Патент на изобретение №2200186
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Состав смазки содержит, мас.%: отработанное моторное масло 20-40, омыленный талловый пек 2,0-4,0, азотная кислота 0,15-0,45, вода остальное. Технический результат – повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках. 2 табл. Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Для защиты сельскохозяйственной техники от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла. Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /В.И. Лазаренко, Е.А. Тишина, Ф. Н. Ермолов и др. Защитные свойства отработанных моторных масел. Ж. “Нефтепереработка и нефтехимия”, М., 1982, 2, с. 16-18/. Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду /пат. РФ 2141509, 1999, бюл. 32/. Недостатком этой смазки является слабая липкость с покрываемой поверхностью при смывании атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках. Задача изобретения – расширение возможностей повышения коррозийной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет использования новых добавок. Использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей; омыленного таллового пека – отхода, образованного при производстве бумаги и картона. Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, содержащая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора – омыленный талловый пек, в качестве добавки – азотную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло – 20-40 Омыленный талловый пек – 2,0-4,0 Азотная кислота – 0,15-0,45 Вода – Остальное Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ – отход сульфитно-целлюлозного производства Селенгинского ЦКК, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека – смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и азотной кислотой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа “масло в воде”. Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 20-30 мин. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серовато-коричневого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях. Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло – 20-30-40 Омыленный талловый пек – 2,0-3,0-4,0 Азотная кислота – 0,15-0,30-0,45 Вода – Остальное Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов. При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, азотная кислота, вода. Азотная кислота вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40oС. После длительного хранения смазку желательно перемещать в течение 1 мин. Перед производственными испытаниями смазки, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки: 1) отработанное моторное масло; 2) смазка К-17; 3) смазка НГ-204; 4) смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода; 5) отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + азотная кислота + вода. На поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл. 1. Из табл. 1 видно, что сравнительный коррозионный износ в камере везерометра составил за 720 ч испытания с азотной кислотой – 0,17 г/дм2, а с серной – 0,23 г/дм2. Это говорит о том, что при нанесении на металлические детали смазки с азотной кислотой имеют высокую плотность и адгезию к поверхности металлических деталей. Технические возможности защитной смазки с азотной кислотой значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в везерометре составил – 1050 ч смазки с азотной кислотой, а смазки с серной кислотой – 560 ч. При проведении производственных испытаний смазок на открытых площадках в учебном хозяйстве “Оекское” в период 1998-1999 гг. детали сельскохозяйственной техники были покрыты опытными образцами смазок и одновременно на площадках были установлены контрольные образцы из стали 10 /размером 100х150 мм/, на поверхность которых нанесены те же смазки. Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок контрольных образцов в условиях хранения на открытых площадках приведены в табл.2. Результаты производственных испытаний /см. табл. 2/ подтверждают, что коррозионный износ контрольных образцов смазки с азотной кислотой – 0,023 г/дм2, значительно ниже чем с серной кислотой – 0,036 г/дм2. Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена серной кислоты на азотную дают технический результат. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности К – 0,91-0,93 (см. табл. 1), может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках. Процессом торможения электродного механизма является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества использовали – омыленный талловый пек. Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений. Формула изобретения
Отработанное моторное масло – 20-40 Омыленный талловый пек – 2,0-4,0 Азотная кислота – 0,15-0,45 Вода – Остальное РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 07.03.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 19-2004
Извещение опубликовано: 10.07.2004
|
||||||||||||||||||||||||||