Патент на изобретение №2197668

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2197668 (13) C2
(51) МПК 7
F16L1/028
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001103710/06, 12.02.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.02.2001

(45) Опубликовано: 27.01.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1687993 А, 30.10.1991. SU 1477841 А, 15.05.1987. SU 932087 А, 30.05.1982. ЭИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. Способ ремонта антикоррозионного покрытия наружной поверхности действующего магистрального трубопрвода, ВНИИСПТНЕФТЬ, вып. №119. – М.: Патент, 1978. SU 534612 A, 29.12.1976.

Адрес для переписки:

450062, г.Уфа-62, ул. Космонавтов, 1, Уфимский государственный нефтяной технический университет

(71) Заявитель(и):

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(72) Автор(ы):

Мустафин Ф.М.,
Спектор Ю.И.,
Рафиков С.К.,
Ахияров Р.Ж.,
Квятковский О.П.,
Колтунов Г.И.

(73) Патентообладатель(и):

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(54) СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте подземных металлических трубопроводов. Нанесение органического вяжущего проводят путем инъектирования его в грунт в места повреждения антикоррозионного изоляционного покрытия трубопровода. Вяжущее инъектируют в грунт, окружающий место повреждения изоляции, и через трещины старой изоляции оно проникает к поверхности металла, заполняет места повреждения основного изоляционного покрытия и образует новое изоляционное покрытие. Упрощает процесс ремонта изоляционного покрытия трубопровода. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.


Изобретение относится к области обслуживания и ремонта антикоррозионных изоляционных покрытий подземных металлических сооружений (в частности трубопроводов).

Известен способ выборочного ремонта антикоррозионных изоляционных покрытий подземных трубопроводов без извлечения трубопровода и изменения его положения. Данный способ заключается в полной замене антикоррозионной изоляции, основная часть которой потеряла защитные свойства и еще не началось разрушение стенки труб от коррозии, и включает следующие основные работы:
вскрытие трубопровода ниже нижней образующей;
очистка наружной поверхности трубы от старой изоляции;
осмотр состояния наружной поверхности;
нанесение новой изоляции и укладка трубопровода в траншею с последующей засыпкой.

Недостатком известного способа является применение значительной доли ручного труда, а вследствие этого невозможность проведения больших объемов ремонтных работ и использование дорогостоящих изоляционных материалов при нанесении нового изоляционного покрытия.

[Алиев Р.А., Березина И.В., Телегин Л.Г., Яковлев Е.И. Сооружение и ремонт газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз. – М.:Недра, 1987. – 271 с., Альшанов А.П., Велиюллин И.И., Гуссак В.Д. Современные способы организации и проведения ремонтных работ на магистральных газопроводах / М.: ВНИИЭГазпром, 1987. – 40 с., Ращепкин К.Е., Овчинников И.С., Суетинова Т.Д., Белозерова З. Л. Обслуживание и ремонт линейной части магистральных нефте- и продуктопроводов. -М.: Недра, 1969.-358 с.].

Известен способ механизированного ремонта изоляционного покрытия подземного трубопровода путем замены изоляции на всем протяжении участка трубопровода. При этом выполняются следующие работы: грунт засыпки разрабатывается и удаляется в отвал одноковшовым или роторным вскрышным экскаватором. Трубопровод поднимается трубоукладчиками, старая изоляция очищается специальной ремонтно-очистной машиной, трубопровод укладывается на бровку траншеи. Далее производятся осмотр, окончательная очистка, нанесение нового изоляционного покрытия с помощью изоляционной машины, укладка заизолированного трубопровода на дно траншеи и его засыпка с помощью бульдозера или траншеезасыпателя.

Недостатками известного способа являются большой объем земляных работ, большая трудоемкость работ по двойной очистке трубопровода от старой изоляции и по нанесению нового изоляционного покрытия, возможность удаления изоляции, находящийся в удовлетворительном состоянии, которая могла бы прослужить продолжительное время, применение большого количества разнообразной по мощности и по назначению техники (землеройные машины, подъемная техника, очистные и изоляционные машины, причем очистные и изоляционные машины разрабатываются и производятся отдельно для каждого диаметра трубопровода).

[Егерман Г.Ф., Джафаров М.Д., Никитенко Е.А. Ремонт магистральных газопроводов. – М.: Недра, 1973. – 287 с., Мухаметшин А.М., Абрамов В.К. Организация капитального ремонта газопроводов / РНТС. Экономика, организация и управление производством в газовой промышленности. – 1983. – 10, Березин В.Л., Ращепкин К. Е., Телегин Л.Г., Зиневич А.М., Халлыев Н.Х. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1978. – 364 с.].

Наиболее близким по технической сущности и по назначению является способ ремонта битумной и полимерной пленочной изоляции подземного трубопровода (А. с. 1687993, Б.И. 40 от 1991 г., авторы Ф.М. Мустафин, С.К. Рафиков, Л.А. Бабин, В.И. Пауль, и В.Ф. Мухамедов).

Способ осуществляется следующим образом. При вскрытии траншеи грунт засыпки удаляют в отвал, трубопровод поднимают с помощью кранов-трубоукладчиков (либо с помощью других подъемных средств) на мягких полотенцах, затем с помощью краскораспылителей или пульверизаторов (или вручную) наносят слой органического вяжущего, например жидкого битума, битумной эмульсии, вяжущего для магистральных трубопроводов ВМТ (А. с. 863763, Б.И. 33, 1981 г., ТУ 38.101960-83). Затем на дне траншеи бульдозером создают слой подсыпки из смеси грунта и органического вяжущего. После чего производят окончательную засыпку траншеи обычным грунтом.

Недостатками известного способа являются большой объем земляных работ и применение большого количества разнообразной по мощности и по назначению техники.

Изобретение решает техническую задачу упрощения, снижения капитальных затрат и трудоемкости предлагаемого способа при обеспечении высокой эффективности процесса ремонта и восстановления антикоррозионного изоляционного покрытия подземных металлических сооружений с увеличением его срока службы.

Указанная задача решается тем, что в способе ремонта битумной и полимерной пленочной изоляции подземного трубопровода, включающем вскрытие трубопровода, восстановление антикоррозионного изоляционного покрытия путем нанесения органического вяжущего на места повреждения изоляции, создание подсыпки из слоя грунта с органическим вяжущим, засыпку трубопровода грунтом, согласно изобретению нанесение органического вяжущего проводят путем инъектирования его в грунт в места повреждения антикоррозионного изоляционного покрытия, которое проникая в грунт, окружающий место повреждения изоляции и через трещины старой изоляции к поверхности металла, заполняет места повреждения основного изоляционного покрытия, образуя новое антикоррозионное изоляционное покрытие.

Предлагаемый способ ремонта антикоррозионного изоляционного покрытия подземных металлических трубопроводов осуществляется следующим образом:
определяют фактическое положение оси и глубины залегания трубопровода;
определяют наличие и места расположения подземных коммуникаций в области локального повреждения изоляционного покрытия подземного трубопровода;
определяют характер грунта вокруг места локального повреждения изоляционного покрытия подземного трубопровода;
определяют места повреждения изоляционного покрытия подземного трубопровода с помощью приборов – трассоискателей путем продольного, поперечного и вертикального зондирования наведенного электрического поля трубопровода на переменном или постоянном токе;
определяют координаты точек ввода инъекторов на поверхности грунта;
определяют углы наклона для каждой точки ввода инъектора;
определяют величины подачи инъектора для каждой точки инъектирования;
определяют расход инъекционного раствора на каждую точку инъектирования и на все повреждение в целом;
определяют на поверхности грунта и фиксируют колышками места ввода инъекторов согласно проекту производства работ;
осуществляют доставку к месту производства работ оборудования и инструментов;
осуществляют сборку инъекционной установки в рабочем положении;
производят подготовку системы для закачки инъекционного раствора в грунт;
производят подготовку инъекционного раствора согласно проекту производства работ;
осуществляют закачку инъекционного раствора в места повреждения изоляционного покрытия.

Нами были проведены исследования по инъектированию вяжущего ВМТ (А.с. 863763, Б.И. 33, 1981 г., ТУ 38.101960-83) в грунт, непосредственно в места повреждения изоляции на образцах трубы. В качестве оценки состояния изоляционного покрытия до и после инъектирования использовался критерий – переходное электросопротивление труба – земля. Результаты представлены в таблице.

Из приведенных данных видно, что переходное электросопротивление после 30 сут хранения увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с контрольным образцом и далее практически не изменялось.

Изобретение соответствует критерию “промышленная применимость” и найдет применение в области обслуживания и ремонта антикоррозионных изоляционных покрытий подземных металлических сооружений (в частности трубопроводов).

Применение предлагаемого способа ремонта изоляционных покрытий позволяет:
а) технологически упростить ремонт антикоррозионных изоляционных покрытий (возможность ведения работ без прекращения эксплуатации ремонтируемых сооружений), увеличить срок службы изоляции, уменьшить коррозионную активность грунта вследствие его гидрофобизации;
б) привести к снижению капитальных затрат на ремонт, а также к снижению трудоемкости работ и отказу от использования дорогостоящей техники.

При инъектировании грнута используют жидкие битумы, битумные эмульсии, вяжущее для магистральных трубопроводов (ВМГ) или нефтяные вяжущие.

Формула изобретения


1. Способ ремонта изоляционных покрытий подземных трубопроводов, заключающийся в восстановлении изоляционного покрытия путем нанесения на него органического связующего и обработке грунта подсыпки и обсыпки трубопровода органическим вяжущим, отличающийся тем, что нанесение органического вяжущего на изоляционное покрытие и обработку грунта подсыпки и обсыпки органическим вяжущим с обеспечением его проникновения к поверхности металла трубопровода осуществляют в местах повреждения изоляции путем инъектирования органического вяжущего в грунт, окружающий место повреждения изоляции трубопровода.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для инъектирования используют жидкие битумы, битумные эмульсии, вяжущее для магистральных трубопроводов или нефтяные вяжущие.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.02.2005

Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006


Categories: BD_2197000-2197999