Патент на изобретение №2197625
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КРУГОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОТКЛЮЧАЮЩЕЙСЯ ПОРШНЕВОЙ ГРУППОЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение экономичности двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит цилиндропоршневую группу, механизм газораспределения и выходное звено. Согласно изобретению, механизм газораспределения для каждого рабочего цилиндра включает смонтированную на корпусе ось. На оси жестко закреплена шестерня с отверстием, кинематически связанная с выходным звеном, и установлены свободно диск с отверстием, кинематически связанный со штоком поршня, а также с возможностью продольного перемещения фиксатор с пальцем, размещенным в отверстии шестерни для введения его в отверстие диска. Причем фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с элементами, кинематически связанными соответственно с впускным и выпускным клапанами. 9 з.п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к двигателестроению. Из уровня техники известны роторно-поршневые двигатели, содержащие торообразную рабочую камеру, поршень, связанный с валом отбора мощности (авт. св. 527520, 1974). Основным недостатком известного устройства является конструктивная сложность выполнения элементов связи поршня с валом для передачи крутящего момента, направленного в одну сторону. Наиболее близким к изобретению является кольцевой роторно-поршневой двигатель, содержащий торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, сообщенными с системой подачи топлива и продувки, поршень со штоком, связанный посредством рычажных элементов с валом отбора мощности (патент РФ 2086786, 1997), предусматривающий включение (отключение) дополнительных камер сгорания в зависимости от условий эксплуатации. Недостатком известного устройства является сложность конструкции, низкая надежность системы газораспределения и отвода отработанных газов. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании простой конструкции двигателя с отключаемыми из работы рабочими цилиндрами цилиндропоршневой группы, лишенных вышеперечисленных конструктивных технологических недостатков. Указанный результат достигается тем, что в двигателе, содержащем цилиндропоршневую группу, механизм газораспределения и выходное звено, механизм газораспределения для каждого рабочего цилиндра включает смонтированную на корпусе ось, на которой свободно установлен диск с отверстием, кинематически связанный со штоком поршня рабочего цилиндра, жестко – шестерня с отверстием, кинематически связанная с выходным звеном, и с возможностью продольного перемещения фиксатора с пальцем, размещенным в отверстии шестерни, для введения его в отверстие диска, причем фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с элементами, кинематически связанными соответственно с впускным и выпускным клапанами. Между диском и шестерней могут быть расположены фрикционные диски сцепления для предотвращения ударных нагрузок при перемещении фиксатора. Выходное звено может быть выполнено в виде зубчатого колеса, в венце которого с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлены элементы, контактирующие с толкателями, подпружиненными относительно соответствующих цилиндров. Для гарантированного попадания пальца фиксатора в отверстие диска в последнем выполняется заходная канавка. По условиям компоновки оси вращения шестерни и зубчатого колеса могут быть расположены под углом друг к другу, а рабочие цилиндры – центрально симметричны. Для отжатия клапанов от седел толкатели выполняются с заостренными концами. Кроме того, диск и шестерня могут иметь по меньшей мере по одному дополнительному отверстию, а фиксатор – по меньшей мере один дополнительный палец, каждый из которых размещен в соответствующем отверстии шестерни с возможностью введения в соответствующее отверстие диска, а все пальцы фиксатора и соответствующие им отверстия расположены на различных расстояниях от оси. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 показан схематично двигатель в плане; на фиг.2 – сечение А-А, на фиг.1; на фиг.3 – вариант выполнения двигателя с осями поворота шестерни и зубчатого колеса, расположенными под углом друг к другу. Двигатель включает в себя корпус 1 с ограничителями 2 для осевой фиксации свободно установленного на оси 13 шатунного диска 3, имеющего отверстие, шестерню 4 также с отверстием, жестко установленную на оси 13, и фиксатор 5 с пальцем, размещенным в отверстии диска с возможностью продольного перемещения и введения в отверстие шестерни. В венце зубчатого колеса 6 (выходное звено) с возможностью радиального возвратно-поступательного перемещения размещены элементы 7, контактирующие с толкателями 8, имеющими заостренные концы для взаимодействия с клапанами 9. Толкатели 8 установлены в направляющих 10 и подпружинены относительно цилиндров 11. Для открытия клапанов используются регулируемые упоры 12. Работает предлагаемый двигатель следующим образом. Двигатель 4-тактный, симметричный, имеет 4 цилиндра – I, II, III, IY, расположенные в одной плоскости и развернутые под углом 90o последовательно друг к другу. I цилиндр центрально симметричен III, II-IY. Зубчатое колесо (маховое) 6 расположено над цилиндрами и входит в зацепление с приводной шестерней 4 в зоне 16 (см. фиг.2). На колесе 6 смонтированы два подвижных сегмента (элемента) 7, служащих для перемещения толкателей 8 механизма газораспределения. Колесо 6 находится в постоянном зацеплении с приводной шестерней 4, установленной в корпусе 1. Радиус колеса 6 в два раза больше радиуса шестерни 4, т.е. при полном обороте колеса 6 шестерня 4 делает два оборота. Это позволяет обеспечить фазы газораспределения в соответствии с определенным положением поршней независимо от факта включения или отключения работы любого цилиндра в произвольный момент времени. Наличие двух сегментов 7 исключает, в принципе, неправильную последовательность газораспределения относительно положения поршней. На одной оси 13 с приводной шестерней 4 находится фиксатор 5, который при перемещении по оси 13 разъединяет или соединяет диск 3 с приводной шестерней 4, т. е. обеспечивает необходимый режим работы двигателя. В рабочем состоянии фиксатор 5 находится в зацеплении с приводной шестерней 4 и шатунным диском 3 отжимает подвижные сегменты 7 механизма газораспределения: на фиксаторе 5 предусмотрена ступенька, позволяющая открывать сначала выпускной клапан, а затем впускной. Подвижные сегменты 7, в свою очередь, при помощи толкателя 8 открывают клапан 9. Сегменты 7 расположены в разных плоскостях и взаимодействуют с соответствующими плоскостями ступеньки 15 фиксатора 5. Сегменты 7 приводят в движение все восемь толкателей 8 всех четырех цилиндров в последовательности, заданной расположением фиксатора и кинематикой двигателя. Для исключения проскальзывания пальца фиксатора 5 в момент включения на диске 3 предусмотрена заходная канавка (см. фиг.4, 5). В звене фиксатор 5 – приводная шестерня 4 – шатунный диск 3 при включении в рабочий режим возникнут ударные, вибрационные нагрузки, для смягчения которых и для балансировки в фиксаторе 5 можно увеличить количество пальцев и, соответственно, в диске 3 и шестерне 4 выполнить столько же соответствующих отверстий. Пальцы фиксатора 5 и соответствующие отверстия под них выполняются на разных расстояниях от оси 13 во избежание неправильного включения узлов: приводная шестерня 4 – шатунный диск 3. Как видно из особенностей конструкции, предлагаемый двигатель расходует значительно (от 30%) меньше горючего, т.к. можно отключить часть цилиндров при остановках, при равномерном движении. Работа всех четырех цилиндров нужна лишь при разгоне, крутом подъеме и пр. Заводить двигатель можно всего одним цилиндром. Процесс эксплуатации легко регулировать в экологически правильном режиме. От существующей принятой схемы 4-х тактного двигателя внутреннего сгорания отличается следующим. 1. Цилиндры расположены в одной плоскости круга, симметрично относительно вертикальной и горизонтальной осям. 2. В механизме газораспределения отсутствует распредвал, а открытие клапанов происходит при помощи толкателей, зависящих кинематически от положения поршня, номера такта (1 – сжатие, 2 – рабочий ход, 3 – выхлоп, 4 – впуск) и от положения фиксатора: он спущен – в этом случае цепь включения газораспределения замкнута, и весь механизм работает по предложенной схеме; он поднят – тогда кинематическая цепь разрывается, возвратно-поступательное движение поршня прекращается, клапаны прижаты к седлам. Цепь зажигания должна быть также связана с положением фиксатора. Когда фиксатор в нижнем положении – цепь зажигания включена, когда фиксатор в верхнем положении – цепь разомкнута. Для более рационального размещения узлов двигателя не обязательно, чтобы маховое колесо 6 и приводная шестерня 4 находились в одной плоскости (или их оси параллельно друг другу), что облегчит компоновку отвода газов, охлаждения, вентиляции и пр. Для исключения ударных нагрузок в узле фиксатор-диск нужно использовать диски сцепления 14 – верхний подвижный, нижний – неподвижный для выравнивания угловых скоростей диска 3 и приводной шестерни 4, для более плавного их соединения. Механизм включения не показан, однако из существа изобретения следует, что включение и отключение сцепления связано с перемещением фиксатора 5. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 25.09.2003
Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004
|
||||||||||||||||||||||||||