Патент на изобретение №2200069
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГНУТЫЙ СТАЛЬНОЙ ПРОФИЛЬ ДОРОЖНОГО ОГРАЖДЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству гнутых профилей проката для дорожного ограждения. Профиль содержит в поперечном сечении центральный трапециевидный гофр с горизонтальными полками у его оснований, боковые наклонные стенки и участки изгиба по заданному радиусу, центральный гофр выполнен с высотой, превышающей высоту упомянутых стенок, и с шириной, превышающей его высоту с углом наклона его граней к горизонтали меньше угла наклона стенок. На середине вершины центрального гофра выполнен дополнительный и противоположно направленный ему прямоугольный гофр с высотой меньше высоты центрального гофра и с ребрами, закрепленными по заданным радиусам, шириной меньше его высоты. Участки изгиба выполнены по заданному радиусу. Повышается жесткость гнутых стальных профилей при динамических нагрузках и уменьшается металлоемкость. 1 ил. Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении сортовых гнутых профилей. Холодногнутые сортовые профили самой разнообразной конфигурации поперечного сечения и различного назначения (в том числе – для дорожных ограждений автомагистралей) получают на специальных профилегибочных станах. Эти профили состоят из отдельных элементов, сопряженных местами изгиба с заданными радиусами, и могут изготавливаться из разных металлов, например из углеродистой стали общего назначения (таких, как ст.3кп и 4кп). Сортамент производимых гнутых профилей достаточно полно представлен в справочнике под ред. И.С. Тришевского “Гнутые профили проката”, М., “Металлургия”, 1980, с. 147-301. Значительную часть сортамента составляют профили с гофрами жесткости различной формы: прямоугольными, трапециевидными, треугольными и полукруглыми. Известен гнутый профиль (гофрированный лист), концевым выступам которого придана такая форма, что вырез на одном конце листа соответствует выступу на другом его конце (см. пат ГДР 146206, кл. F 28 F 3/06 от 28.01.81 г.). Известен также гнутый профиль, содержащий средние и краевые вертикальные и горизонтальные элементы, сопряженные участками изгиба, у которого средний горизонтальный элемент выполнен выпуклым наружу с заданной стрелой прогиба (см. а.с. СССР 1726086, кл. В 21 D 5/06 от 28.02.90 г.). Недостатком этих профилей является невозможность эффективного их использования в качестве дорожных ограждений автомагистралей. Наиболее близким к заявляемому объекту является гнутый профиль по пат. РФ 2147954, кл. В 21 D 5/06, В 21 D 7/08, В 21 D 13/06 от 08.12.98 г. (опубл. в БИ 12, 2000 г.). Этот профиль, предназначенный для использования в качестве дорожного ограждения, содержит в поперечном сечении трапециевидный гофр с горизонтальными полками у основания, боковые стенки и участки изгиба и характеризуется наличием на каждой из полок дополнительных полукруглых гофров, направление которых совпадает с направлением центрального гофра, причем высота этого гофра и углы наклона его граней к горизонтали зависят соответственно от высоты стенок и углов их наклона, радиус дополнительных гофров равен их глубине, а величина радиусов изгиба составляет 2,7…3,3 от толщины профиля, что повышает его жесткость (сопротивление деформации). Недостатком известного объекта является малая эффективность его использования на высокоскоростных и горных автомагистралях вследствие недостаточного сопротивления изгибу при повышенных динамических нагрузках (ударах). Технической задачей изобретения является улучшение потребительских (эксплуатационных) свойств гнутых стальных профилей дорожного ограждения за счет повышения их жесткости при динамических нагрузках, а также уменьшение, вследствие этого, расхода металла на их изготовление. Для решения указанной задачи у гнутого стального профиля толщиной S, содержащего в поперечном сечении центральный трапециевидный гофр с горизонтальными полками у его оснований, боковые наклонные стенки и участки изгиба по заданному радиусу r, центральный гофр выполнен с высотой Н, превышающей высоту упомянутых стенок в 2,4…2,6 раза и с шириной В=(2,35…2,45)Н, с углом наклона его граней к горизонтали в пределах 72…74o и в 1,05…1,08 раза меньше угла наклона стенок, а на середине вершины центрального гофра выполнен дополнительный и противоположно ему направленный прямоугольный гофр с высотой, равной 0,44…0,46 высоты центрального гофра, и с ребрами, закругленными по радиусам, равным 0,57…0,61 его высоты h, при этом ширина дополнительного гофра составляет (1,5…1,6)h, а величина r=(2,50…2,85)S. Указанные соотношения величин параметров профиля получены методом математического моделирования и скорректированы по результатам экспериментов, т. е. являются эмпирическими. Сущность заявляемого технического решения заключается в оптимизации конфигурации и параметров гнутого профиля с целью обеспечения максимальных его прочностных характеристик (в частности – моментов инерции и сопротивления сечения) при минимальной площади поперечного сечения. Действительно, как показала опытная проверка эксплуатационных свойств профиля (см. ниже), вышеприведенные соотношения между основными его параметрами дают максимальную его жесткость и высокое сопротивление динамическим (ударным) нагрузкам, что особенно важно для обеспечения безопасности движения по скоростным и горным автомагистралям. Гнутые стальные профили дорожных ограждений обычно используются с цинковым покрытием, которое наиболее приемлемо для сталей с низким содержанием кремния (например, кипящие стали). Кроме того, для сборки таких профилей в них пробиваются отверстия в определенных элементах. При этом используемая сталь должна быть, прежде всего, пластичной, чтобы исключить трещинообразование при пробивке отверстий. Кроме того, профили не должны иметь так называемых концевых дефектов (например, отклонений углов наклона отдельных элементов от заданных величин), затрудняющих сборку ограждений. С этой точки зрения наиболее подходят стали с низким содержанием углерода, но имеющие достаточно высокие механические свойства (например, ст. 3кп и 4кп). Все вышеперечисленные аспекты и определяют эксплуатационные свойства профилей дорожного ограждения. Следует заметить, что найденные соотношения параметров профиля оптимальны только в случае его изготовления из стали, а при использовании других металлов (например, алюминия и его сплавов) – они будут иными. Предлагаемый гнутый профиль (его поперечное сечение) показан на чертеже. Профиль толщиной S содержит центральный трапециевидный гофр 1 высотой Н и шириной В, грани 2 которого наклонены к горизонтали под углом ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Гнутый профиль дорожного ограждения выполнен из полосовой ст.3кп толщиной S=3,7 мм; поперечное сечение профиля показано на чертеже. Параметры профиля: Вп=387 мм; Н=100 мм; В=240 мм; h=45 мм; hc=40 мм; b=70 мм; ![]() ![]() Н:hc=2,5; ![]() ![]() b=l,55h; r=2,7S. Моменты сопротивления сечения профиля: Wx ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.06.2007
Извещение опубликовано: 27.01.2009 БИ: 03/2009
|
||||||||||||||||||||||||||