Патент на изобретение №2198952
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЖАРОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов. Предлагается жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, содержащий мас.%: медь 5,5-6,5, магний 0,2-0,4, марганец 0,4-0,8, титан 0,03-0,15, цирконий 0,05-0,20, ванадий 0,05-0,15, молибден 0,01-0,15, кремний 0,05-0,25, серебро 0,4-0,8, германий 0,05-0,20, никель 0,01-0,50, железо 0,01-0,50, алюминий – остальное, при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. Техническим результатом изобретения является повышение прочностных характеристик полуфабрикатов и деталей в термически обработанном состоянии при комнатной и повышенной температурах и, как следствие, повышение срока службы летательных аппаратов. 2 табл. Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов. Известен жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия марки Д21 системы алюминий – медь – магний, предназначенный для использования в греющихся деталях летательных аппаратов и содержащий, мас.%: медь – 6,0-7,0, магний – 0,25-0,45, марганец – 0,4-0,8, титан – 0,1-0,2, алюминий – остальное (ОСТ 1 90048). Сплав рекомендовано использовать для основных нагруженных деталей летательного аппарата, подвергающихся эксплуатационному нагреву до температуры 175oС. Недостатком этого сплава является низкая длительная прочность и невысокие характеристики трещиностойкости, что не позволяет использовать полуфабрикаты из этого сплава для изготовления высоконагруженных конструкционных деталей, подвергаемых знакопеременным нагрузкам, в которых высокая вероятность появления усталостных трещин может привести к разрушению. Известен жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, предназначенный для изготовления греющихся деталей летательных аппаратов и содержащий, мас.%: медь – 5,5-6,5, магний – 0,2-0,35, марганец – 0,4-0,8, титан – 0,05-0,1, цирконий – 0,06-0,2, ванадий – 0,05-0,15, молибден – 0,02-0,08, кремний – 0,12-0,25, алюминий – остальное, молибден:ванадий = 1:2, (патент РФ 2048577, МКИ 6 С 22 С 21/16, 1995 г.), прототип. Сплав характеризует средний уровень прочностных характеристик при комнатной и повышенных температурах до 175-200oС. Недостатком этого сплава является невысокий уровень прочностных характеристик при комнатной и повышенных температурах, что ограничивает область применения этого сплава и позволяет изготовлять из него только детали с ограниченным уровнем эксплуатационных характеристик. Предлагается жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%: медь – 5,5-6,5, магний – 0,2-0,4, марганец – 0,4-0,8, титан – 0,03-0,15, цирконий – 0,05-0,20, ванадий – 0,05-0,15, молибден – 0,01-0,15, кремний – 0,05-0,25, серебро – 0,4-0,8, германий – 0,05-0,20 никель – 0,01-0,50, железо – 0,01-0,50, алюминий – остальное, при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. Предложенный сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит, мас.%: серебро – 0,4-0,8, германий – 0,05-0,20, никель – 0,01-0,50, железо – 0,01-0,50, при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. Технический результат – повышение прочностных характеристик полуфабрикатов и деталей в термически обработанном состоянии при комнатной и повышенных температурах и, как следствие, повышение срока службы летательных аппаратов. Предлагаемый сплав обеспечивает получение нерекристаллизованной структуры прессованных полуфабрикатов с регламентированным количеством избыточных фаз, высокой плотностью дисперсоида из мелких включений алюминидов переходных металлов и с повышенной дисперсностью упрочняющих зон (метастабильных частиц) на основе фазы С и Аl2. Эта структура полуфабриката гарантирует получение высокого уровня прочностных свойств при комнатной и повышенных температурах, повышенной длительной прочности и позволяет повысить срок службы летательных аппаратов. Пример осуществления. Приготовили в электрической печи две плавки массой по 70 кг из сплавов приведенного в табл. 1 состава, из которых отлили слитки диаметром 134 мм. Слитки сплава-прототипа и предлагаемого сплава после гомогенизации и механической обработки прессовали при температуре слитка 450oС на полосу сечением 10 ![]() ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
Медь – 5,5-6,5 Магний – 0,2-0,4 Марганец – 0,4-0,8 Титан – 0,03-0,15 Цирконий – 0,05-0,20 Ванадий – 0,05-0,15 Молибден – 0,01 -0,15 Кремний – 0,05-0,25 Серебро – 0,4-0,8 Германий – 0,05-0,20 Никель – 0,01-0,50 Железо – 0,01-0,50 Алюминий – Остальное при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||