Патент на изобретение №2200107
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) НАДУВНАЯ МОТОРНАЯ ЛОДКА
(57) Реферат: Изобретение относится к судостроению, именно к конструкциям надувных моторных лодок для прогулок и отдыха на воде. Надувная моторная лодка содержит U-образный корпус, образованный надувными баллонами с коническими кормовыми частями, прикрепленным к этим баллонам тканевым днищем, жестким транцем, поперечными жесткими элементами настила. Под этими элементами настила расположен прикрепленный к тканевому днищу продольный надувной киль переменного диаметра, обеспечивающий при надувании килеватость в максимальной точке, равной 1/3 высоты упомянутых баллонов. Вершины конусов кормовых частей этих баллонов смещены вниз. Такое выполнение лодки обеспечивает повышение ее мореходных качеств. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к судостроению, конкретно к конструкции надувной моторной лодки для прогулок и отдыха на воде. Известна надутая моторная лодка (см. Сборник “Катера и яхты”, 2 (60), 1976, с. 19), принятая за аналог. Лодка-аналог состоит из надувных баллонов, образующих корпус V-образной формы и соединяющего их тканевого днища, содержащего жесткий настил, транец под установку подвесного мотора и киль. Испытания лодки-аналога выявили ряд проблем (см. с. 18-23 названного источника-аналога). К ним относятся: неудобство транспортировки, малая вместимость и грузоподъемность, трудность сборки-разборки, отсутствие защиты от брызг, солнца, дождя, ветра, сидений для рулевого и пассажиров, привязей для груза и оснастки, что вызывает их сползание при вставании лодки на дыбы и даже на попа. При глиссировании возникает возможность опрокидывания, заливания лодки водой с кормы и другие проблемы, ухудшающие мореходные качества. Часть проблем надувных моторных лодок на сегодня решены (см. названный источник с. 26-29). Однако низкие мореходные качества остались проблемой, требующей своего решения. Известна надувная моторная лодка, частично решающая эту проблему (см. описание изобретения к авт. св. CСCP В 63 В 7/08 801395, которое принято за образец). Надувная моторная лодка-образец содержит надувной U-образный корпус с транцем, днищем, съемным настилом и тремя цилиндрическими надувными баллонами, расположенными под днищем: две из которых смонтированы симметрично в кормовой его части, а один – в носовой, не доходя до двух первых. Такое перераспределение массы лодки на нос уменьшает опрокидывающий момент при глиссировании ее, однако продольная жесткость лодки недостаточная, что снижает ее мореходные качества и надежность. Известна надувная моторная лодка, более удачно решающая проблему повышения надежности продольной жесткости и глиссирования без опрокидывания через транец (см. a. c. 608695 В 63 В7/08), которая принята за прототип. Надувная моторная лодка-прототип содержит U-образный корпус, образованный надувными баллонами с конической кормовой частью, тканевым днищем, сложенным жестким транцем и продольным надувным килем переменного диаметра и поперечными элементами настила. Коническая кормовая часть выступает за жесткий транец лодки, что уменьшает опрокидывающий момент, когда лодка глиссирует, а продольный надувной киль повышает жесткость корпуса. Однако эти улучшения незначительные и лодка имеет небольшую вместимость и грузоподъемность. Задачей, решаемой настоящим изобретением, является устранение отмеченных проблем, то есть повышение мореходных качеств. Это достигается тем, что надувная моторная лодка, содержащая U-образный корпус, образованный надувными баллонами с конической кормовой частью и продольным надувным килем переменного диаметра, тканевым днищем с жестким транцем и поперечными элементами настила, имеет коническую кормовую часть надувных баллонов, вершиной конусов смещенной вниз до уровня их общей с днищем нижней линии, днище, прикрепленное к надувным баллонам на уровне 1/10 их высоты с обеспечением килеватости в максимальной точке 1/3 их высоты, причем на наружной стороне днища расположены реданы – брызгоотбойники и формовой киль. Такое решение технической эадачи повышает устойчивость лодки на курсе, снижает гидравлические сопротивления, исключает заливание лодки водой с кормы, повышается ее вместимость, грузоподъемность, жесткость корпуса лодки и снижается риск ее опрокидывания, что в целом улучшает ее мореходные качества. Достижимость решения поставленной проблемы обосновывается следующим. Выполнение конической кормовой части надувных баллонов смещенной вершинами конусов вниз до уровня их общей нижней линии с днищем в статике – увеличивает грузоподъемность лодки, а в динамике – поверхность конусов создает обратный опрокидывающий момент. То есть при подъеме носа лодки конуса будут углубляться в воду, создав гидродинамическую силу сопротивления, препятствующую дальнейшему подъему носа лодки, что снижет риск опрокидывания и заливания лодки водой с кормы. При этом конусная форма уменьшает завихрения и позволяет повысить устойчивость лодки на курсе. Крепление днища лодки к надувным баллонам на уровне 1/10 их высоты с обеспечением килеватости в максимальной точке 1/3 их высоты увеличивает остойчивость лодки и приподнимает днище относительно нижней линии баллонов (практически на 30-40 мм), что улучшает ход лодки на волне и снижет сопротивление при движении лодки в стоячей воде. Расположение по наружной стороне днища реданов – брызгоотбойников и формового киля улучшает условия эксплуатации лодки. В целом новые признаки повышают мореходные качества надувной моторной лодки. Сущность изобретения поясняется чертежами, где: на фиг.1 – схематически изображена надувная моторная лодка – вид сбоку; на фиг. 2 – схематически изображена надувная моторная лодка – вид в плане; на фиг.3 – вид А-А на фиг.2 – вид на моторную лодку в продольном разрезе; на фиг.4 – вид Б-Б на фиг.2 – вид на моторную лодку в поперечном разрезе. Надувная моторная лодка состоит из U-образного корпуса, образованного надувными баллонами 1 с конической кормовой частью, продольного надувного киля 2 переменного диаметра, уменьшающегося к корме, и тканевого днища 3, жесткого транца 4 и съемных поперечных настилов 5. Днище 3 прикреплено к надувным баллонам 1 корпуса лодки на уровне 1/10 их высоты. Надувной киль 2 расположен между днищем 3 и съемными поперечными элементами настила 5, обеспечивает килеватость максимальной точке 1/3 высоты баллонов 1. При надувании киль 2 создает продольную и поперечную жесткость лодки и формирует ее внешний вид. Коническая кормовая часть надувных баллонов 1 вершиной конусов 6 смещена вниз до уровня их общей нижней линии с днищем 3. По наружной стороне днища 3 в области надувных баллонов 1 расположены реданы 7, а в области вдоль надувного киля 2 – прикреплен формовой киль 8. Это улучшает ход лодки на волне и повышает ее килеватость. При движении лодки под мотором днище и нос лодки приподнимаются. Лодка начинает глиссировать. При этом выходящая за транец 4 коническая кормовая часть баллонов 1 начинает утопать в воде, что создает динамический момент, противоположный глиссированию, который и исключает опрокидывание лодки через корму, повышая ее мореходные качества. Лодка снабжена необходимой оснасткой и приспособлениями: фартук, леера, вест, ручки и т.п. устройствами, которые приведены на фигурах, но не обозначены. Формула изобретения
РИСУНКИ
PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Извещение опубликовано: 27.05.2005 БИ: 15/2005
|
||||||||||||||||||||||||||