Патент на изобретение №2198326

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2198326 (13) C2
(51) МПК 7
F16B5/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000116881/28, 26.06.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.06.2000

(43) Дата публикации заявки: 10.05.2002

(45) Опубликовано: 10.02.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1295051 A1, 07.03.1987. SU 5053056 А, 15.02.1976. SU 1781473 A1, 15.12.1992. SU 1389692 A3, 15.04.1988. DE 4033650 А1, 16.05.1991. ЕР 0182013 А2, 28.05.1986. ЕР 0692641 А2, 17.01.1996. RU 2006690 С1, 30.01.1994. SU 238289 А, 20.02.1969. SU 621904 А, 30.08.1978. SU 1183728 А, 07.10.1985. US 3803793 А, 16.04.1974. FR 2644529 A1, 21.09.1990. FR 2671147 A1, 03.07.1992. DE 3842351 A1, 28.06.1990. WO 86/00118 A1, 03.01.1986. RU 2063522 С1, 10.07.1996.

Адрес для переписки:

622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Восточное ш., 28, ГУП ПО “Уралвагонзавод”, руководителю патентной службы Н.А.Белову

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения,
Государственное унитарное предприятие Производственное объединение “Уралвагонзавод” им.Ф.Э.Дзержинского

(72) Автор(ы):

Белов Н.А.,
Давыденков Н.С.,
Кайсаров В.П.,
Малых Н.А.,
Морозова З.М.,
Сапожков С.С.,
Яблонских В.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения,
Государственное унитарное предприятие Производственное объединение “Уралвагонзавод” им.Ф.Э.Дзержинского

(54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ФЛАНЦА К КОРПУСУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства. Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства включает корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы, состоящие из болта с коническим подголовком и шайбы, контактирующей с головкой болта по поверхности с ответным конусом. На поверхности шайбы, контактирующей с фланцем, выполнены несквозные радиальные пазы переменной глубины с острыми кромками, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы. В результате повышается надежность крепления фланца к корпусу транспортного средства. 4 ил.


Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства.

Известны узлы крепления фланца детали ходовой части к корпусу транспортного средства, в которых применяют болты, шпильки с гайками и шайбы для стопорения.

Известны также узлы крепления нагруженных деталей фланца ходовой части к корпусу транспортного средства, в которых для их крепления используют коническую пружинную шайбу с радиальными прорезями (см. Орлов П.И. Основы конструирования. Кн. 3. – М.: Машиностроение, 1997, с. 300, рис. 59а).

Однако узлы с таким креплением фланца к корпусу транспортных средств крайне ненадежны, так как величина осевого усилия затяжки ограничена из-за малой жесткости лепестковых частей, когда плоскости соединяемых деталей закаленные и действует только упругое стопорение, то не исключен поворот шайбы по привалочной поверхности.

Известен узел крепления фланца к корпусу транспортного средства, включающий корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы состоящие из болтов (см. RU 2063522 С1, 10.07.96, F 01 L 1/34 – прототип).

Однако известный узел также ненадежен в эксплуатации.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности крепления фланца к корпусу транспортного средства. Для достижения этого технического результата в узле крепления фланца к корпусу транспортного средства, включающем корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы, состоящие из болта с коническим подголовком и шайбы, контактирующей с головкой болта по поверхности с ответным конусом, на поверхности шайбы, контактирующей с фланцем, выполнены несквозные радиальные пазы переменной глубины с острыми кромками, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид узла; на фиг.2 – разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 – вид Б на фиг.2; на фиг. 4 – сечение В-В на фиг.2.

Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства содержит: корпус 1 с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки 2 с расположенными по окружности резьбовыми отверстиями 3, термообработанный фланец 4 с посадочной центрирующей поверхностью 5 и с отверстиями 6 под крепежные элементы, состоящие из болта 7 с коническим подголовком, шайбы 8 с ответным конусом. На контактирующей поверхности 9 шайбы 8 выполнены несквозные радиальные пазы 10 переменной глубины с острыми кромками 11, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы 8.

При сборке узла фланца с корпусом транспортного средства болт 7 затягивается с большим осевым усилием до появления упругих деформаций в участке упругости, а шайба 8 при этом деформируется в районе отверстия 6. За счет того что шайба в поперечном сечении имеет клиновидную форму, а глубина пазов в этом сечении имеет наибольшую величину, то и деформация ее в этой зоне также имеет наибольшую величину, а диаметр шайбы 8 меньше диаметра отверстия 6 во фланце 4 и контакт шайбы происходит по линии, где возникают высокие удельные давления, острые кромки 11 вдавливаются в кромку поверхности привалочного фланца 4, твердость которого ниже, чем шайбы, тем самым обеспечивается большой стопорящий эффект замыкания шайбы 8 на корпус 1.

Предлагаемый узел крепления фланца к корпусу транспортного средства надежен в эксплуатации, так как предотвращает ослабление затяжек и раскрытие стыка сопрягаемых деталей и узлов. При действии знакопеременных циклических нагрузок, а также ударных, когда коэффициент трения резко уменьшается, надежность стопорения обеспечивается за счет пружинного эффекта упруго деформированного стержня болта и постоянного контакта болта и шайбы по конусной поверхности.

По заявленному техническому решению разработана техническая документация, проведены испытания изделий, подтвердившие высокую надежность ответственного узла крепления фланца корпусом транспортного средства.

Формула изобретения


Узел крепления фланца к корпусу транспортного средства, включающий корпус с посадочной поверхностью в виде цилиндрической расточки с резьбовыми отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с центром цилиндрической расточки, фланец с отверстиями и ответной посадочной центрирующей поверхностью, крепежные элементы, состоящие из болта с коническим подголовком и шайбы, контактирующей с головкой болта по поверхности с ответным конусом, отличающийся тем, что на поверхности шайбы, контактирующей с фланцем, выполнены несквозные радиальные пазы переменной глубины с острыми кромками, при этом наибольшая глубина пазов сосредоточена в центральной части шайбы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.06.2007

Извещение опубликовано: 20.02.2009 БИ: 05/2009


Categories: BD_2198000-2198999