Патент на изобретение №2198994
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТУРБОБУР-РЕДУКТОР
(57) Реферат: Изобретение относится к области горного дела, в частности к техническим средствам для бурения нефтяных и газовых скважин, а конкретно к забойным буровым двигателям. Турбобур-редуктор, содержащий три независимые, выполненные с возможностью скрепления между собой секции: нижнюю – шпиндельную, среднюю – редукторную и верхнюю – турбинную, выполнен таким образом, что ведущий и ведомый валы редукторной секции зафиксированы в радиальном и осевом положениях в имеющем фонари фальш-корпусе с помощью роторных элементов радиальных опор и радиально-упорных подшипников, зафиксированных в свою очередь в корпусе редукторной секции двухниппельным переводником, причем ведущий вал имеет гайку-водило, на эксцентричной цапфе которой закреплено внутреннее зубчатое колесо, которое связано с ведомым валом с помощью кулачковой муфты Ольдгейма, а уплотнение вала шпиндельной секции выполнено дроссельным, при этом статорные элементы дроссельного уплотнения вала шпинделя, статорные обоймы пяты и их проставочные кольца зафиксированы в корпусе шпиндельной секции с помощью ниппельной гайки, а на валу шпинделя с помощью гайки-муфты зафиксированы роторные втулки дроссельного уплотнения вала, роторные обоймы пяты и их проставочные кольца, причем хорда профиля лопаток статорных ступеней давления турбины турбинной секции имеет направление левого винта, а хорда профиля лопаток роторных ступеней – направление правого винта. Изобретение обеспечивает повышение эффективности и долговечности использования турбобура-редуктора. 3 з.п. ф-лы, 6 ил. Изобретение относится к техническим средствам, с помощью которых бурятся нефтяные и газовые скважины; в более узком подразделении этих средств – к забойным двигателям – турбобурам, с помощью которых приводятся во вращение шарошечные долота, разрушающие забои стволов бурящихся скважин. Дальним аналогом нашего изобретения является турбобур, изготовлявшийся и использовавшийся в СССР с 1924 по 1934 год согласно патенту 546; автор М.А. Капелюшников; приоритет от 19.02.22 г. Однако все главные узлы этого турбобура: турбина, редуктор, осевая опора – обладали очень низким сроком службы (не превышающим 20 часов), были смонтированы в едином корпусе, что не позволяло вести их обезличенный-специализированный ремонт и замену. Из-за своей низкой эффективности он был снят с производства. Ближайшим аналогом нашего изобретения является “Редукторный турбобур”, выполняемый согласно описанию патента РФ 2.112 856, Бюл. 16 от 10.06.98 г. У этого редукторного турбобура имеются турбинная и шпиндельная секции, снабженные корпусами и валами, и редуктор, располагающийся между турбинной секцией и шпинделем. Входной и выходной валы редуктора связаны между собой планетарной зубчатой передачей Баррета, при этом корпуса турбинной секции, корпус редуктора и корпус шпинделя жестко связаны друг с другом посредством резьб; все элементы редукторной передачи Баррета и опорные элементы шпинделя располагаются в общей маслозаполненной камере. По нашему мнению, главным недостатком такого редукторного турбобура является сама схема, предусматривающая использование планетарной передачи Баррета, размещенной в одной камере с опорными элементами шпинделя. Дело в том, что опоры сателлитов наиболее слабое силовое звено этой схемы, а опорные элементы шпинделя могут работать в несколько раз дольше (но заменяться должны вместе). К тому же одноярусная схема планетарной передачи редуктора Баррета может обеспечить коэффициент редуцирования оборотов не свыше 3,75, в то время как для реализации всех потенциальных возможностей редукторного турбобура этот коэффициент должен укладываться в пределы диапазона значений от 7 до 10. Изобретение позволяет решить все проблемы создания долговечного и относительно недорогого “короткого” редукторного турбобура за счет увеличения передаточного отношения в одной ступени при использовании эксцентичного планетарного редуктора с внутренним зацеплением рабочих колес, доведя его до значений в 8-10, и при этом использовать только 15-40 ступеней давления турбины. При этом на турбине будет реализован относительно небольшой перепад давлений, что позволяет увеличить эффективность работы гидромониторных шарошечных долот. Сущность изобретения заключается в создании турбобура-редуктора, включающего в себя три независимые, скрепляемые друг с другом посредством корпусных резьб (непосредственно на роторном столе буровой установки) секции: нижнюю – шпиндельную, в корпусе которой установлены статорные элементы уплотнения вала шпинделя, статорные обоймы шаровой пяты и их проставочные кольца; на валу шпиндельной секции с помощью гайки-муфты зафиксированы роторные элементы уплотнения и роторные элементы-обоймы шаровой пяты и их проставочные кольца. Следующая – средняя – редукторная секция, в корпусе которой с помощью двухниппельного переводника эафиксирован фальш-корпус, в котором с возможностью взаимного вращения установлены два вала – ведущий и ведомый. На ведущем валу на эксцентричной цапфе с возможностью вращения относительно нее закреплено внутреннее зубчатое колесо, находящееся в одностороннем зацеплении с большим зубчатым колесом, неподвижно зафиксированным в фальш-корпусе. Внутреннее зубчатое колесо на своем конце имеет кулачковую муфту Ольдгейма, которая передает вращение с внутреннего зубчатого колеса на ведомый вал, также снабженный кулачковой муфтой. Следующая – верхняя – турбинная секция в своем корпусе имеет неподвижно зафиксированные с помощью двухниппельного переводника статорные ступени давления турбины, статорные элементы радиальных опор, статорные обоймы пяты и их проставочные кольца, а на валу турбинной секции с помощью гайки неподвижно зафиксированы роторные элементы радиальных опор, роторные ступени давления турбины, роторные обоймы осевой пяты и их проставочные кольца. При этом хорда профиля лопаток статорных ступеней давления турбины имеет направление левого винта, а хорда профиля лопаток роторных ступеней давления турбины имеет направление правого винта. Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 приведена общая компоновка верхней – турбинной секции. На фиг.2 – конструкция статорной ступени давления турбины. На фиг. 3 – конструкция роторной ступени давления турбины. На фиг.4 – общая компоновка верхней половины средней – редукторной секции. На фиг. 5 – общая компоновка нижней половины средней – редукторной секции. На фиг.6 – общая компоновка шпинделя – нижней опорной секции. Турбобур-редуктор состоит из трех независимых элементов секций, соединяемых посредством корпусных резьб в единый механизм-агрегат, способный вращать долото, непосредственно на роторном столе буровой установки. Конструкция и специфика изготовления деталей и узлов каждой секции предусматривают их производство на различных заводах: общими элементами всех трех секций могут являться их корпуса; упорно-регулировочные и проставочные втулки; ниппельные переводники; радиальные опоры. Корпус 1 верхней – турбинной секции своим верхним – резьбовым концом присоединяется к нижней трубе бурильной колонны (на фиг.1 не показана). В корпусе 1 с помощью двухниппельного соединительного переводника 2 сжаты с большим осевым усилием и неподвижно зафиксированы: упорно-регулировочная втулка 3; упорно-регулировочное кольцо 4; статорные элементы 5 двух-пяти радиальных опор; “фонари” 6 осевой пяты; от одной до двенадцати статорных обойм 7 осевой пяты; проставочные кольца 8 обойм 7; статорные ступени давления 9 турбины. Фонари 6 имеют отверстия 10, гидравлически сообщающие объем пространства внутри корпуса 1, в котором размещаются статорные ступени давления 9 турбины, с пространством, располагающимся между внутренней поверхностью корпуса 1 и наружной поверхностью фонарей 6, а также с пространством, располагающимся вне и за статорными обоймами 7 и их проставочными кольцами 8. На валу 11 верхней турбинной секции с помощью гайки 12 сжаты и неподвижно зафиксированы роторные элементы втулки 13 двух-пяти радиальных опор; от двух до тринадцати роторных обойм 14 осевой пяты и их проставочные кольца 15; упор 16 вала 11 и роторные ступени давления 17 турбины. На валу 11 с помощью резьбы закреплена шлицевая (квадратная или шестигранная) муфта 18. Статорные ступени давления 9 турбины имеют лопатки 19, хорда 20 профиля которых образует с плоскостью, перпендикулярной оси ступени, острый угол ![]() ![]() Три секции турбобура-редуктора: верхняя – турбинная, средняя – редукторная, нижняя – шпиндель, каждая из которых, как правило, имеет длину примерно 3,5 м, одновременно или отдельно друг от друга доставляются бортовой машиной на буровую. Сборка турбобура в единый агрегат начинается на роторном столе буровой установки. К валу 59 шпинделя, удерживаемого над роторным столом с помощью талей и транспортного корпусного переводника, крепится долото. После этого шпиндель частично опускается под ротор и верхняя часть его корпуса 56 закрепляется в клиновом захвате роторного стола. Транспортный переводник открепляется от корпуса 56 шпинделя и закрепляется на корпусе 23 лежащей на мостках буровой средней – редукторной секции. Элеватор талей буровой заводится на “шею” транспортного переводника, редукторная секция поднимается над роторным столом и крепится своим двухниппельным переводником 2 к корпусу 56 шпинделя. При этом происходит скользящее смыкание муфт 52 редукторной секции и гайки-муфты 62 шпинделя. Перед закреплением редукторной секции на корпусе 56 шпинделя следует (если это не было сделано в турбинном цеху или, если это было сделано более чем 10 дней тому назад) через клапан 55 муфты 52 закачать во внутренние системы редукторной секции и в подпоршневую полость лубрикатора 38 масло цилиндровое 38 или 52. Вышеописанным способом к корпусу 23 редукторной секции крепится ниппельный переводник 2 корпуса 1 верхней турбинной секции. При этом происходит скользящее смыкание муфт 18 и 40. На корпусе 1 закрепляется первая (нижняя) труба, или свеча бурильной колонны, и начинается спуск всей компоновки бурильного инструмента в ствол скважины. При спуске инструмента бурильная колонна через гидромониторные сопла долота, внутреннюю полость вала 59 шпинделя, через окна 66 гайки-муфты 62, через окна 10 фонарей 24 редукторной секции, через кольцевой пространство между внутренней поверхностью корпуса 23 и наружной поверхностью фальш-корпуса 33, через отверстия 10 фонарей 6 турбинной секции, через роторные ступени давления 17 турбины и ее статорные ступени давления 9 заполняется буровым раствором. Раствор, проникая через скользящие сочленения муфт 18 и 40 и далее через сверление 41, попадает в надпоршневую полость лубрикатора 38. При этом поршень 39 выравнивает давления в надпоршневой и подпоршневой (масляной) полости лубрикатора 38, то есть во всех внутренних маслозаполненных системах редукторной секции. После доведения инструмента до положения “8 – 10 метров над старым забоем” спуск инструмента прекращают; наворачивают на последнюю – верхнюю трубу ведущий квадрат; включают насосы и турбобур-редуктор, трансформируя в турбине энергию потока бурового раствора в механические параметры мощности: частоту вращения и вращающий момент, реализуемый на долоте, начинает работать. При этом роторные ступени давления турбины турбобура вращают вал 11 верхней турбинной секции влево (направление левого винта). Планетарная зубчатая передача (большое (статорное) зубчатое колесо 27 и внутреннее (роторное) зубчатое колесо 49 редукторной секции) преобразует вращение ведущего вала 35 в “правильное” – правое вращение ведомого вала 36 и связанного с ним вала 59 шпинделя с закрепленным на его нижнем конце долотом. Благодаря муфте Ольдгейма, передающей вращающий момент с зубчатого колеса 49 на ведомый вал 36, удается снизить частоту вращения ведомого вала 36 с соответствующим наращиванием вращающего момента в 8-10 раз. Сам процесс бурения забоя скважины отличается по своей технологической специфике от того, что имеет место при использовании героторных винтовых двигателей только тем, что осуществляется при существенно более низких перепадах давлений на рабочих органах и обеспечивает более высокие показатели работы долот. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||