Патент на изобретение №2198460

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2198460 (13) C1
(51) МПК 7
H02K33/18, H02K33/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001123765/09, 27.08.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.08.2001

(45) Опубликовано: 10.02.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1092673 А, 15.05.1984. SU 1377975 А, 29.02.1988. SU 408427 А, 10.12.1973. SU 450292 А, 05.11.1974. RU 2046520 C1, 20.10.1995. RU 2044389 C1, 20.09.1995. GB 2115619 А, 19.06.1984. FR 2158499 А, 12.12.1972.

Адрес для переписки:

432027, г.Ульяновск, ул.Северный Венец, 32, Ульяновский государственный технический университет, проректору по НИР

(71) Заявитель(и):

Ульяновский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Белый Д.М.

(73) Патентообладатель(и):

Ульяновский государственный технический университет

(54) ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматического регулирования, контроля и управления с неограниченным углом поворота рабочего органа. Технический результат – расширение функциональных возможностей и увеличение мощности на выходном валу устройства. Сущность изобретения состоит в том, что электромагнитный двигатель содержит два установленных в корпусах электромагнита с цилиндрическими катушками, закрепленные на круглой подвижной пластине скрученные элементы и контактирующий с подвижной пластиной рабочий орган в виде также круглой пластины, установленной в опорах вращения. На обращенных друг к другу торцах электромагнитов установлены амортизационные пружины из магнитной резины, скрученные элементы выполнены в виде двух отрезков троса, закрученных в противоположные стороны и закрепленных одними концами в центре подвижной пластины на разных ее сторонах, а другими концами – на соответствующей амортизационной пружине. Обе пластины выполнены из ферромагнитного материала, установлены в промежутке между торцами электромагнитов и параллельно им, а подвижная пластина размещена концентрично с зазором в осевом отверстии пластины рабочего органа. 2 ил.


Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в устройствах с неограниченным углом поворота рабочего органа, в частности в устройствах автоматического регулирования, контроля и управления.

Известны электромагнитные устройства вращения, содержащие электромагниты и механизм преобразования колебательного движения якоря во вращательное движение выходного вала /см. а.с. СССР 450292, кл. Н 02 K 33/04, 1974 [1]; а.с. СССР 408427, кл. H 02 K 33/02, 1973 [2]/.

Недостатками данных устройств являются сравнительная сложность конструкции, и главное – ограниченный диапазон и малая скорость вращательного движения на выходе.

Известен также электромагнитный двигатель, содержащий цилиндрические ферромагнитные якорь и статор с винтовыми системами зубцов одного шага с левой и правой нарезкой /см. а.с. СССР 1377975, кл. Н 02 К 33/18, 1984 [3]/.

Недостатками данного двигателя являются значительная сложность конструкции, а также ограниченность поворотного движения якоря.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является электродинамический элемент, содержащий подвижную часть в виде двух гибких изолированных скрученных проводников, одни концы которых размещены на неподвижном основании, а другие соединены между собой и размещены на круглой подвижной пластине, контактирующей с рабочим органом в виде также круглой пластины, установленной в опорах вращения /см. а.с. СССР 1092673, кл. H 02 K 33/00, 1984 [4], принятый за прототип.

Недостатками устройства – прототипа являются ограниченные функциональные возможности вследствие обеспечения предельного поворота выходного звена только на заданный, причем, очень малый угол, а также предельно малый вращающий момент на выходном валу, и, соответственно, нестабильность поворота, малая скорость вращения и т.д.

Сущность изобретения заключается в создании электромеханического двигателя вращения, обеспечивающего непрерывное однонаправленное вращение выходного вала за счет преобразования импульсной энергии электромагнитного поля при управляющих воздействиях той же природы и того же источника в однонаправленный вращающий момент на выходном валу.

Технический результат – расширение функциональных возможностей устройства и увеличение мощности на выходном валу.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном электромагнитном двигателе, включающем два установленных в корпусах электромагнита с цилиндрическими катушками, закрепленные на круглой подвижной пластине скрученные элементы, и контактирующий с подвижной пластиной рабочий орган в виде также круглой пластины, установленной в опорах вращения, особенность заключается в том, что на обращенных друг к другу торцах электромагнитов установлены амортизационные пружины из магнитной резины, скрученные элементы выполнены в виде двух отрезков троса, закрученных в противоположные стороны и закрепленных одними концами в центре подвижной пластины на разных ее сторонах, а другими – на соответствующей амортизационной пружине, обе пластины выполнены из ферромагнитного материала и установлены в промежутке между торцами электромагнитов, параллельно последним, при этом подвижная пластина размещена концентрично с зазором в осевом отверстии пластины рабочего органа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен предлагаемый электромагнитный двигатель, общий вид с поперечным разрезом; на фиг.2 – вид А на фиг.1.

Электромагнитный двигатель содержит два установленных в корпусах 1 электромагнита с цилиндрическими катушками 2, закрепленные на круглой подвижной пластине 3 скрученные элементы 4, 5 и контактирующий с подвижной пластиной 3 рабочий орган 6 в виде также круглой пластины, установленной в опоре вращения, выполненной в виде подшипника качения, внутренняя подвижная обойма 7 которого закреплена по контуру рабочего органа 6, а наружная неподвижная обойма 8 установлена на неподвижном основании /основание не показано/. При этом на обращенных друг к другу торцах электромагнитов 1, 2 установлены /зажаты/ между резьбовыми кольцами 9, 10 амортизационные пружины 11 из магнитной резины, скрученные элементы 4, 5 выполнены в виде двух отрезков троса, закрученных в противоположные стороны и закрепленных /припаенных/ одними концами в центре подвижной пластины 3 на разных ее сторонах, а другими концами – на соответствующей близрасположенной амортизационной пружине 11 с помощью металлических крепежных пластинок 12. Обе круглые пластины 3 и 6 выполнены из ферромагнитного материала и установлены в промежутке между торцами электромагнитов 1, 2, параллельно последним, при этом подвижная пластина 3 размещена концентрично с зазором 13 в осевом отверстии пластины 6 рабочего органа 6.

Работа электромагнитного двигателя осуществляется следующим образом.

В начальный момент времени при обесточенных катушках 2 электромагнита подвижная пластина 3 на скрученных в противоположные стороны элементах 4, 5 и амортизационных пружинах 11 находится в равновесном состоянии неподвижно и концентрично рабочему органу 6 при постоянстве радиального зазора 13 в любом месте. При включении электромагнитов, то есть при подаче в катушки 2 импульсов тока, происходит втягивание амортизационных пружин 11 из магнитной резины внутрь электромагнитов. В результате такого втягивания происходит линейное растяжение закрепленных на пружинах 11 внешних концов скрученных отрезков троса 4, 5, преобразующееся в поворот подвижной пластины 3. Как известно, даже минимальное линейное смещение концов скрученных в противоположных направлениях отрезков 4, 5 вызывает поворот пластины 3 на значительное число оборотов /данный эффект известен: например, палка зажимается в центре скрученной в разные стороны веревки, и растяжение концов скрученной веревки приводит к интенсивному вращению палки/. Одновременно с этим при включении электромагнитов 1, 2 за счет полей выпучивания в промежутке между электромагнитами /с этих сторон корпуса электромагнитов не замкнуты/ подвижная пластина 3 и пластина 6 рабочего органа намагничиваются, и пластина 3 в каком-либо месте по своей периферии/ в данном случае это место не имеет значения/ выбирает радиальный зазор 13 и притягивается к пластине 6. Поэтому, вращение пластины 3 будет происходить совместно с пластиной 6 рабочего органа, закрепленной во внутреннем кольце 7 подшипника качения. При выключении катушек 2 амортизационные пружины 11 опять смещаются в исходное состояние внутрь электромагнита, внешние концы скрученных элементов 4, 5 теперь линейно смещаются в обратных направлениях, то есть сжимаются, и пластина 3 раскручивается в обратную сторону. Однако при выключенных электромагнитах связь /магнитная/ между пластинами 3 и 6 устраняется, опять пластина 3 занимает концентричное положение в осевом отверстии пластины 6 с равномерным радиальным зазором 13. Поэтому, в данный полупериод работы двигателя пластина 6 рабочего органа не вращается в обратном направлении, а наоборот продолжает за счет сил инерции вращаться в том же направлении, что и в первый полупериод. Очевидно, что такое периодическое включение-выключение электромагнитов 1, 2 приводит к интенсивному однонаправленному вращению рабочего органа 6 в подшипнике качения 7, 8, причем вращение характеризуется значительной скоростью и неограниченным углом поворота. При достаточной мощности электромагнитов и соответствующих жесткостных характеристиках амортизационных пружин и скрученных элементов вращающий момент и мощность на выходном валу предлагаемого электромагнитного двигателя могут достигать больших значений. Устройство сравнительно просто по конструкции, практически не критично к разбросу электромеханических параметров отдельных элементов, не предъявляет никаких особых требований к сборке и регулировке. Устройство отличается широкими функциональными возможностями и позволяет получать неограниченные углы поворота на выходе при сравнительно больших скоростях вращения.

Формула изобретения


Электромагнитный двигатель, содержащий два установленных в корпусах электромагнита с цилиндрическими катушками, закрепленные на круглой подвижной пластине скрученные элементы и контактирующий с подвижной пластиной рабочий орган в виде также круглой пластины, установленной в опорах вращения, отличающийся тем, что на обращенных друг к другу торцах электромагнитов установлены амортизационные пружины из магнитной резины, скрученные элементы выполнены в виде двух отрезков троса, закрученных в противоположные стороны и закрепленных одними концами в центре подвижной пластины на разных ее сторонах, а другими концами – на соответствующей амортизационной пружине, обе пластины выполнены из ферромагнитного материала и установлены в промежутке между торцами электромагнитов, параллельно последним, при этом подвижная пластина размещена концентрично с зазором в осевом отверстии пластины рабочего органа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.08.2003

Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004


Categories: BD_2198000-2198999