Патент на изобретение №2199074
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ПРИ СБРОСЕ ГРУЗОВ В НАБЛЮДАЕМУЮ ТОЧКУ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ С МАНЕВРИРУЮЩЕГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(57) Реферат: Изобретение относится к прицельной технике и предназначено для реализации управления пространственным маневром летательного аппарата, в процессе выполнения которого обеспечивается прицельный сброс груза в наблюдаемую точку земной поверхности. Техническим результатом является расширение диапазона условий применения летательных аппаратов (ЛА) при сбросе грузов в назначенную и визуально обнаруженную экипажем точку земной поверхности, повышение быстродействия и точности при грузометании с нешаблонного пространственного маневра. Цель достигается путем внедрения дополнительных технологических операций в процессе прицеливания, а именно прогнозируют фазовые координаты движения маневрирующего ЛА на прогнозируемой траектории его движения в ряде точек, то есть многократно, решают задачу баллистики груза. Прогнозируемые ветровые сносы вычисляют не только с учетом времени падения груза, но и времени прогнозируемого движения ЛА до каждой из указанных точек прогнозируемой траектории. Выражения для каждой из точек прогнозируемого падения груза и всей кривой линии “разрывов” представляют в виде проекции на горизонтальную плоскость картографической системы координат, вводят изображение вычисленной линии “разрывов” в поле зрения летчика (штурмана), управляя летательным аппаратом, заблаговременно накладывают и удерживают кривую линию “разрывов” на наблюдаемой точке земной поверхности и в момент совпадения последней с точкой начала линии “разрывов” производят прицельный сброс груза. 2 ил. Изобретение относится к прицельной технике и предназначено для реализации управления пространственным маневром летательного аппарата, в процессе выполнения которого обеспечивается прицельный сброс груза в наблюдаемую точку земной поверхности. Патентный поиск во Всероссийской патентно-технической библиотеке по классификациям F 41 G 3/00 “Средства прицеливания; средства наведения”, F 41 G 3/24 “Бомбардировочные прицелы”, а также F 41 G 3/02, /06, /08, /16, /22, /24, /26, /32, F 41 G 5/02, /18 вплоть до настоящего времени не позволил найти явных ни аналогов, ни прототипа. Поэтому в качестве прототипа взят способ прицеливания при бомбометании по наземным целям, изложенный в [1]. По прототипу прицельный сброс грузов (бомбометание) осуществляют в режиме горизонтального полета летательного аппарата (ЛА) [1], стр.5-10. На фиг.1 представлена векторная схема существующего способа прицеливания, где U – вектор скорости ветра – скорости перемещения воздушной массы вместе с ЛА и падающим грузом, который на время прицеливания и грузометания принимают горизонтальным и неизменным как по курсу , так и по величине U; ЛА находится в точке O(t), летит горизонтально с воздушной скоростью V1(t) по скоростному курсу K(t) и путевой скоростью W1(t)=V1(t)+U с углом сноса (t). Вычисляют по составляющим в текущей курсовой стабилизированной по вертикали системе координат M(t)XV(t)YgZ(t) (ось Yg с началом M(t) на уровне моря направлена вертикально вверх и проходит через O(t); ось XV(t) лежит в вертикальной “плоскости курса” O(t)O1B1B; ось Z(t) завершает построение этой правой прямоугольной системы координат) значения векторов ветра, воздушной и путевой скоростей. В текущий момент времени t однократно решают задачу баллистики – прогнозирования движения в воздушной среде условно сброшенного в точке O(t) груза, путем интегрирования в текущей курсовой стабилизированной по вертикали системе координат в форсированном масштабе времени дифференциальных уравнений его движенияY( ) =F(C, Y( )), (1)где F(…) – известная в общем случае нелинейная векторная функция; Y( ), Y( ) – фазовые координаты движения груза и их производные;С – баллистические (аэродинамические) характеристики груза, при заданных начальных ![]() где Н – высота полета ЛА, (t) – угол скоростного тангажа ЛА (при (t)=0 – горизонтальный полет, при (t)>0 – угол кабрирования, при (t)<0 – угол пикирования ЛА), V1(t) cos( (t)), V1(t) sin( (t)) – горизонтальная и вертикальная составляющие начальной воздушной скорости условно сбрасываемого груза, “Т” – символ транспонирования, и получаемых конечных условий, где H – высота превышения точек F0(t), F(t), Ц земной поверхности над уровнем моря, значением которой по координате Yg заканчивают интегрирование уравнений баллистики (1) и определяют величины времени Т падения и штилевого относа А=ХV(Т) груза, VГХ(T), VГY(Т) – горизонтальная и вертикальная составляющие вектора скорости груза в момент приземления. Заметим, что линия O(t)C называется линией пути, вертикальная плоскость O(t)CC1O1(t) – плоскостью пути, линия O1(t)C1 – проекцией линии пути на поверхность земли, смещение условной точки падения груза F(t) под действием ветра относительно F0(t) равно U T и называется ветровым сносом, а относительно вертикальной плоскости пути равно величине , которую называют боковым смещением и вычисляют по формуле = (V1 T-A) sin (t). Прямая “линия F(t)Ц, параллельная проекции пути летательного аппарата на земную поверхность O1(t)C1 и отстоящая от нее на расстояние бокового смещения , называется линией разрывов”. По данным навигационной системы о текущих картографических координатах ХЛА КГ(t), Zлa КГ(t) летательного аппарата и с помощью матрицы перехода MКГ КС от текущей курсовой стабилизированной по вертикали системы координат M(t)XV(t)YgZ(t) к картографической (гироинерциальной) системе координат ONYgZКГ![]() осуществляют привязку линии “разрывов” к картографической (гироинерциальной) системе координат: ХЛР кг(t)=ХЛА кг(t)+FX ЛР(t) cos(K(t))-FZ ЛР(t)(sin(K(t)); (2)zлр кг(t)=ZЛА кг(t)+FХ ЛР(t)(sin(K(t))+FZ ЛР(t)(cos(K(t)), (3) где FХ ЛР(t), FZ ЛР(t) – координаты точек линии “разрывов” в текущей курсовой стабилизированной по вертикали системе координат. Вводят изображение вычисляемой прямой линии “разрывов” в поле зрения летчика (штурмана). Далее по прототипу в процессе прицеливания с горизонтального полета управляют ЛА по курсу (“направлению”) и заблаговременно обеспечивают устойчивое относительное движение наблюдаемой точки земной поверхности Ц вдоль непрерывно уточняемой прямой линии “разрывов” F(t)Ц, управляют системой отделения грузов (“прицеливание по дальности”) и в момент совпадения точки Ц с точкой F(t) – началом прямой линии “разрывов” – производят прицельный сброс груза. Способ по прототипу не позволяет, да и не предназначен для прицеливания при сбросе грузов в наблюдаемую точку земной поверхности с пространственно маневрирующего летательного аппарата. Увеличение грузоподъемных, скоростных и маневренных характеристик современных ЛА, с одной стороны, и бурное развитие бортовых цифровых многопроцессорных вычислительных систем, способных с высоким быстродействием – форсированном масштабе времени, и точностью решать последовательно и параллельно целую совокупность задач, с другой стороны, сделали необходимым, актуальным и возможным разработку нового способа прицеливания – прицеливания при сбросе грузов в наблюдаемую точку земной поверхности с маневрирующего летательного аппарата. Указанный выше основной недостаток существующего способа предлагается устранить путем внедрения дополнительных технологических операций в процесс прицеливания, в соответствии с которыми: а) прогнозируют на время tПР, например, методом интегрирования в форсированном масштабе времени системы дифференциальных уравнений пилотируемого пространственного движения ЛА: YЛА( ) = FЛА(CЛА, YЛА( ),QЛА( )), (4)где Fлa(…) – известная в общем случае нелинейная векторная функция; YЛА( ), YЛА( ) – фазовые координаты движения летательного аппарата![]() и их производные; H(t+ ), (t+ ) – изменение высоты и скоростного тангажа ЛА по ходу прогноза; K( ) – приращение курсового угла по ходу прогноза;Cла – аэродинамические характеристики ЛА; Qлa( ) – заданное на время tПР прогноза управление ЛА,фазовые координаты ЛА по составляющим упомянутой выше системы координат M(t)XV(t)YgZ(t), при начальных значениях YЛа(0), равных текущим измеренным фактическим значениям фазовых координат YЛА(t) движения ЛА ![]() б) на прогнозируемой траектории O(t,0)…O(t,j)…O(t,J) движения ЛА (фиг. 2) в ряде точек O(t, j), 0 j J, то есть многократно, решают задачу баллистики груза в их прогнозируемых курсовых системах координат M(t, j)XV(t, j)YgZ(t, j) известным образом (1) и определяют величины времени j падения и координат точек F0(t,j) условного “штилевого” падения грузов на плоскость уровня точки Ц. Координаты точек условного падения грузов F(t,j) определяют с учетом ветрового сноса U (tj ПР+Tj), который вычисляют не только с учетом времени Tj падения груза, условно сброшенного в j-й точке О(t,j) прогнозируемой траектории ЛА, но и времени tj ПР (берется из модели (4)), которое потребовалось бы ЛА, чтобы в реальной действительности выполнить рассматриваемый маневр из точки O(t,0) в точку O(t,j). Множество точек F(t, j), 0 j J, представляет собой кривую линию “разрывов”. Выражения для каждой из точек F(t, j), 1 j J, кривой линии “разрывов”, полученные по составляющим FX(t, j), FZ(t, j) в прогнозируемых курсовых стабилизированных по вертикали системах координат M(t, j)XV(t, j)YgZ(t, j), преобразуют по алгоритму![]() ![]() где ХЛa(t,j), ZЛА(t,j) – прогнозируемые координаты ЛА в базисе M(t)XV(t)YgZ(t); K(t, j) – приращение курсового угла ЛА на интервале j-го прогноза, к виду FX ЛР(t,j), FZ ЛР(t,j) в базисе M(t)XV(t)YgZ(t).
Затем все точки F(t,j), 0 j J, по алгоритму (2), (3) представляют координатами ХЛР КГ(t, j), ZЛР КГ(t, j) в картографической системе координат ONYgZКГ.
Вводят изображение вычисляемой кривой линии “разрывов” в поле зрения летчика (штурмана) и в процессе прицеливания, управляя маневром ЛА, заблаговременно накладывают кривую линию “разрывов” на наблюдаемую точку земной поверхности Ц, продолжая принятый маневр, обеспечивают устойчивое относительное движение точки Ц вдоль кривой линии “разрывов” F(t,0)ЦF(t,J) и в момент совпадения точки Ц с точкой F(t,0) производят прицельный сброс груза.
Перечень графических материаловФиг. 1. Векторная схема прицеливания при бомбометании с горизонтального полета ЛА. Фиг. 2. Векторная схема прицеливания при сбросе грузов в наблюдаемую точку земной поверхности с маневрирующего ЛА. Источник информации 1. Эфрос И. Е. Основы устройства прицелов для бомбометания. Воениздат, Москва, 1947 г., стр.5-11. Формула изобретения
РИСУНКИ
Изменения:
Номер и год публикации бюллетеня: 5-2003
Извещение опубликовано: 10.05.2010 БИ: 13/2010
|
||||||||||||||||||||||||||

, так и по величине U; ЛА находится в точке O(t), летит горизонтально с воздушной скоростью V1(t) по скоростному курсу K(t) и путевой скоростью W1(t)=V1(t)+U с углом сноса
(t). Вычисляют по составляющим в текущей курсовой стабилизированной по вертикали системе координат M(t)XV(t)YgZ(t) (ось Yg с началом M(t) на уровне моря направлена вертикально вверх и проходит через O(t); ось XV(t) лежит в вертикальной “плоскости курса” O(t)O1B1B; ось Z(t) завершает построение этой правой прямоугольной системы координат) значения векторов ветра, воздушной и путевой скоростей. В текущий момент времени t однократно решают задачу баллистики – прогнозирования движения в воздушной среде условно сброшенного в точке O(t) груза, путем интегрирования в текущей курсовой стабилизированной по вертикали системе координат в форсированном масштабе времени дифференциальных уравнений его движения
) =F(C, Y(
(t) – угол скоростного тангажа ЛА (при
cos(
условий, где
КС от текущей курсовой стабилизированной по вертикали системы координат M(t)XV(t)YgZ(t) к картографической (гироинерциальной) системе координат ONYgZКГ

K(
j
