Патент на изобретение №2199997

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2199997 (13) C2
(51) МПК 7
A61H39/04, A61N1/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000121887/14, 16.08.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.08.2000

(43) Дата публикации заявки: 10.08.2002

(45) Опубликовано: 10.03.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:

Адрес для переписки:

305041, г.Курск, ул. К. Маркса, 3, КГМУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Курский государственный медицинский университет

(72) Автор(ы):

Блинков Ю.А.,
Игнатьева С.А.

(73) Патентообладатель(и):

Блинков Юрий Андреевич,
Игнатьева Светлана Александровна

(54) СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине, логопедии. Проводят пальцевой массаж биологически активных точек, расположенных на голове и теле. После этого осуществляют воздействие микротоком от прибора “Аурика” на аурикулярные точки. Способ расширяет средства воздействия. 1 табл.


Изобретение относится к логопедии при использовании методов рефлексотерапии.

Близким решением является применение точечного массажа и акупунктуры при лечении расстройств речи у детей (Тенк Г. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. – Таганрог: Академическое издательство Международного института китайской медицины”, 1995. – С. 137-138). При расстройствах речи, независимо от причин запаздывания развития речи, автор предлагает акупунктурное воздействие на следующие БАТ: С4, С5, МС6, Gl4, E36; VG15, VG14, VG11. Лечение производится 2 раза в неделю, серии состоят из 10 сеансов, перерыв между сериями – 1-2 недели. После 3-й серии – длительный перерыв. Лечение продолжается 1-2 года. Необходимость дифференцированного подхода к детям в зависимости от их возраста, этиологии и симптоматики речевых расстройств автором не отмечается.

Задачей является повышение эффективности логопедической коррекции в случаях органической открытой ринолалии, обусловленной анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, путем использования сочетанного воздействия методом точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры (воздействие на акупунктурные точки ушных раковин микротоком при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и коррекции).

Поставленная задача достигается проведением пальцевого точечного массажа успокаивающим способом на 4-5 биологически активных точках (БАТ), расположенных на голове и теле пациента, из ряда: RP6, МС5, МС7, F3, Р5, Р7, P11, VB4, VB18, VG14, VG15, VG20, VG26, VG27, VG28, РС3, GI2, GI4, GI6. GI7, GI11, GI19, GI20, Е3, Е5, Е6, Е9, Е24, Е36, Е45, V15, V40, VC15, VC17, VC22, после чего осуществляется безболезненное для пациента воздействие в течение 1-3 минут на акупунктурные точки (AT) ушных раковин микротоком при помощи прибора для электрорефлексодиагностики и коррекции “Аурика” из ряда: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 15, 16, 22а, 29, 31, 33, 51, 55, 84, 100, 104, 111. Рефлексотерапия проводится 2 курсами по 10 дней каждый с интервалом в 10 дней. При необходимости курсы повторяются через 3-6 месяцев.

Проводится пальцевой точечный массаж:
БАТ: GI4, Е36, RP6, МС7, VG20, VG14, F3 – точки широкого спектра действия, оказывающие при воздействии на них методом точечного массажа общеукрепляющее, противовоспалительное, нормализующее действие на весь организм;
БАТ: Р7, VB4, VB18, VG15, VG26, VG28, РС3, GI2, GI4, GI6, GI7, GI11, GI19, GI20, Е3, Е5, Е6, Е9, Е24, Е45, V15, V40 – точки локального действия, ослабляющие напряженность мимических мышц лица, мышц языка, рта, гортани и голосовых складок; укрепляющие и активизирующие мышцы лица, глотки, мягкого неба;
БАТ: Р5, Р11, V15, VG27, VC15, VC17, VC22, МС5, R1 – точки, регулирующие речевое дыхание, правильную мышечную взаимосвязанность речевого аппарата.

В процессе аурикулоэлектропунктуры проводится воздействие на AT ушных раковин:
– 2, 3, 4, 5, 6, 11, 14, 15, 16, 55, 84, 111 – AT, связанные с органами периферического речевого аппарата (язык, рот, мягкое небо, носоглотка, горло, гортань, голосовые складки и др.), с целью активизации небно-глоточного смыкания, активизации мышц, участвующих в речи;
– 13, 22а, 29, 31, 33, 51, 55, 82, 100, 104 – AT, регулирующее речевое дыхание; активизирующие взаимосвязанную работу мышц органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Способ осуществляется следующим образом: с каждым ринолаликом после тщательного медико-психолого-логопедического обследования проводится два курса рефлексотерапии, разрабатываемых индивидуально для каждого пациента с учетом результатов обследования. Каждый курс состоит из 10 ежедневных сеансов с интервалом в 10 дней между I и II курсом.

Во время сеансов успокаивающим (тормозным) способом проводится пальцевой точечный массаж 4-5 БАТ на голове и теле пациента, после чего осуществлялось безболезненное воздействие микротоком в течение 1-3 минут на каждую из 4 аурикулярных точек каждого уха при помощи прибора “Аурика”. Каждый сеанс сочетанного воздействия точечным массажем и аурикулоэлектропунктурой длится 40-50 минут. При разработке курсов лечения, принципов подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс курса учитываются возраст, данные комплексного обследования пациентов с ринолалией, особенности их речевой и неречевой симтоматики, а также показания и рекомендации для используемых методов рефлексотерапии.

Например, в процессе точечного массажа применялось воздействие на симметричные БАТ, на БАТ передней и задней поверхности тела, на местные и отдаленные точки, использовалось двустороннее перекрестное сочетание точек (GI4 – справа и Е36 – слева; GI4 – слева и Е36 – справа), метод треугольника (верхняя точка – на передне- или заднесрединном меридиане). Помимо этого на каждый сеанс курса с учетом симптоматики открытой ринолалии для каждого пациента подбиралось сочетание БАТ, в целом положительно воздействующих на организм, активизирующих мышцы речевого аппарата, в частности мышцы гортани, носоглотки, мягкого неба, участвующие в процессе небно-глоточного смыкания, регулирующих состояние центральной и вегетативной нервной системы, дыхания, фонации.

При использовании аурикулоэлектропунктуры на каждом сеансе курса осуществлялось воздействие на 4 AT каждого уха с целью активизации мышц мягкого неба, носоглотки для восстановления небно-глоточного смыкания с целью нормализации состояния речевого дыхания, голосообразования, подвижности органов артикуляции. AT 55 – используется на каждом сеансе аурикулоэлектропунктуры как точка с выраженным противовоспалительным, седативным, антиспазматическим и антистрессовым эффектом.

До проведения операции по уранопластике (устранение расщелины неба хирургическим путем) способ использовался для подготовки сегментов небной занавески к участию в небно-глоточном смыкании, что сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции для предотвращения дистрофии мышц глотки, активизации органов, участвующих в речи.

На 15-20 сутки после проведения операции по закрытию расщелины или после наложения функционального глоточного обтуратора указанные методы рефлексотерапии активно использовались для устранения отеков неба, обеспечения полноценного небно-глоточного смыкания, развития подвижности небной занавески, подвижности органов артикуляционного аппарата, что оптимизировало процесс коррекции нарушений звукопроизношения и голоса у детей и подростков с открытой ринолалией.

Способ сочетанного использования точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры был апробирован в экспериментальной группе из 14 детей, подростков и взрослых с открытой ринолалией (9 дошкольников, 3 подростка, 2 взрослых), обратившихся за логопедической помощью в центр традиционной медицины “Альбина” г. Курска. С контрольной группой детей и подростков с органической открытой ринолалией (10 дошкольников, 4 школьника) проводилась логопедическая коррекция без использования методов рефлексотерапии на базе логопедических кабинетов детских поликлиник г. Курска.

В результате применения описанного способа коррекции у значительного большинства пациентов с ринолалией экспериментальной группы (у 9 дошкольников, 1 подростка, 1 взрослого, что составляет около 79% исследуемых) отмечались стойкие положительные сдвиги в состоянии небно-глоточного смыкания, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи, дыхания, голоса, что позволило значительно сократить сроки логопедической коррекции: постановки и введения в речь отсутствующих или искаженных звуков, устранения носового оттенка речи. У остальных 3 ринолаликов были также отмечены положительные изменения в состоянии речи, был устранен назализованный оттенок голоса, однако постановку звуков затрудняло наличие грубых послеоперационных рубцов и нарушения зубочелюстного ряда.

В контрольной группе положительные результаты коррекции открытой ринолалии были получены у 6 дошкольников и 1 школьника, что составляет 50% исследуемых, причем по времени процесс логопедической коррекции у детей контрольной группы длился в 2-3 раза дольше, чем в экспериментальной группе. У остальных детей наблюдалось незначительное улучшение речи, сохранялась ее назализация.

Пример конкретного выполнения.

Юлия К., 6 лет – врожденная открытая ринолалия, односторонняя расщелина твердого и частично мягкого неба, состояние после уранопластики, проведенной в 5 лет.

Состояние органов артикуляции: язык оттянут назад, к глотке, его корень и спинка подняты кверху, кончик языка паретичен; мягкое небо пассивно, не выполняет функции разделения ротовой и носовой полости, не производится смыкание мягкого неба и задней стенки глотки. На верхнем небе – послеоперационные рубцы. Дыхание поверхностное, учащенное. Тотально нарушено звукопроизношение согласных и гласных звуков. Звуки произносятся искаженно с сильным носовым оттенком за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Речь малоразборчива, хотя девочка несколько месяцев занимается с логопедом поликлиники.

В процессе проведения заявленного способа коррекции открытой ринолалии в данном конкретном случае использовался успокаивающий способ воздействия на БАТ: РС3, VG14, VG28, VG20, GI4, GI11, GI19, GI20, Е5, Е6, Е9, Е24, Е36, IG18, VC15, VC22, VB4, VB18, V15, V40, Р11 и др., а также аурикулоэлектропунктура в течение 1-2 минут на каждую из AT (см. таблицу).

В результате применения описанного способа коррекции открытой ринолалии, без использования других медицинских и логопедических средств воздействия, у девочки положительная динамика в состоянии речевой функции начала появляться к концу проведения сеансов 1 курса: постепенно начало подниматься мягкое небо за счет укрепления и стимуляции его мышц с помощью описанных методов рефлексотерапии; улучшилось состояние мышц артикуляционного аппарата, в частности была устранена паретичность мышц языка; улучшилось состояние речевого дыхания и фонации, уменьшилась назализация речи, что позволило приступить к логопедической коррекции нарушений звукопроизношения и других сторон речи к концу первого курса коррекции. Ко времени окончания второго курса коррекции девочке удалось поставить гласные звуки, свистящие и заднеязычные согласные звуки, начата работа над шипящими звуками и сонорами, заметно снизился носовой оттенок голоса за счет восстановления небно-глоточного смыкания.

Таким образом, поставленная задача достигнута за счет сочетанного использования пальцевого точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры.

Формула изобретения


Способ коррекции открытой ринолалии у детей и подростков, включающий сочетанное воздействие точечным массажем на биологически активные точки на голове и теле пациента и аурикулоэлектропунктурой, отличающийся тем, что проводят пальцевой точечный массаж успокаивающим способом 4-5 биологически активных точек, расположенных на голове и теле из ряда: RP6, MC5, MC7, F3, P5, P7, P11, VB4, VB18, VG14, VG15, VG20, VG26, VG27, VG28, PC3, G12, G14, G16, G17, GI11, GI19, GI20, E3, E5, E6, E9, E24, E36, E45, V15, V40, VC15, VC17, VC22, после чего осуществляется безболезненное для пациента воздействие микротоком от прибора для электрорефлексодиагностики и коррекции “Аурика” в течение 1-3 мин на каждую из 4 аурикулярных точек из ряда: 2, 3, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 15, 16, 22а, 29, 31, 33, 51, 55, 84, 100, 104, 111, при этом сеансы проводят ежедневно, на курс – 10 сеансов, второй курс проводят через 10 дней, курсы повторяют через 3-6 месяцев.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 17.08.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2199000-2199999