Патент на изобретение №2199040
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ОПОРА КАЧЕНИЯ
(57) Реферат: Опора качения содержит корпус механизма, подшипник качения, вал механизма и гайку. На конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка для установки стопорного кольца. На наружной поверхности гайки образованы выступы. На валу между гайкой и стопорным кольцом установлена пружина, один конец которой взаимодействует с выступом гайки, другой – с продольным пазом вала. Технический результат – повышение точностных характеристик опор качения за счет автоматического устранения люфтов в процессе их эксплуатации и обеспечения восприятия ими осевых нагрузок. 1 ил. Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов. Известны опоры качения механизмов [1], состоящие из корпуса механизма, подшипника качения, вала. Такие конструкции опор имеют осевые и радиальные зазоры, которые в процессе эксплуатации увеличиваются из-за износа деталей, а это ухудшает точностные характеристики механизма в целом. Для устранения зазоров в опорах качения применяют конструкции с предварительным натягом, который осуществляется за счет перемещения колец относительно друг друга. Известна конструкция опор качения, в которых натяг обеспечивается за счет пружин, постоянно действующих на наружное кольцо, перемещая его в отверстии корпуса относительно внутреннего кольца, тем самым выбирая зазоры [1, стр. 435]. Недостатком данной конструкции является то, что она не может воспринимать осевые нагрузки. Известна также опора качения, взятая за прототип, в которой зазор выбирается за счет перемещения колец подшипника с помощью затягивания гайки на валу или в корпусе [1, стр. 434]. Недостатком данного технического решения является то, что натяг создается только в начальный момент, а по мере износа деталей образуется зазор. Для устранения его необходимо периодически разбирать и регулировать опорный узел, что ухудшает эксплуатационные показатели механизма в целом. Задачей предлагаемого изобретения является повышение точностных характеристик опор качения за счет автоматического устранения люфтов в процессе их эксплуатации и обеспечения восприятия ими осевых нагрузок. Для решения поставленной задачи в опоре качения, содержащей корпус механизма, подшипник качения, вал механизма и гайку, на конце вала выполнен продольный паз и кольцевая проточка под стопорное кольцо. На наружной поверхности гайки образованы выступы. На валу между гайкой и стопорным кольцом установлена пружина. Один конец пружины взаимодействует с выступом гайки, другой – с продольным пазом вала. На чертеже схематично показан общий вид опоры качения в разрезе. Опора качения содержит корпус механизма 1, подшипник качения 2, вал механизма 3, гайку 4. На конце вала выполнены продольный паз и кольцевая проточка, в которой установлено стопорное кольцо 5. На наружной поверхности гайки 4 образованы выступы. На валу, между гайкой 4 и стопорным кольцом 5, установлена пружина 6, одним концом взаимодействующая с выступом гайки, другим – с продольным пазом вала. Благодаря постоянному воздействию пружины на гайку обеспечивается постоянный выбор зазора в подшипнике, несмотря на износ деталей в процессе эксплуатации. Наличие на гайке нескольких выступов дает возможность устанавливать необходимое усилие натяга в опоре качения. Данное техническое решение позволяет получить безлюфтовую конструкцию опоры качения, не требующую регулировки в процессе эксплуатации и способную воспринимать наряду с радиальной осевую нагрузку. Источник информации 1. П.И.Орлов. “Основы конструирования”, Справочно-методическое пособие, книга 2, Москва “Машиностроение”, 1988 г., стр. 403…435. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.03.2007
Извещение опубликовано: 20.02.2008 БИ: 05/2008
|
||||||||||||||||||||||||||