Патент на изобретение №2198819

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2198819 (13) C2
(51) МПК 7
B63H1/28
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000104250/28, 23.02.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.02.2000

(43) Дата публикации заявки: 27.12.2001

(45) Опубликовано: 20.02.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
GB 2111007 А, 29.06.1983. RU 2098316 C1, 10.12.1997. DE 3037369 А, 11.03.1982. US 1535511 А, 28.04.1925.

Адрес для переписки:

115407, Москва, ул. Судостроительная, 46, МГАВТ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Московская государственная академия водного транспорта

(72) Автор(ы):

Бибиков Ю.Г.,
Евстигнеев П.Л.

(73) Патентообладатель(и):

Московская государственная академия водного транспорта

(54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС


(57) Реферат:

Изобретение относится к судостроению и касается создания судового движительного комплекса с насадкой на лопастях контрпропеллера. Судовой движительный комплекс содержит гребной винт. За гребным винтом расположен контрпропеллер с несколькими лопастями. На окончаниях вышеупомянутых лопастей установлена направляющая насадка аэродинамического профиля. Внутренний диаметр насадки меньше диаметра гребного винта. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении кпд гребного винта судового движительного комплекса. 2 ил.


Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, повышающим кпд гребных винтов (ГВ).

Известны рули с аэродинамическим профилем, установленные за ГВ. Они частично раскручивают поток за ГВ, создавая на руле подъемную силу, одна из проекций которой направлена в сторону упора, создаваемого ГВ [1]. Имея основное назначение – образование поворачивающей силы, рули с симметричным аэродинамическим профилем недостаточно эффективно используют кинематическую энергию закрученного за ГВ потока.

В том же источнике [1] помещена схема установки контрпропеллера, установленного за ГВ, имеющего несколько лопастей с аэродинамическим сечением. Увеличение количества лопастей увеличивает эффективность использования энергии струи, однако не в полной мере использует особенности потока, вызванного работой ГВ.

Известен патент Англии [2], принятый за прототип – судовой движительный комплекс, содержащий ГВ и расположенный за ним на обтекателе контрпропеллер, длина каждой лопасти которого меньше длины лопасти ГВ.

Устройство контрпропеллера прототипа обладает недостатками: на лопастях существуют концевые потери, не в полной мере используется свойство сжатия потока.

С целью повышения эффективности контрпропеллера предлагается его устройство дополнить направляющей насадкой, установленной на окончаниях лопастей, имеющей по наружной поверхности сечение усеченного конуса, а по внутренней – аэродинамический профиль. При этом внутренний диаметр насадки меньше диаметра ГВ. Устройство поясняется чертежом (фиг.1), на котором помещена схема расположения движительного комплекса: корпус судна 1, гребной винт 2, контрпропеллер 3 с лопастями аэродинамического профиля 4, насадкой 5, пером руля 6, кронштейн крепления контрпропеллера к корпусу 7. Крепления лопастей 4 к насадке 5, насадки 5 к кронштейну 7 и кронштейна 7 к корпусу 1 жесткие.

Устройство работает следующим образом. При вращении ГВ образуется закрученный и сжатый поток. При обтекании закрученным потоком лопастей контрпропеллера, имеющих профиль, образуется подъемная сила Q, одна из составляющих которой создает дополнительный упор Ркх (фиг.2).

То же происходит и при обтекании насадки за счет потока, обусловленного сжатием (фиг.2) Рнх.
Источники информации
1. “Ходкость и управляемость судов” под редакцией В.Г.Павленко, Транспорт, 1991.

2. Патент Англии 2111007, кл. В 63 Н 5/06, 1983.

Формула изобретения


Судовой движительный комплекс, содержащий гребной винт и расположенный за ним контрпропеллер с несколькими лопастями, отличающийся тем, что на окончаниях вышеупомянутых лопастей установлена направляющая насадка аэродинамического профиля, при этом внутренний диаметр насадки меньше диаметра гребного винта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.02.2005

Извещение опубликовано: 10.03.2006 БИ: 07/2006


Categories: BD_2198000-2198999