Патент на изобретение №2197625

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2197625 (13) C1
(51) МПК 7
F02D17/02, F02B75/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001125976/06, 24.09.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.09.2001

(45) Опубликовано: 27.01.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 4632081 А, 30.12.1986. SU 1402693 A2, 15.06.1988. RU 2086786 С1, 10.08.1997. RU 94010766 A1, 20.11.1995. ЕР 0387372 А1, 19.09.1990. RU 2046972 С1, 27.10.1995. DE 3005344 A1, 20.08.1981. US 4394854 A, 26.07.1983.

Адрес для переписки:

121165, Москва, Г-165, а/я 15, ООО “ППФ-ЮСТИС”, пат. пов. А.Е.Грунина, рег.№ 401

(71) Заявитель(и):

Шубин Владимир Иванович

(72) Автор(ы):

Шубин В.И.

(73) Патентообладатель(и):

Шубин Владимир Иванович

(54) КРУГОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОТКЛЮЧАЮЩЕЙСЯ ПОРШНЕВОЙ ГРУППОЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение экономичности двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит цилиндропоршневую группу, механизм газораспределения и выходное звено. Согласно изобретению, механизм газораспределения для каждого рабочего цилиндра включает смонтированную на корпусе ось. На оси жестко закреплена шестерня с отверстием, кинематически связанная с выходным звеном, и установлены свободно диск с отверстием, кинематически связанный со штоком поршня, а также с возможностью продольного перемещения фиксатор с пальцем, размещенным в отверстии шестерни для введения его в отверстие диска. Причем фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с элементами, кинематически связанными соответственно с впускным и выпускным клапанами. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.


Изобретение относится к двигателестроению.

Из уровня техники известны роторно-поршневые двигатели, содержащие торообразную рабочую камеру, поршень, связанный с валом отбора мощности (авт. св. 527520, 1974). Основным недостатком известного устройства является конструктивная сложность выполнения элементов связи поршня с валом для передачи крутящего момента, направленного в одну сторону.

Наиболее близким к изобретению является кольцевой роторно-поршневой двигатель, содержащий торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, сообщенными с системой подачи топлива и продувки, поршень со штоком, связанный посредством рычажных элементов с валом отбора мощности (патент РФ 2086786, 1997), предусматривающий включение (отключение) дополнительных камер сгорания в зависимости от условий эксплуатации.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции, низкая надежность системы газораспределения и отвода отработанных газов.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании простой конструкции двигателя с отключаемыми из работы рабочими цилиндрами цилиндропоршневой группы, лишенных вышеперечисленных конструктивных технологических недостатков.

Указанный результат достигается тем, что в двигателе, содержащем цилиндропоршневую группу, механизм газораспределения и выходное звено, механизм газораспределения для каждого рабочего цилиндра включает смонтированную на корпусе ось, на которой свободно установлен диск с отверстием, кинематически связанный со штоком поршня рабочего цилиндра, жестко – шестерня с отверстием, кинематически связанная с выходным звеном, и с возможностью продольного перемещения фиксатора с пальцем, размещенным в отверстии шестерни, для введения его в отверстие диска, причем фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с элементами, кинематически связанными соответственно с впускным и выпускным клапанами.

Между диском и шестерней могут быть расположены фрикционные диски сцепления для предотвращения ударных нагрузок при перемещении фиксатора. Выходное звено может быть выполнено в виде зубчатого колеса, в венце которого с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлены элементы, контактирующие с толкателями, подпружиненными относительно соответствующих цилиндров.

Для гарантированного попадания пальца фиксатора в отверстие диска в последнем выполняется заходная канавка. По условиям компоновки оси вращения шестерни и зубчатого колеса могут быть расположены под углом друг к другу, а рабочие цилиндры – центрально симметричны.

Для отжатия клапанов от седел толкатели выполняются с заостренными концами.

Кроме того, диск и шестерня могут иметь по меньшей мере по одному дополнительному отверстию, а фиксатор – по меньшей мере один дополнительный палец, каждый из которых размещен в соответствующем отверстии шестерни с возможностью введения в соответствующее отверстие диска, а все пальцы фиксатора и соответствующие им отверстия расположены на различных расстояниях от оси.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан схематично двигатель в плане; на фиг.2 – сечение А-А, на фиг.1; на фиг.3 – вариант выполнения двигателя с осями поворота шестерни и зубчатого колеса, расположенными под углом друг к другу.

Двигатель включает в себя корпус 1 с ограничителями 2 для осевой фиксации свободно установленного на оси 13 шатунного диска 3, имеющего отверстие, шестерню 4 также с отверстием, жестко установленную на оси 13, и фиксатор 5 с пальцем, размещенным в отверстии диска с возможностью продольного перемещения и введения в отверстие шестерни. В венце зубчатого колеса 6 (выходное звено) с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения размещены элементы 7, контактирующие с толкателями 8, имеющими заостренные концы для взаимодействия с клапанами 9. Толкатели 8 установлены в направляющих 10 и подпружинены относительно цилиндров 11.

Для открытия клапанов используются регулируемые упоры 12.

Работает предлагаемый двигатель следующим образом.

Двигатель 4-тактный, симметричный, имеет 4 цилиндра – I, II, III, IY, расположенные в одной плоскости и развернутые под углом 90o последовательно друг к другу. I цилиндр центрально симметричен III, II-IY.

Зубчатое колесо (маховое) 6 расположено над цилиндрами и входит в зацепление с приводной шестерней 4 в зоне 16 (см. фиг.2). На колесе 6 смонтированы два подвижных сегмента (элемента) 7, служащих для перемещения толкателей 8 механизма газораспределения.

Колесо 6 находится в постоянном зацеплении с приводной шестерней 4, установленной в корпусе 1. Радиус колеса 6 в два раза больше радиуса шестерни 4, т.е. при полном обороте колеса 6 шестерня 4 делает два оборота. Это позволяет обеспечить фазы газораспределения в соответствии с определенным положением поршней независимо от факта включения или отключения работы любого цилиндра в произвольный момент времени. Наличие двух сегментов 7 исключает, в принципе, неправильную последовательность газораспределения относительно положения поршней.

На одной оси 13 с приводной шестерней 4 находится фиксатор 5, который при перемещении по оси 13 разъединяет или соединяет диск 3 с приводной шестерней 4, т. е. обеспечивает необходимый режим работы двигателя. В рабочем состоянии фиксатор 5 находится в зацеплении с приводной шестерней 4 и шатунным диском 3 отжимает подвижные сегменты 7 механизма газораспределения: на фиксаторе 5 предусмотрена ступенька, позволяющая открывать сначала выпускной клапан, а затем впускной.

Подвижные сегменты 7, в свою очередь, при помощи толкателя 8 открывают клапан 9.

Сегменты 7 расположены в разных плоскостях и взаимодействуют с соответствующими плоскостями ступеньки 15 фиксатора 5. Сегменты 7 приводят в движение все восемь толкателей 8 всех четырех цилиндров в последовательности, заданной расположением фиксатора и кинематикой двигателя.

Для исключения проскальзывания пальца фиксатора 5 в момент включения на диске 3 предусмотрена заходная канавка (см. фиг.4, 5).

В звене фиксатор 5 – приводная шестерня 4 – шатунный диск 3 при включении в рабочий режим возникнут ударные, вибрационные нагрузки, для смягчения которых и для балансировки в фиксаторе 5 можно увеличить количество пальцев и, соответственно, в диске 3 и шестерне 4 выполнить столько же соответствующих отверстий. Пальцы фиксатора 5 и соответствующие отверстия под них выполняются на разных расстояниях от оси 13 во избежание неправильного включения узлов: приводная шестерня 4 – шатунный диск 3.

Как видно из особенностей конструкции, предлагаемый двигатель расходует значительно (от 30%) меньше горючего, т.к. можно отключить часть цилиндров при остановках, при равномерном движении.

Работа всех четырех цилиндров нужна лишь при разгоне, крутом подъеме и пр.

Заводить двигатель можно всего одним цилиндром.

Процесс эксплуатации легко регулировать в экологически правильном режиме.

От существующей принятой схемы 4-х тактного двигателя внутреннего сгорания отличается следующим.

1. Цилиндры расположены в одной плоскости круга, симметрично относительно вертикальной и горизонтальной осям.

2. В механизме газораспределения отсутствует распредвал, а открытие клапанов происходит при помощи толкателей, зависящих кинематически от положения поршня, номера такта (1 – сжатие, 2 – рабочий ход, 3 – выхлоп, 4 – впуск) и от положения фиксатора: он спущен – в этом случае цепь включения газораспределения замкнута, и весь механизм работает по предложенной схеме; он поднят – тогда кинематическая цепь разрывается, возвратно-поступательное движение поршня прекращается, клапаны прижаты к седлам.

Цепь зажигания должна быть также связана с положением фиксатора. Когда фиксатор в нижнем положении – цепь зажигания включена, когда фиксатор в верхнем положении – цепь разомкнута.

Для более рационального размещения узлов двигателя не обязательно, чтобы маховое колесо 6 и приводная шестерня 4 находились в одной плоскости (или их оси параллельно друг другу), что облегчит компоновку отвода газов, охлаждения, вентиляции и пр.

Для исключения ударных нагрузок в узле фиксатор-диск нужно использовать диски сцепления 14 – верхний подвижный, нижний – неподвижный для выравнивания угловых скоростей диска 3 и приводной шестерни 4, для более плавного их соединения.

Механизм включения не показан, однако из существа изобретения следует, что включение и отключение сцепления связано с перемещением фиксатора 5.

Формула изобретения


1. Двигатель, содержащий цилиндропоршневую группу, механизм газораспределения и выходное звено, отличающийся тем, что механизм газораспределения для каждого рабочего цилиндра включает смонтированную на корпусе ось, на которой свободно установлен диск с отверстием, кинематически связанный со штоком поршня рабочего цилиндра, жестко – шестерня с отверстием, кинематически связанная с выходным звеном, и с возможностью продольного перемещения – фиксатор с пальцем, размещенным в отверстии шестерни, для введения его в отверстие диска, причем фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с элементами, кинематически связанными соответственно с впускным и выпускным клапанами.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что между диском и шестерней расположены фрикционные диски сцепления.

3. Двигатель по п. 1 или 2, отличающийся тем, что выходное звено выполнено в виде зубчатого колеса.

4. Двигатель по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что кинематическая связь элемента с соответствующим клапаном выполнена в виде толкателя, подпружиненного относительно цилиндра.

5. Двигатель по п. 3 или 4, отличающийся тем, что элементы расположены в венце зубчатого колеса.

6. Двигатель по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что диск выполнен с заходной канавкой для выступа кулачка.

7. Двигатель по любому из пп. 3-6, отличающийся тем, что оси вращения шестерни и зубчатого колеса расположены под углом друг к другу.

8. Двигатель по любому из пп. 4-7, отличающийся тем, что толкатель выполнен с заостренным концом для отжимания клапана от седла.

9. Двигатель по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что рабочие цилиндры расположены центрально-симметрично.

10. Двигатель по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что диск и шестерня имеют по меньшей мере по одному дополнительному отверстию, а фиксатор – по меньшей мере один дополнительный палец, каждый палец размещен в соответствующем отверстии шестерни с возможностью введения в соответствующее отверстие диска, а все пальцы фиксатора и соответствующие им отверстия расположены на различных расстояниях от оси.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.09.2003

Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004


Categories: BD_2197000-2197999