Патент на изобретение №2200717

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2200717 (13) C2
(51) МПК 7
C04B26/26, C08L95/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001115350/04, 04.06.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.06.2001

(45) Опубликовано: 20.03.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1520043 А1, 07.11.1989. SU 1578103 А1, 15.07.1990. SU 1608162 А1, 23.11.1990. SU 673650 А, 15.07.1979. DE 4400588 А1, 13.07.1995. DE 4308567 А1, 25.08.1994. DE 4420507 А1, 14.12.1995. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. – М.: Транспорт, 1978, с. 89 и 90.

Адрес для переписки:

424000, г.Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3, МарГТУ, отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Марийский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Салихов М.Г.,
Баширов Д.М.,
Гатиятуллин М.Х.,
Баронова Л.Г.,
Пушкин Е.А.

(73) Патентообладатель(и):

Марийский государственный технический университет

(54) СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Осуществляют пропитку щебня при комнатных температурах шпалопропиточным составом (каменноугольным маслом, сланцевым маслом или их смесями) под избыточными давлениями 0-6,0 МПа в течение 120-300 с и последующее перемешивание его с 3% от массы щебня расплавленного битума до равномерного обволакивания материала. Использование такого способа позволяет уменьшить дробимость щебня (потери щебня при стандартном уплотнении) по сравнению с контрольными (известными) способами в среднем в 2,46-3,72 раза, водопоглощение после опытов на стандартное уплотнение – в 2,23-3,96 раза. 1 табл.


Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог.

1. Известен способ приготовления черного щебня, описанный в [Инструкции по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими: ВСН 123-77. – М: Транспорт, 1978, – 48 с.], получаемый либо перемешиванием просушенного рядового щебня в смесителе с битумом в количестве 3,0-4,5% по массе (с. 31-32), либо методом пропитки или полупропитки битумом в количестве 5,0-8,5% по массе (с. 12-14) уложенного в конструктивный слой щебня влажностью не более 4,0% (с. 24-28). Недостатком такого способа является то, что полученный таким способом черный щебень в процессе постройки дороги и первых лет эксплуатации интенсивно дробится, в результате чего оголяется внутренняя необработанная часть щебня. Это приводит к увеличению водопоглощения материала и ухудшению его физико-механических свойств.

2. Известен способ приготовления черного щебня по А.с. 1520043 СССР, С 04 В 26/26, от 01.07.1986, заключающийся в пропитке щебня под давлением 5-15 МПа расплавленным вязким битумом в течение 5-20 мин или разжиженным битумом в течение 3-5 мин. Недостатком такого способа является недостаточное снижение дробимости черного щебня при испытаниях на стандартное уплотнение и водопоглощение. Кроме того, это приводит к увеличению потребности в относительно дорогом битумном вяжущем и из-за необходимости проведения пропитки при повышенных температурах к повышению стоимости и энергоемкости процесса.

Целью изобретения является уменьшение дробимости и водопоглощения щебня после осуществления опытов по стандартному уплотнению по ГОСТ 8269.0-97.

Способ осуществляется следующим образом.

Просушенный до постоянной массы малопрочный известняковый щебень пропитывают под давлением 0-6,0 МПа шпалопропиточным составом, каменноугольным маслом, сланцевым маслом или их смесями в течение 120-300 с и далее перемешивают с 3%, от массы щебня, расплавленного вязкого битума. Пропитку предварительно просушенного щебня шпалопропиточным составом (ШПС) можно осуществить в автоклавах для пропитки шпал на шпалопропиточном заводе или в специально сконструированных ваннах-автоклавах. Приготовление черного щебня может быть осуществлено в асфальтобетоносмесителе методом перемешивания с расплавленным битумом или методом пропитки (полупропитки) заранее уложенного в конструктивный слой пропитанного ШПС щебня при помощи автогудронатора. Предварительная пропитка в поры щебня ШПС обеспечивает уменьшение дробимости щебня и водопоглощения после его дробления. Это объясняется происходящими химическими и термодинамическими процессами в зоне контакта жидкостей с камнем, перераспределением напряжений рыхлосвязанными слоями пленки жидкостей и гидрофобизацией значительной части внутренней поверхности камня.

Параметры способа и рассматриваемые свойства получаемого черного щебня приведены в таблице.

Формула изобретения


Способ приготовления черного щебня для дорожного строительства путем пропитки сухого малопрочного известнякового щебня и при использовании расплавленного вязкого битума, отличающийся тем, что сухой щебень пропитывают шпалопропиточным составом в виде каменноугольного масла, сланцевого масла или их смесей при 20-22oС под избыточным давлением 0-6,0 МПа в течение 120-300 с и перемешивают с расплавленным вязким битумом в количестве 3% от массы щебня до равномерного обволакивания материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.06.2003

Извещение опубликовано: 20.02.2005 БИ: 05/2005


Categories: BD_2200000-2200999