Патент на изобретение №2200106

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2200106 (13) C2
(51) МПК 7
B63B3/13
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000129793/28, 28.11.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.11.2000

(43) Дата публикации заявки: 27.10.2002

(45) Опубликовано: 10.03.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
КИЯНОВ И.М. Преднапряжение трубопроводов, резервуаров, фюзеляжей постоянным усилием, создаваемым связью по авторскому свидетельству №1686059. Информационный лист №161-98. – Оренбург, Оренбургский ЦНТИ, 1998. SU 1309469 А1, 07.12.1991. DE 2908312 А1, 18.09.1980. US 3611966 А, 12.10.1971.

Адрес для переписки:

460352, г.Оренбург, пр. Победы, 13, ОГУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Автономная некоммерческая организация Научно-технологический парк Оренбургского государственного университета

(72) Автор(ы):

Киянов И.М.

(73) Патентообладатель(и):

Автономная некоммерческая организация Научно-технологический парк Оренбургского государственного университета

(54) КОРПУС ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ ПОСТОЯННЫМ УСИЛИЕМ


(57) Реферат:

Изобретение относится к проектированию и строительству подводных лодок, трубопроводов и других оболочек, применяемых под водой. Корпус подводной лодки, предварительно напряженный постоянным усилием, включает оболочку и связи, служащие для постоянного усилия преднапряжения. Внутри оболочки установлены кольца прямоугольного сечения. Связи расположены между кольцами и оболочкой. Обеспечивается возможность использования конструкций, имеющих оболочку в качестве главного конструктивного элемента и преднапряженных постоянным усилием, под водой в условиях большого гидростатического давления. 3 ил.


Изобретение относится к проектированию и строительству подводных лодок, трубопроводов и других оболочек, применяемых под водой.

Главным в корпусе подводной лодки, преднапряженном постоянным усилием, является оболочка. Известны конструкции, предварительно напряженные постоянным усилием, в которых главным конструктивным элементом является оболочка /Киянов И.M. Преднапряжение трубопроводов, резервуаров, фюзеляжей постоянным усилием, создаваемым связью по авторскому свидетельству 1686059. Информационный листок 161-98. – Оренбург, Оренбургский ЦНТИ, 1998/.

Недостатком известных конструкций, имеющих оболочку в качестве главного конструктивного элемента и преднапряженных постоянным усилием, является то, что они не могут быть использованы под водой в условиях большого гидростатического давления.

Технический результат обеспечивает возможность использования конструкций, имеющих оболочку в качестве главного конструктивного элемента и преднапряженных постоянным усилием, под водой в условиях большого гидростатического давления.

Решение задачи достигается за счет того, что внутри оболочки, на расстоянии друг от друга, определяемом расчетом, стоят кольца прямоугольного сечения, а между кольцами и оболочкой помещены связи, создающие в оболочке постоянное растягивающее, а в кольцах тоже постоянное, но сжимающее усилие.

На фиг.1 схематично изображен участок корпуса подводной лодки /вид сбоку/. На фиг.2 – разрез по А-А. На фиг.3 – сечение кольца.

Корпус подводной лодки, предварительно напряженный постоянным усилием, включает оболочку 1, кольца 2, связи 3.

Оболочка подводной лодки испытывает большое гидростатическое давление воды, в результате которого в ней возникают нормальные сжимающие напряжения, действующие в двух направлениях: кольцевых и им перпендикулярных – меридиональных. При этом нормальные сжимающие напряжения в меридиональных направлениях в два раза больше, чем в кольцевых. Этим сжимающим напряжениям, возникающим в оболочке от гидростатического давления в меридиональных направлениях, противопоставляются растягивающие напряжения, возникающие от предварительного напряжения, сохраняющегося постоянным при изменениях гидростатического давления и колебаниях температуры.

Таким образом, сжатые кольца уменьшают сжимающее усилие в оболочке. Обеспечить устойчивость сжатых колец за счет увеличения их толщины h /см. фиг. 3/ можно при меньших затратах материала /стали/, чем обеспечить устойчивость сжатой оболочки, так как в формуле для момента инерции прямоугольного сечения толщина h входит в третьей степени /толщина оболочки значительно меньше толщины колец/. За счет этого получается экономия материала оболочки.

Важное значение имеет постоянное усилие преднапряжения, поскольку работа постоянного усилия преднапряжения, подсчитанная по формуле Клапейрона, в два раза больше работы усилия, изменяющегося от минимальной величины до максимальной, а это приводит к экономии материала связей, создающих постоянное усилие преднапряжения.

В конструкции, показанной на фиг.2, четыре связи, создающие постоянное усилие преднапряжения в оболочке. Их может быть меньше и больше. Увеличение количества связей не приведет к удорожанию их общей стоимости, так как при увеличении количества связей вес каждой связи и стоимость ее уменьшаются.

Постоянное усилие преднапряжения обеспечивает постоянство усилия в оболочке при погружении и всплытии подводной лодки, а также и при колебаниях температуры.

Постоянные напряжения в оболочке замедляют развитие трещин усталости, что способствует увеличению надежности и долговечности конструкций.

Формула изобретения


Корпус подводной лодки, предварительно напряженный постоянным усилием, включающий оболочку и связи, служащие для создания постоянного усилия преднапряжения, отличающийся тем, что внутри оболочки установлены кольца прямоугольного сечения, а связи расположены между кольцами и оболочкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 29.11.2004

Извещение опубликовано: 27.03.2006 БИ: 09/2006


Categories: BD_2200000-2200999