Патент на изобретение №2200184

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2200184 (13) C2
(51) МПК 7
C10M159/04
C10M159/04, C10M125:22, C10M125:02, C10M117:00, C10M101:02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001111517/04, 25.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

25.04.2001

(45) Опубликовано: 10.03.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2152429 C1, 10.07.2000. RU 2132364 C1, 27.06.1999. RU 2065484 C1, 20.08.1996. RU 94021368 A1, 20.04.1996.

Адрес для переписки:

674673, Читинская обл., г. Краснокаменск, АООТ “Приаргунское производственное горно-химическое объединение”, директору по науке В.А.Овсейчук

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа “Приаргунское производственное горно-химическое объединение”

(72) Автор(ы):

Головин В.Ф.,
Литвиненко В.Г.,
Баженов М.И.,
Шелудченко В.Г.,
Шаравара Н.А.,
Редькин В.И.,
Прохоров И.С.,
Егиазарян А.В.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа “Приаргунское производственное горно-химическое объединение”

(54) РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ


(57) Реферат:

Сущность: изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа гребней колес подвижного состава. Композиция содержит, мас.%: синтетический дисульфид молибдена 0,5-1,5, графит 1-3, мазут 3-15, солидол 3-20, минеральное масло или смесь минеральных масел – до 100. Технический результат – снижение износа рельсовых путей и снижение износа гребней колес, возможность использования в различных погодных условиях, уменьшение удельного расхода смазки.


Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа гребней колес подвижного состава.

Известна противоизносная композиция по ТУ 38 УССР 201129-77 (В.В.Синицын. Пластичные смазки в СССР, 2 издание. М.: Химия, 1984, с.126), содержащая смесь индустриальных масел И-12А и И-20А (1:4), гидратированные кальциевые мыла СЖК фракций широкой нетермообработанной (10%) и С56 (6%), графит ГС-4 (30%), воду (до 2%).

Недостатком данной композиции при ее применении для лубрикации пар трения “колесо-рельс” является ее низкая противоизносная эффективность и неудовлетворительные эксплуатационные качества. Последнее связано с расслоением смеси за счет значительного содержания графита и забивкой им дозирующих устройств.

Известна также смазка “Рельсовая ЖР” по ТУ 32ЦТ553-83 (В.В.Синицын. Пластичные смазки в СССР, 2 издание. М.: Химия, 1984, с.126), содержащая смесь осевого 3 и индустриального И-5А масел (73:5), Nа-Са – мыла жирового гудрона (6%), касторовое масло (5%), саломас (4%), графит ГС-4 или П (6-7%), серу (1%), озокерит (2-3%), воду (до 0,5%), свободную щелочь (до 1% NаОН).

Данное рельсовое покрытие не обладает высокой противоизносной эффективностью, что обусловлено, прежде всего, отсутствием в его составе дисульфида молибдена, и, в частности, синтетического МоS2. Природный дисульфид молибдена, получаемый очисткой флотоконцентратов обогатительных фабрик, по своему дисперсному составу и трибологическим характеристикам значительно уступает МоS2, синтезированному из химических соединений.

По способности внедряться в металл и образовывать поверхностную пленку синтетический дисульфид молибдена превосходит все известные противоизносные присадки. Пленка имеет высокое сопротивление продавливанию. Предел текучести 35000 кг/мм2, что выше предела текучести некоторых сталей. Повышенные температуры не ухудшают смазывающих свойств МоS2.

В связи с этим наиболее близким, принятым за прототип, является рельсовое покрытие следующего состава (патент РФ 2152429, зарегистрирован 21.09.1998), мас.%:
Синтетический дисульфид молибдена – 0,5 – 2,0
Графит – 0,2 – 1,0
Полиизобутилен – 1,5 – 3,0
Солидол – 10,0 – 20,0
Дизельное или трансформаторное масло – До 100
Композиция на основе трансформаторного масла предназначена для низких температур окружающего воздуха (до -40oС), дизельное масло используется преимущественно в области положительных температур.

Данная рельсовая смазка обеспечивает высокие противоизносные свойства и защиту гребней колес подвижного состава.

К недостаткам известного рельсового покрытия относится ограниченная номенклатура и узкий диапазон значений применяемых ингредиентов, что не позволяет мобильно варьировать компонентами и системами, которые могут эффективно использоваться для лубрикации пар трения “колесо-рельс” в различных погодных условиях.

Для устранения указанных недостатков предложено рельсовое покрытие следующего состава, мас.%:
Синтетический дисульфид молибдена – 0,5 – 1,5
Графит – 1,0 – 3,0
Мазут – 3 – 15
Солидол – 3 – 20
Минеральное масло или смесь минеральных масел – До 100
Предложенная смазочная композиция обеспечивает возможность управления процессом лубрикации наиболее оперативно и эффективно путем изменения соотношения ингредиентов в зависимости от погодных факторов, степени износа рельсовых путей, периодичности нанесения покрытия и других условий применения смазки. На более изношенных участках пути целесообразно использовать смазку с повышенным содержанием антифрикционных присадок – дисульфида молибдена, графита; в летнее время года при высоких температурах среды и значительном количестве выпадающих осадков требуется увеличение содержания загустителей, в частности мазута, который одновременно улучшает адгезионные свойства покрытия. В зависимости от температур окружающего воздуха для оперативного обеспечения необходимой вязкости смеси рационально смешение минеральных масел различного состава.

Опробование предлагаемого рельсового покрытия и определение оптимальных соотношений входящих в него ингредиентов осуществлялось в процессе промышленных испытаний на Забайкальской железной дороге – подачу смазки на боковую грань наручного рельса вели на криволинейных участках пути с помощью пневмодозирующих систем, установленных на электровозах-рельсосмазывателях ВД-60.

Основным критерием оптимизации процесса было определено снижение износа гребней колес локомотивов в совокупности с минимизацией расхода рельсового покрытия.

В летний период, наряду с известным и ранее применяемым дизельным маслом, были опробованы индустриальные: И-40, И-50. С понижением температуры для снижения вязкости в индустриальные масла вводили веретенное, трансформаторное. Опробованы также добавки автола и негрола.

В зимний период использовалось преимущественно трансформаторное и веретенное масла. Основным критерием выбора масел и их смесей служила кинематическая вязкость, в летнее время поддерживаемая в пределах 30-58 сСт – замеры параметра при 50oС и 633 сСт – замеры параметра при 100oС; в зимний период – на уровне 29 сСт (кинематическая вязкость при 50oС).

Содержание в испытываемом рельсовом покрытии синтетического МоS2 поддерживали в пределах 0,5-1,5%, графита 1,0-3,0%, солидола и мазута соответственно 3-20% и 3-15%.

Во всех случаях, при опробованных изменениях соотношений ингредиентов, предлагаемое рельсовое покрытие удовлетворяло следующим условиям: диаметр пятна износа, измеряемый на четырехшариковом трибометре, не превышал 0,7 мм, нагрузка сваривания составляла не менее 400 кг; кислотность, мг/КОН на 100 см3 продукта, не превышала 10; температура вспышки в открытом тигле составляла не менее 140oC.

В целом, проведенные промышленные испытания показали, что применение предлагаемого рельсового покрытия в сравнении с известным обеспечило снижение удельного расхода смазки с 300-350 до 220-250 г/км пути при аналогичном уровне износа гребней колес локомотивов: 0,25-0,30 мм/км пробега.

Формула изобретения


Рельсовое покрытие, содержащее минеральное масло, солидол, графит и синтетический дисульфид молибдена, отличающееся тем, что дополнительно содержит мазут при следующем содержании компонентов, мас. %:
Синтетический дисульфид молибдена – 0,5 – 1,5
Графит – 1 – 3
Мазут – 3 – 15
Солидол – 3 – 20
Минеральное масло или смесь минеральных масел – До 100


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.04.2009

Извещение опубликовано: 10.03.2010 БИ: 07/2010


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.08.2010

Извещение опубликовано: 10.08.2010 БИ: 22/2010


Categories: BD_2200000-2200999