Патент на изобретение №2199687

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2199687 (13) C2
(51) МПК 7
F16H55/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99108952/28, 27.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.04.1999

(45) Опубликовано: 27.02.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ПРИЛУЦКИЙ В.А., РЫЛЬЦЕВ И.К. Повышение точности сборки зубчатых передач. – Вестник машиностроения, 1998, №10, с.19. SU 705178, 25.12.1979. SU 294033, 26.01.1971. RU 2075675 С1, 20.03.1997. RU 2010135 С1, 30.03.1994. RU 96113646/02 А, 10.03.1998. RU 2069283 С1, 20.11.1996.

Адрес для переписки:

443640, г.Самара, ул. Галактионовская, 141, СГТУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Самарский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Рыльцев И.К.,
Луппов А.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Самарский государственный технический университет

(54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЗОРА МЕЖДУ ЗУБЬЯМИ КОЛЕС


(57) Реферат:

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи. Сущность изобретения заключается в следующем. На измерительную позицию устанавливается корпус с комплектом входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом. Причем корпус устанавливается так, что входной вал с шестерней устанавливается под зубчатым колесом с валом. Шестерня под действием веса смещена вниз, а зубчатое колесо фиксируют подпружиненной вилкой, которая отжимает колесо вверх. В этом положении измеряют боковой зазор между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса. Техническим результатом изобретения является увеличение точности измерения зазора между зубьями. 2 ил.


Предлагаемое изобретение относится к области регулирования зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи, например масляные насосы, роторные насосы, компрессоры и другие, а также может относиться к области измерения угловых величин.

Недостатком указанного способа является то, что такое перераспределение зазоров не соответствует реальному зазору при работе зубчатой передачи. Различное распределение зазоров z’ и z” приводит к тому, что измеренный боковой зазор будет меньше реального бокового зазора jп в рабочем сопряжении. Несмотря на малые абсолютные значения зазоров z’ и z”, они соизмеримы со значениями бокового зазора, поэтому точность измерения и последующего регулирования снижается.

Измерение указанным способом радиальных зазоров между зубьями передачи и стенками корпуса приводит к тому, что измеренные значения радиальных зазоров будут больше значений реальных радиальных зазоров r’ и r” в рабочем сопряжении.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что способ измерения зазора между зубьями колес при регулировании во время сборки зубчатых передач включает установку корпуса с комплектом входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом на измерительную позицию, фиксацию зубчатого колеса и измерение бокового зазора между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса. При такой схеме измерения взаиморасположение контактирующих зубьев шестерни и колеса характеризуется тем, что вес шестерни Р’ тянет ее вниз, смещая имеющийся зазор z’ между отверстием шестерни и входным валом вниз, а подпружиненная вилка, отжимая колесо с силой Р” (составляющие Р”1 и Р”2) вверх, выставляет зазор z”R между отверстием колеса и его валом вверх.

Такое перераспределение зазоров полностью соответствует реальному зазору при зубчатой передаче (фиг.2). Одинаковое распределение зазоров z’R, z”R и z’, z” приводит к тому, что измеренный боковой зазор jпR будет равен реальному боковому зазору jп в рабочем сопряжении, тем самым повышается точность измерения и последующего регулирования.

При измерении радиальных зазоров между зубьями передачи и стенками корпуса предлагаемым способом измеренные значения радиальных зазоров r’R и r”R будут равны реальным значениям радиальных зазоров r’ и r” в рабочем сопряжении.

На фигуре 1 изображены контуры корпуса насоса 1 с комплектом входного вала 2, шпонкой 3 и шестерней 4, а также зубчатое колесо 5 с валом 6. Комплект установлен входным валом вниз, поэтому шестерня и соответствующий зазор z’R между входным валом и отверстием под действием силы веса Р’ смещены вниз. Зубчатое колесо фиксируется вилкой 7 установочным движением Dy с помощью фиксирующего устройства 8, в котором пружина 9 действует с силой Rп на плечо вилки фиксатора, сообщая ей качательное движение Dк на некоторый угол и позволяя с силой Р” (составляющие Р”1 и Р”2) сместить зубчатое колесо и соответствующий зазор z”R между валом и отверстием зубчатого колеса вверх. Таким образом, формируются зазор jпR между зубьями колес, равный реальному, а также радиальные зазоры r’R и r”R между зубьями передачи и стенками корпуса, равные реальным.

На фигуре 2 изображен комплект зубчатой передачи масляного насоса в рабочем состоянии, где шестерня 4, получая вращение D’ от входного вала 2 через шпонку 3, своим зубом действует на зуб колеса 5 с силой Р в точке К, составляющая Рх толкает зуб колеса, сообщая вращательное движение D”, а составляющая Pz отжимает колесо вниз, перераспределяя зазор z” между отверстием колеса и его валом 6 вниз, составляющая Rz реакции R на силу Р отжимает шестерню вверх, перераспределяя зазор z’ между отверстием шестерни и входным валом вверх. Таким образом, формируются реальный зазор jп между зубьями колес (боковой зазор), а также реальные радиальные зазоры r’ и r” между зубьями передачи и стенками корпуса. В результате вращения зубчатых колес поток масла М перемещается из впускного отверстия 10 в выпускное отверстие 11.

Реализация предлагаемого способа для измерения зазоров между зубьями колес, между зубьями и стенками корпуса при регулировании во время сборки зубчатых передач повышает точность измерения и последующего регулирования и характеризуется простотой и независимостью от конструкции зубчатых передач и их опор – на измерительной позиции будут правильно перераспределяться все имеющиеся зазоры, а измеренные значения боковых и радиальных зазоров будут всегда соответствовать их реальным значениям при работе.

Формула изобретения


Способ измерения зазора между зубьями колес при регулировании во время сборки зубчатых передач, включающий установку корпуса с комплектом входного вала с шестерней и зубчатого колеса с валом на измерительную позицию, фиксацию зубчатого колеса и измерение бокового зазора между контактирующими зубьями шестерни и колеса по углу возможного поворота входного вала с шестерней при фиксированном положении колеса, отличающийся тем, что при установке на измерительную позицию корпуса комплект входного вала с шестерней устанавливают под зубчатым колесом с валом, при этом шестерня под действием веса смещена вниз, а зубчатое колесо фиксируют с помощью подпружиненной вилки, которая отжимает колесо вверх, тем самым выставляя контактирующие зубья в положение, соответствующее реальному положению зубьев при работе зубчатой передачи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.04.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 21-2004

Извещение опубликовано: 27.07.2004


Categories: BD_2199000-2199999