Патент на изобретение №2196978

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2196978 (13) C2
(51) МПК 7
G01N23/02, G01N23/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000129713/28, 27.11.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.11.2000

(45) Опубликовано: 20.01.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
JP 62-102147 A, 12.05.1981. RU 2123683 С1, 20.12.1998. RU 2152097 С1, 27.06.2000. JP 10-300691 А, 13.11.1998. JP 10-038818 А, 13.02.1998.

Адрес для переписки:

169300, Республика Коми, г. Ухта, пр. Ленина, 39/2, ООО “Севергазпром” ОАО “Газпром”, Ген. директору

(71) Заявитель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Севергазпром” ОАО “Газпром”

(72) Автор(ы):

Майков Л.А.,
Марченко Г.М.,
Подосенов С.А.,
Тихомиров Н.Н.,
Закиров А.Р.

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Севергазпром” ОАО “Газпром”

(54) СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА КОЛЬЦЕВЫХ СВАРНЫХ ШВОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ВОДОЙ


(57) Реферат:

Использование: при строительстве газопроводов и нефтепроводов или их ремонте, находящихся под водой. Сущность: в способе неразрушающего контроля качества сварных швов магистральных трубопроводов, находящихся под водой, сварной шов просвечивают с помощью дефектоскопа, при этом перед просвечиванием сварного шва подводного трубопровода на его поверхность надевают пленку, предварительно помещенную в изоляционный материал, и закрепляют на проверяемом сварном шве подводного трубопровода, а дефектоскоп перед спуском в водоем к месту контроля сварного шва изолируют от внешней среды путем помещения его в камеру. Технический результат: возможность контроля кольцевых сварных швов трубопроводов, находящихся под водой. 2 ил.


Изобретение относится к области дефектоскопии, в частности к неразрушающему контролю качества кольцевых сварных швов магистральных трубопроводов способом просвечивания проникающим излучением, и может быть использовано при строительстве газопроводов и нефтепроводов или их ремонте, находящихся под водой.

Известен способ неразрушающего контроля качества кольцевых сварных швов магистральных трубопроводов путем панорамного просвечивания изнутри трубы проникающим, например, излучением с помощью самоходного дефектоскопа. (См. Патент России 2123683, МПК G 01 N 23/18, 23/02, опубл. 20.12.1998.
Недостатком известного способа неразрушающего контроля качества кольцевых сварных швов магистральных трубопроводов, взятого нами в качестве прототипа, является невозможность его использования при контроле кольцевых сварных швов магистральных трубопроводов, находящихся под водой.

Задачей изобретения является разработка способа неразрушающего контроля качества сварных швов магистральных трубопроводов, находящихся под водой.

Поставленная задача в способе неразрушающего контроля качества кольцевых сварных швов магистральных трубопроводов, находящихся под водой, решается путем его просвечивания с помощью дефектоскопа, при этом перед просвечиванием сварного шва подводного трубопровода на его поверхность надевают пленку, предварительно помещенную в изоляционный материал и закрепляют на проверяемом сварном шве подводного трубопровода, а дефектоскоп перед спуском в водоем к месту контроля сварного шва, изолируют от внешней среды путем помещения его в камеру, из которой предварительно вытесняют воздух, надевают на камеру средство, ограничивающее от внешнего расширения, и спускают камеру с дефектоскопом к месту контроля сварного шва, после чего в камеру нагнетают воздух до вытеснения из камеры воды и после подъема водолаза на поверхность и выхода из воды на дефектоскоп по кабелю подают напряжение для просвечивания сварного шва. Дальнейшие действия производят в обратной последовательности.

Отличительными признаками заявленного изобретения являются следующие:
– перед просвечиванием сварного шва подводного трубопровода на его поверхность надевают пленку, предварительно помещенную в изоляционный материал, и закрепляют на проверяемом сварном шве подводного трубопровода;
– дефектоскоп перед спуском в водоем к месту контроля сварного шва изолируют от внешней среды путем помещения его в камеру, из которой предварительно вытесняют воздух;
– надевают на камеру средство, ограничивающее от внешнего расширения, и спускают камеру с дефектоскопом к месту контроля сварного шва;
– после чего в камеру нагнетают воздух до вытеснения из камеры воды и после подъема водолаза на поверхность и выхода из воды на дефектоскоп по кабелю подают напряжение для просвечивания сварного шва.

Вышеприведенные существенные отличительные признаки нам были неизвестны из патентной и научно-технической информации и в связи с этим мы считаем их “Новыми”.

Вышеприведенные существенные отличительные признаки не являются очевидными для среднего специалиста в нашей области и в связи с этим соответствуют критерию “Изобретательский уровень”.

Способ неразрушающего контроля качества кольцевых сварных швов магистральных трубопроводов, находящихся под водой, прошел успешное испытание и в связи с этим способ соответствует критерию “Промышленная применимость”.

Сущность заявленного способа иллюстрируется на фиг.1, фиг.2 (вид сверху), где схематично представлен один из возможных вариантов реализации способа с помощью устройства, включающего крышку камеры 1, соединительный узел 2, дефектоскоп 3, автомобильную камеру 4, кассету с пленками 5, надетую на трубу подводного перехода 6, шланг для накачки и откачки воздуха 7, средство, ограничивающее от внешнего расширения автомобильную камеру 4, выполненное в виде стяжного пояса 8, хомуты 9 стального пояса, закрепленные с помощью стяжных гаек (не показано).

Заявленный способ неразрушающего контроля качества сварных швов магистрального трубопровода, находящегося под водой, осуществляется в следующей последовательности.

Первоначально герметизируют кассету с пленкой 5 в водонепроницаемый пояс (не показано) и водолаз устанавливает ее на контролируемый сварной шов подводного трубопровода и закрепляет водонепроницаемый пояс (не показано) с пленкой 5. После чего устанавливают дефектоскоп 3 в автомобильную камеру 4, предварительно вытеснив из нее воздух для облегчения спуска к месту контролируемого сварного шва. Затем устанавливают средство 8, удерживающее камеру 4 от внешнего расширения, спускают камеру 4 с дефектоскопом 3 к месту контроля сварного шва и после чего производят накачку камеры 4 до давления, обеспечивающего вытеснение воды между контролируемым сварным швом (не показано) и поясом с пленкой 5. После подъема водолаза на поверхность водоема и удаления его из воды подают по питающему кабелю 10 напряжение на дефектоскоп 3 и просвечивают контролируемое сварное соединение. После просвечивания контролируемого сварного соединения дефектоскоп 3 поднимают на поверхность. Спускают водолаза к контролируемому сварному соединению и водолаз демонтирует кассету с пленкой 5 с подводного трубопровода 6 и поднимает пленку на поверхность и передает кассету с пленкой 5 в лабораторию для проявления.

Пример.

Способ неразрушающего контроля качества кольцевых сварных швов магистрального трубопровода, находящихся под водой, прошел испытание на глубине 3,1 м на подводном трубопроводе диаметром 700 мм.

Первоначально герметизируют кассету с пленкой 5 в водонепроницаемый пояс (не показано), водолаз устанавливает ее на контролируемый сварной шов подводного трубопровода 6 и закрепляет водонепроницаемый пояс (не показано) с пленкой 5. При этом использовалась пленка, применяемая для рентгеговских снимков в поликлиниках.

После чего устанавливают дефектоскоп 3 марки Арина-03 в автономную камеру 4 [18.00-24 (ВИ-202)], предварительно вытеснив из нее воздух для облегчения спуска к месту контролируемого сварного шва. Затем устанавливают средство 8, выполненное в виде стяжного пояса (не показано), удерживающее автомобильную камеру 4 с дефектоскопом 3, к месту контроля сварного шва и после чего производят накачку через шланг 7 камеры 4 до давления, обеспечивающего вытеснение воды между контролируемым сварным швом и поясом (не показано) с пленкой 5.

После подъема водолаза на поверхность водоема и удаления его из воды подают по питающему кабелю 10 напряжение на дефектоскоп 3 от сварочного агрегата и просвечивают контролируемое сварное соединение.

После просвечивания контролируемого сварного соединения (сварного шва) дефектоскоп 3 поднимают на поверхность, предварительно отключив напряжение, и спускают водолаза к контролируемому сварному соединению и водолаз демонтирует кассету с пленкой 5 с подводного трубопровода 6 и поднимает эту кассету с пленкой 5 на поверхность и передает в лабораторию для последующего проявления.

Заявленный нами способ в сравнении с прототипом позволяет осуществлять неразрушающий контроль сварных (швов) соединений магистральных трубопроводов, находящихся под водой.

Формула изобретения


Способ неразрушающего контроля качества кольцевого сварного шва магистрального трубопровода под водой путем его просвечивания с помощью дефектоскопа, отличающийся тем, что перед просвечиванием сварного шва подводного трубопровода на его поверхность надевают пленку, предварительно помещенную в изоляционный материал, и закрепляют на проверяемом сварном шве подводного трубопровода, а дефектоскоп перед спуском в водоем к месту контроля сварного шва изолируют от внешней среды путем помещения его в камеру, из которой предварительно вытесняют воздух, надевают на камеру средство, ограничивающее от внешнего расширения, и спускают камеру с дефектоскопом к месту контроля сварного шва, после чего в камеру нагнетают воздух до вытеснения из камеры воды и после подъема водолаза на поверхность и выхода из воды, на дефектоскоп по кабелю подают напряжение для просвечивания сварного шва, после чего действие производят в обратной последовательности.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


PC4A Государственная регистрация перехода исключительного права без заключения договора

(73) Патентообладатель(и):

Предприятие по добыче, переработке и транспортировке газа “Севергазпром”

(73) Патентообладатель:

Общество с ограниченной ответственностью “Газпром трансгаз Ухта”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 01.09.2010 № РП0000976

Извещение опубликовано: 7.10.2010 БИ: 30/2010


Categories: BD_2196000-2196999