амортизаторы позволяет воспринимать большую часть нагрузки, перераспределять напряжения, гасить деформации и смягчать удары в процессе эксплуатации, а следовательно, емкость меньше подвергается деформациям и напряжениям, а значит повышается надежность эксплуатации цистерны.

На фиг.1 изображен общий вид цистерны, на фиг.2 – вид цистерны сзади без защитного кожуха и изоляции, на фиг.3 – выноска А, на фиг.4 – разрез Б-Б, на фиг.5 – разрез В-В, на фиг.6 – выноска Г.

Цистерна содержит емкость 1, выполненную из состыкованных между собой обечаек и выпуклых торцевых днищ, установленную на раме 2. На обечайках емкости 1 установлены на некотором расстоянии друг от друга бандажи 3. Между емкостью 1 и бандажами 3 установлены амортизаторы 4, выполненные из листовой резины. Для обеспечения прилегания к обечайкам емкости 1 амортизаторов 4 бандажи 3 выполнены в виде полуколец из трубы, имеющей прямоугольное сечение, или любое другое сечение, например двутавра. Бандажи 3 для фиксации их в осевом направлении цистерны жестко соединены с ложементом 5, опорная поверхность которого изогнута по дуге окружности соответственно поперечному сечению обечайки емкости 1. Величина площади прилегания ложемента 5 к бандажам 3 и бандажей 3 к амортизаторам 4 рассчитывается в зависимости от осевых нагрузок известными методами. Ложемент 5 жестко связан при помощи сварки с опорным каркасом 6 и рамой 2, а бандажи 3 соединены с ложементом 5 с помощью электрозаклепок. Полукольца бандажей 3 после стяжки их технологическими поясами свариваются между собой накладками 7. После установки всей конструкции на раму 2 на емкости 1 закрепляют теплоизоляционную оболочку 8 и устанавливают защитный кожух 9.

Эксплуатируют цистерну известным способом.

В процессе транспортировки грузов нагрузки, возникающие от неровностей поверхности дороги, воспринимаются рамой через элементы подвески и далее воспринимаются опорным каркасом, ложементом и бандажами в виде колец с равнопрочным сечением. Далее нагрузки и вызванные ими деформации передаются на амортизаторы 3, где гасятся, тем самым предотвращая передачу нагрузок на емкость.

Как показали расчеты и производство опытного образца на ОАО “Вологодский машиностроительный завод”, изготовленная по данному изобретению цистерна весит на 30% меньше цистерны, изготовленной по прототипу. Последнее обусловлено снижением толщины емкости с 3,0 до 2,5 мм и уменьшением количества силовых элементов. Также при перевозке агрессивных жидкостей уменьшается количество высоколегированной стали, т.к. бандажи не привариваются к емкости и выполняются из низколегированных либо углеродистых сталей. После пробеговых испытаний цистерны разрушений, деформаций, трещин не обнаружено.

Формула изобретения


1. Цистерна, включающая установленную на раме емкость, содержащую обечайку и торцевые днища и размещенную в бандажах, установленных на раме посредством ложемента и опорного каркаса, отличающаяся тем, что каждый бандаж выполнен в виде полуколец равнопрочного сечения однородного материала с возможностью стягивания их между собой и крепления при установке на емкость через амортизаторы, которые расположены между бандажом и емкостью.

2. Цистерна по п.1, отличающаяся тем, что каждый амортизатор выполнен из листовой резины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

Открытое акционерное общество “Вологодский машиностроительный завод”

(73) Патентообладатель:

Гурняк Сергей Николаевич

(73) Патентообладатель:

Шныр Александр Ефимович

(73) Патентообладатель:

Федонов Леонид Борисович

(73) Патентообладатель:

Клименко Сергей Викторович

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 27.03.2006 № РД0007651

Извещение опубликовано: 10.05.2006 БИ: 13/2006


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

Гурняк Сергей Николаевич,
Шныр Александр Ефимович,
Федонов Леонид Борисович,
Клименко Сергей Викторович

(73) Патентообладатель:

Хачиров Тариел Акимович

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 28.04.2009 № РД0049665

Извещение опубликовано: 10.06.2009 БИ: 16/2009


Categories: BD_2201000-2201999