Патент на изобретение №2200355
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТРЕХФАЗНЫЙ ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ
(57) Реферат: Использование: в трансформаторах для мощных преобразовательных подстанций. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей за счет универсальности, позволяющей увеличить фазность выпрямления подстанции в n раз. Трехфазный трансформаторный агрегат содержит автотрансформатор, имеющий обмотку, соединенную в треугольник, фазосдвигающую обмотку и трансформатор, имеющий первичную и вторичную обмотки. Трансформатор снабжен фазосдвигающей обмоткой, соединенной с первичной обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки. Обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки автотрансформатора соединена, по крайней мере, с обмоткой одной из двух других фаз автотрансформатора, соединенной в треугольник. Автотрансформатор может содержать дополнительную – выравнивающую – обмотку, соединенную с фазосдвигающей обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы выравнивающей обмотки. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к электротехнике, в частности к трансформаторостроению, и может найти применение в трансформаторах для мощных преобразовательных подстанций. Известен многофазный трансформаторный агрегат с регулированием напряжения, содержащий два трансформатора, каждый из которых имеет трехстержневую магнитную систему, сетевую обмотку, вентильную обмотку, расщепленную на четное число частей, половина из которых соединена в звезду, а половина – в треугольник, фазосдвигающую обмотку и регулировочную обмотку, которая включена последовательно с сетевой обмоткой, расположенной на том же стержне магнитной системы, при этом последовательно соединенные сетевая и регулировочная обмотки на трех стержнях магнитной системы соединены в треугольник и образуют общие точки, фазосдвигающие обмотки своими началами подсоединены к питающей сети, а концами – к общим точкам соединения сетевых и регулировочных обмоток, расположенных на разных стержнях магнитной системы, причем в одном трансформаторе фазосдвигающая обмотка, расположенная на первом стержне, соединена с одной из обмоток, расположенных на втором стержне, и с одной из обмоток, расположенных на первом стержне, а в другом трансформаторе фазосдвигающая обмотка, расположенная на первом стержне, соединена с одной из обмоток, расположенных на третьем стержне, и с одной из обмоток, расположенных на первом стержне [1]. В результате такого выполнения трансформаторного агрегата первичные обмотки каждого из трансформаторов, входящих в него, соединены по схеме “треугольник с продолженными сторонами”, причем в одном из трансформаторов фазные напряжения по отношению к линейным сдвинуты по фазе на угол (+), а в другом – (-). Указанные углы при питании от такого трансформаторного агрегата преобразователей обеспечат увеличение фазности выпрямленного напряжения в два раза. Однако при регулировании вторичного напряжения путем изменения чисел витков на первичной стороне углы фазового сдвига изменяются и необходимый эффект в отношении фазности выпрямления снижается. Наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату является трехфазный трансформаторный агрегат, состоящий из автотрансформатора и трансформатора, причем автотрансформатор имеет обмотку, соединенную в треугольник, и фазосдвигающую обмотку, и фазосдвигающая обмотка соединена с обмоткой, соединенной в треугольник таким образом, что обмотка фазы фазосдвигающей обмотки соединена с обмоткой той же фазы обмотки, соединенной в треугольник, и с обмоткой другой фазы обмотки, соединенной в треугольник, а трансформатор имеет трехфазную первичную обмотку, обмотки фаз которой не имеют между собой непосредственного соединения, и каждая обмотка фазы первичной обмотки трансформатора соединена с обмотками автотрансформатора [2]. Описанный в [2] трансформаторный агрегат позволяет иметь постоянный угол фазового сдвига при регулировании вторичного напряжения. Реализация этого технического решения позволяет, имея на преобразовательной подстанции n агрегатов, получить (nm) – фазное выпрямление, где m – фазность выпрямления одного преобразовательного агрегата. Однако для достижения этого каждый из агрегатов должен иметь свой угол фазового сдвига , при этом числа витков в обмотках каждого автотрансформатора индивидуальны. Следовательно, недостатком описанного в [2] трансформаторного агрегата являются его ограниченные функциональные возможности, не обеспечивающие создание на его базе универсального трансформаторного агрегата путем пересоединения отдельных обмоток, обеспечивающего воспроизведение (nm) – фазного режима выпрямления при n одинаковых универсальных трансформаторных агрегатах. Изобретением решается задача создания трехфазного трансформаторного агрегата, характеризующегося широкими функциональными возможностями, благодаря его универсальности, позволяющей увеличить фазность выпрямления подстанции в n раз. Для решения поставленной задачи в трехфазном трансформаторном агрегате, содержащем автотрансформатор, имеющий обмотку, соединенную в треугольник, и фазосдвигающую обмотку, и трансформатор, имеющий первичную и вторичную обмотки, предложено, согласно настоящему изобретению, трансформатор снабдить фазосдвигающей обмоткой, соединенной с первичной обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки, при этом обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки автотрансформатора соединена, по крайней мере, с обмоткой одной из двух других фаз автотрансформатора, соединенной в треугольник; при этом автотрансформатор может содержать дополнительную – выравнивающую – обмотку, соединенную с фазосдвигающей обмоткой таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы выравнивающей обмотки. Изобретение поясняется чертежами, представляющими собой: фиг.1 – принципиальная электрическая схема трехфазного трансформаторного агрегата, трансформатор которого содержит, наряду с первичной и вторичной обмотками, фазосдвигающую обмотку, фиг.2 – векторная диаграмма напряжений автотрансформатора трансформаторного агрегата, изображенного на фиг.1; фиг.3 – векторная диаграмма напряжений трансформатора трансформаторного агрегата, изображенного на фиг. 1; фиг.4 – принципиальная электрическая схема трехфазного трансформаторного агрегата, трансформатор которого содержит, наряду с первичной, вторичной и фазосдвигающей обмотками, дополнительную – выравнивающую обмотку, фиг.5 – векторная диаграмма напряжений автотрансформатора трансформаторного агрегата, изображенного на фиг.4. Трехфазный трансформаторный агрегат содержит автотрансформатор 1 и трансформатор 2. Автотрансформатор 1 содержит обмотку 3, соединенную в треугольник, и фазосдвигающую обмотку 4. Трансформатор 2 содержит первичную обмотку 5, вторичную обмотку 6 и фазосдвигающую обмотку 7. При этом обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки 7 трансформатора 2, в частности обмотка фазы А, соединена последовательно с обмоткой другой фазы, в частности фазы С, первичной обмотки 5. Обмотка фазы В фазосдвигающей обмотки 7 соединена последовательно с обмоткой фазы А первичной обмотки 5. Обмотка фазы С фазосдвигающей обмотки 7 соединена последовательно с обмоткой фазы В первичной обмотки 5. Обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки 4 автотрансформатора 1, в частности фазы А, соединена с обмоткой фазы В обмотки 3, соединенной в треугольник. Обмотка фазы В фазосдвигающей обмотки 4 соединена с обмоткой фазы С обмотки 3, соединенной в треугольник. Обмотка фазы С фазосдвигающей обмотки 4 соединена с обмоткой фазы А обмотки 3, соединенной в треугольник. Помимо указанных выше обмоток и их соединений, автотрансформатор трехфазного трансформаторного агрегата может содержать дополнительную – выравнивающую – обмотку 8 (см. фиг.4 и 5). Выравнивающая обмотка 8 соединена с фазосдвигающей обмоткой 4 автотрансформатора 1 таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки 4, в частности фазы А, соединена последовательно с обмоткой фазы В выравнивающей обмотки 8; обмотка фазы В фазосдвигающей обмотки 4 соединена последовательно с обмоткой фазы С выравнивающей обмотки 8; обмотка фазы С фазосдвигающей обмотки 4 соединена с обмоткой фазы А выравнивающей обмотки 8. Введение в трансформатор 2 фазосдвигающей обмотки 7 и соединение ее с первичной обмоткой 5 таким образом, что обмотка одной фазы фазоповоротной обмотки соединена последовательно с обмоткой другой фазы первичной обмотки, позволит обеспечить возможность получения на трансформаторе двух углов фазового сдвига + и –. Получение угла сдвига 5 достигается изменением схемы соединения фазосдвигающей обмотки 7 и первичной обмотки 5 трансформатора 1: фаза А фазосдвигающей обмотки 7 соединяется с фазой В первичной обмотки 5, фаза В фазосдвигающей обмотки 7 соединяется с фазой А первичной обмотки 5, а фаза С фазосдвигающей обмотки 7 соединяется с фазой А первичной обмотки 5. Соединение в автотрансформаторе фазосдвигающей обмотки 4 с обмоткой, соединенной в треугольник 3, таким образом, что обмотка одной из фаз фазосдвигающей обмотки соединена с обмоткой другой фазы обмотки, соединенной в треугольник, в свою очередь позволит при равных коэффициентах трансформации автотрансформатора иметь на нем углы фазового сдвига +, 0, –. Получение угла 0o достигается путем подачи питающего напряжения на вершины треугольника А1, В2, С1 (см. фиг.1), угла + – подачей напряжения питания на концы фазосдвигающей обмотки А, В, С (см. фиг.1), получение угла – обеспечивается, например, пересоединением фазосдвигающей обмотки 4. Возможны и другие решения. Получение равных коэффициентов трансформации достигается подбором числа витков фазосдвигающей обмотки и точки подключения фазосдвигающей обмотки к обмотке автотрансформатора, соединенной в треугольник таким образом, что линейные напряжения АВ и A1B1, ВС и В1С1, СА и C1A1 равны (см. векторную диаграмму на фиг.2). Таким образом, заявляемый трансформаторный агрегат позволяет путем пересоединения обмоток или изменения в схеме подсоединения питающей сети иметь следующие углы фазового сдвига (-, –); (-, +); –; +; (, –); (, +). При этом, добиваясь определенных значений углов и , можно на базе трансформаторного агрегата единого исполнения получать различные фазности выпрямления n – агрегатной подстанции. Так, например, при фазности выпрямления одного агрегата, равной m=6, для достижения на шести агрегатах (nm)=66=36-фазного выпрямления необходимо, чтобы углы фазового сдвига различались на углы, кратные 10o. Это достигается при =5o, =20o, при этом агрегаты будут иметь углы соответственно -25o; -15o; -5o; +5o; +15o; +25o. Аналогично, при m=12 для достижения 72-фазного выпрямления при n=6 необходимо иметь углы фазовых сдвигов, кратные 5o. Это достигается при =2,5o, = 10o, при этом агрегаты будут иметь углы соответственно -12,5o; -7,5o; -2,5o; +2,5o; +7,5o; +12,5o. В соответствии с заявляемым решением разработана техническая документация. В настоящее время изготовлен и испытан опытный образец трехфазного трансформаторного агрегата, в котором реализовано заявляемое решение. Источники информации 1. Авт. свид. СССР 970494, МКИ Н 01 F 29/02, 1982 г. 2. Акцептованная заявка Японии 60-98610, МКИ Н 01 F 29/04, 1985 г. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||