Патент на изобретение №2200218
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РУЧНОЙ УБОРКИ СНЕГА И КУСКОВОГО ЛЬДА
(57) Реферат: Изобретение относится к снегоуборочной технике и касается создания приспособления для ручной уборки снега и кускового льда. Приспособление содержит ковш и рукоятку. В нем имеется опорный передвижной стол-рама, например, на саночных полозьях. Стол-рама выполнен с вертикальной осью вращательного движения на пяте в середине оси. К верхней части вертикальной оси с помощью горизонтальной оси закреплено коромысло телескопического типа. На одном плече коромысла установлены опорно-поворотная планка и поворотно-стопорное устройство. Штанга поворотно-стопорного устройства жестко соединена с ковшом. На другом плече коромысла находятся рукоятки и рычаги управления работой приспособления и передвижной противовес с фиксацией положения стопорным винтом. Противовес находится на наружной поверхности коромысла. У такого приспособления целесообразно поворотно-стопорное устройство выполнять в виде кронштейна, на котором может быть закреплена опора с горизонтальной осью вращения, вокруг которой может поворачиваться штанга. Свободное от ковша плечо штанги при опускании (подъеме ковша) может опираться на пружину-амортизатор и торцом контактировать и входить в зацепление с буртом упругой цанги. Цанга установлена на кронштейне и соединена тросом с рычагом сброса, установленным на рукоятке управления. Опорно-стопорная планка одним концом закреплена на коромысле и соединена с рычагом на ручке управления тросом, а другим концом она может свободно опираться и входить в зацепление с плитой стола-рамы под действием собственной силы тяжести. Технический результат реализации изобретения заключается в снижении трудоемкости и повышении производительности уборки снега и кускового льда. 4 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к средствам для ручной уборки снега и кускового льда с тротуара, площадей, дорог и улиц городов и населенных пунктов и других общественных мест. Обеспечение своевременной и быстрой уборки снега при наименьших затратах труда и численности персонала, например дворников, и тем самым обеспечение надлежащего содержания в зимних условиях тротуаров, дворов и других общественных мест городов и населенных пунктов является в настоящее время одной из актуальнейших задач, нашедшей отражение в постановлениях Правительства. Как известно, основным и единственным инструментом, используемым дворниками при уборке снега и кускового льда, является лопата-движок, которая в данной заявке может быть принята в качестве прототипа. Нет необходимости подробно останавливаться и приводить обоснования большой трудоемкости работ дворника при уборке снега, ибо это и так очевидно каждому. Достаточно указать, что труд дворника при уборке снега требует затрат громадных физических усилий, а также выполнения большого количества разнообразных движений (наклонов, разгибаний, перемещений) тела, рук и ног. Это связано с необходимостью многоразового сбора, подъема и переноса на расстояния на руках и ногах всей массы снега и льда, подлежащего уборке с тротуара и т.п. При работах также имеет место неизбежное неравномерное нагружение мышц рук и ног, вызванное неравномерностью распределения массы набранного снега на самой лопате-движке, что нередко вызывает выворачивание (скручивание) мышц кистей рук и т.п. Кроме того, нередко требуется поднимать лопату и отбрасывать снег на сравнительно большое расстояние и высоту для переброса через образовавшуюся в процессе неоднократных уборок насыпь снега у барьера тротуара. Все указанное делает труд по уборке снега и кускового льда с применением традиционной лопаты-движка крайне трудоемким, малоэффективным и малопроизводительным, а поэтому выдвигается настоятельная необходимость в усовершенствовании и разработке новых уборочных средств-инвентаря. Предлагаемое приспособление для ручной уборки снега и кускового льда исключает многие указанные недостатки существующих cpeдcтв уборки и на этой основе снижает трудоемкость, повышает производительность и улучшает условия труда дворников. Это достигается тем, что конструкция приспособления и приемы работы на нем таковы, что большая часть физических усилий, ранее требовавшихся и затрачиваемых дворником при уборке снега, приходятся и воспринимаются полностью элементами приспособления, так, например, при переноске и отгрузке (ссыпании) снега, а также при неравномерном распределении снега на ковше и частично, в значительной степени, в силу использования принципа рычага – при подъеме набранного в ковш снега. Кроме того, достигается ряд удобств в выполнении работ, движения и позы человека имеют более умеренный характер, количество совершаемых им необходимых движений значительно сокращается, обеспечивается сравнительно равномерное нагружение (распределение) усилий на руки. Отличительной особенностью предлагаемой конструкции приспособления для ручной уборки снега и кускового льда является то, что, с целью снижения трудоемкости, повышения эффективности и производительности труда дворников, в нем выполнен опорный передвижной, например на саночных полозьях, стол-рама с вертикальной, вращательного движения на пяте, осью в середине, к верхней части которой горизонтальной осью закреплено коромысло телескопического типа, на одном плече которого установлены опорно-стопорная планка и поворотно-стопорное устройство, причем штанга последнего жестко соединена с ковшом, а на другом – рукоятки и рычаги управления работой приспособления и передвижной, по наружной поверхности коромысла, противовес с фиксацией положения стопорным винтом. Поворотно-стопорное устройство ковша выполнено в виде кронштейна, на котором закреплена опора с горизонтальной осью вращения и поворотной вокруг нее качательного движения штангой, свободное от ковша плечо которой, при опускании (подъеме ковша), опирается на пружину-аммортизатор, торцом контактирует и входит в зацепление с буртом упругой цанги, соединенной, в свою очередь, тросом с рычагом сброса, установленным на рукоятке управления. Опорно-стопорная планка одним концом подвижно на оси закреплена на коромысле и соединена тросом с рычагом на ручке управления, а другим – может свободно, под действием собственной силы тяжести, опираться и входить в зацепление с плитой стола-рамы. Пята и подпятник вертикальной оси стола-рамы выполнены сферическими, а штанга в поворотно-стопорном устройстве ковша – подпружинена. Ручка, поворотно-стопорное устройство выполнены телескопического типа и имеют возможность удлиняться (укорачиваться), подниматься (опускаться) с фиксацией желаемого положения и угла наклона штифтами, вставленными в соответствующие отверстия сопрягаемых элементов. Конструкция предлагаемого приспособления приведена на чертежах, где изображено: на фиг.1 – общий вид сбоку (положение – транспортировка и хранение); на фиг.2 – общий вид сверху; на фиг.3 – общий вид сбоку (положение – уборка снега); на фиг.4 – общий вид сбоку (положение – выгрузка снега). Приспособление состоит из следующих узлов и элементов: передвижного стола-рамы 1 (фиг.1) с установленным на нем коромыслом 2, к одному плечу 3 которого подвижно закреплена ручка управления 4 (фиг.2) с рычагами 5 (фиг. 1), а к другому плечу 6 – опорно-стопорная планка 7, поворотно-стопорное устройство 8 и жестко соединенный с ним ковш 9. Передвижной стол-рама 1 (фиг.1) предназначен для размещения элементов конструкции, передвижения приспособления и транспортировки снега, восприятия основных усилий (нагрузок), связанных с подъемом, транспортировкой и выгрузкой снега, и состоит из опор 10 (фиг.3), жестко соединенных с одной стороны с плитой 11, а с другой, например, с полозьями 12. В центре плиты 11 установлена вертикальная ось вращения 13 (фиг.1) со сферической пятой 14 (фиг.3) в середине и подпятником 15, опирающимся на плиту 11, в нижней части оси 13 (фиг.1) выполнены отверстия 16, в одно из которых вставлен штифт 17 для фиксации положения оси 13 по высоте. В верхней части вертикальной оси 13 (фиг.1) подвижно закреплена горизонтальная ось 18. Коромысло 2 (фиг.1) предназначено для крепления элементов конструкции и восприятия нагрузок и состоит из двух плеч: 6 и 3 трубчатой конструкции, каждая из которых подвижно, с помощью штифтов, соединена с горизонтальной осью 18 вертикальной оси 13. Устройство поворотно-стопорное 8 (фиг.1) предназначено, с одной стороны, для обеспечения поворота (наклона), под действием собственного веса, штанги 19 (фиг. 3), а, вместе с тем, и ковша (фиг.1), жестко соединенного с ней со стороны плеча 20 (фиг. 1), а с другой – для фиксации (стопорения) в горизонтальном положении штанги 19 (фиг.3) со стороны плеча 21 (фиг.1), цангой 22, соединенной тросом 23 с рычагом сброса 5. Поворотно-стопорное устройство 8 (фиг.1) состоит из кронштейна 24 (фиг. 3) с жестко закрепленными на нем опорой 25 (фиг.1) с осью 26, цанги 22, пружины-амортизатора 27 и штанги 19 (фиг.3), с плечами 20 и 21 (фиг.1), закрепленной и качающейся вокруг оси 26. Ковш 9 (фиг. 1) предназначен для сбора и накопления снега и выполнен в виде корыта с плоским дном, боковыми и задней стенками-бортами. Ширина и объем ковша 9 могут быть выполнены значительно большими, чем это имеет место у лопаты-движка, в силу того, что в приспособлении для поднятия груза (ковша) используется, как видно, принцип рычага, позволяющий с меньшими усилиями поднимать большой груз. Передняя крышка ковша 9, как у лопаты, должна быть острой, а сам ковш – из облегченного и прочного износостойкого материала. Ковш 9 жестко соединен с плечом 20 штанги 19 (фиг.3) поворотно-стопорного устройства 8 (фиг.1). Ручка управления 4 (фиг.2) соединена пером 28 (фиг.1) с коромыслом 2 и предназначена для размещения рычагов 5, для отвода цанги 22 и опорно-стопорной планки 7, а также управления движением ковша 9 и столом-рамой 1 в целом. Опорно-стопорная планка 7 предназначена для фиксации (подпора) коромысла 2 в горизонтальном положении, с опорой на плиту 11 (фиг.3), стопорения его от возможности вращения вокруг вертикальной оси 13 (фиг.1) в положении вдоль стола-рамы 1 (последнее необходимо для возможности управления движением стола-рамы). Противовес 29 (фиг.1) расположен и имеет возможность быть перемещенным вдоль наружной поверхности плеча 3 коромысла 2 и застопоренным с помощью винта 30 в требуемом положении. Противовес 29 и изменения его положения на коромысле 2 имеют целью изменять усилия вращающего момента, противоположно направленного действию силы веса груза в ковше и, тем самым, облегчать дворнику подъем ковша с грузом, уменьшая величину приложения им при этом физического усилия. Принцип работы приспособления заключается в следующем. При исходном положении всех элементов приспособления, показанном на фиг.1, необходимо, взявшись двумя руками за соответствующие отдельные рукоятки 31 (фиг.2) ручки управления 4, надавить слегка вниз и нажать на рычаг 5 сброса опорно-стопорной планки 7, при этом трос 23 натянется и вызовет поворот вокруг оси (по часовой стрелке) опорно-стопорной планки 7, в результате чего ее нижняя часть выйдет из зоны опоры и зацепления с плитой 11 (фиг.3), после этого ручку управления 4 (фиг. 1) можно и нужно поднять вверх, при этом ковш 9 опустится вниз и приспособление займет рабочее положение – для сбора снега, показанное на фиг.3. Перемещением приспособления вперед производится сбор снега в ковш 9 (фиг.1). Подъем ковша 9 (фиг.1) с грузом производится в порядке, противоположном указанному при опускании, кроме исключения необходимости нажатия рычага 5, так как при подъеме ковша 9 несколько выше плиты 11 (фиг.3) опорно-стопорная планка 7 (фиг. 1) сама под действием вращающего момента от действия силы тяжести планки займет вертикальное по отношению к плите 11 (фиг.3) положение и при последующем некотором опускании обопрется и войдет в зацепление с плитой 11, как это было уже показано на фиг.1. В таком положении (фиг.1) груз (снег, лед) может быть транспортирован – перевезен на столе-раме 11 (фиг.1) в любое место и на любое расстояние (на газон или обочину дороги). В этом случае для выгрузки груза из ковша 9 (фиг. 1) необходимо нажать на рычаг 5 ручки управления 4 (фиг.2), тогда тросом 23 (фиг. 1) цанга 22 отогнется – переместится в сторону по часовой стрелке, при этом выйдет из зацепления с плечом 21 штанги 19 (фиг.3), ковш 9 (фиг.1) наклонится вперед и груз ссыпется на землю. Положение элементов приспособления при выгрузке груза из ковша 9 показано на фиг.4. Далее при подъеме ручки управления 4 (фиг.1) ковш 9 будет поворачиваться по часовой стрелке вокруг оси 26, плечом 21 штанги 15 (фиг.3) отожмет цангу 22 (фиг.1) и войдет с ней в зацепление, как показано на фиг.1 и 3. В случае необходимости выгрузки снега из ковша 9 (фиг.1) сразу тут же на обочину дороги, не меняя места и положения стола-рамы 1, необходимо поднять ковш 9, нажав на рукоятку управления 4 вниз и не вводя опорно-стопорную планку 7 (фиг.1) в зацепление с плитой 11 (фиг.3), повернуть на оси 13 (фиг. 1) коромысла 2 и соответственно ковш 9 на требуемый угол по отношению к столу-рамы 1 в сторону места выгрузки. Выгрузка груза из ковша 9 и приведение его и приспособления в целом в необходимое для дальнейшей эксплуатации положение выполняются аналогично ранее указанному. Для того чтобы выставить (“подогнать”) приспособление для удобной его эксплуатации с учетом роста (под рост) человека, выполняющего работу по уборке снега, необходимо для поднятия (опускания) вертикальной оси 13 (фиг.1) вынуть штифт 17, соответственно вверх (вниз) передвинуть ось 13 и снова вставить штифт 17. Для удлинения (укорочения) по отношению к горизонтальной оси 18 стола-рамы 1, положений рукоятки управления 4 (фиг.2), а также поворотно-стопорного устройства 8 (фиг.1) необходимо также вынуть соответствующие штифты, произвести необходимое перемещение рукоятки или кронштейна 24 (фиг.3) в коромысле 2 и снова установить штифты. Для изменения и фиксации угла наклона ручек 31 (фиг.2) ручки управления 4 служат стопорные винты – барашки 32. Изменение угла наклона установки ручки управления 4 (фиг.2) и ковша 9 (фиг.1) по отношению к полозьям 12 (фиг.3) стола-рамы 1 (фиг.1) производится поворотом соответствующих плеч 3 и 6 коромысла 2 относительно горизонтальной оси 18 с последующей фиксацией положения соответствующими штифтами аналогично указанному ранее. Предлагаемое приспособление в силу простоты конструкции и технологичности может быть изготовлено силами самих жилищно-эксплуатационных контор. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 29.11.2006
Извещение опубликовано: 27.01.2008 БИ: 03/2008
|
||||||||||||||||||||||||||