Патент на изобретение №2196751
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ВИБРОУПЛОТНЯЕМАЯ ГОРЯЧАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ
(57) Реферат: Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для строительства и капитального ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий. Технический результат – повышение прочности и сдвигоустойчивости виброуплотняемой горячей асфальтобетонной смеси, снижение расхода кондиционных минеральных материалов и вяжущего за счет утилизации отхода фрезерованного старого асфальтобетона. Виброуплотняемая горячая асфальтобетонная смесь, включающая щебень фракции 5-20 мм, песок и асфальтовое вяжущее вещество, дополнительно содержит фрезерованный асфальтобетон фракции до 15 мм и масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука, а в качестве песка используют отсевы дробления щебня фракции до 5 мм при следующем соотношении компонентов, мас.%: щебень фракции 5-20 мм – 32,6-40,8; песок-отсев дробления фр. до 5 мм – 13,0-16,0; фрезерованный асфальтобетон, фр. до 15 мм – 26,0-28,0; масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука – 0,2-0,4; асфальтовое вяжущее вещество – 20,0-23,0. 3 табл. Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для строительства и капитального ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий. При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные смеси, приготовленные в соответствии с ГОСТ 9128-97, являющиеся смесью минеральных материалов, пустоты между которыми не полностью заполнены битумом. Известны литые асфальтобетонные смеси, которые имеют относительно небольшое количество щебня, “плавающего в асфальтовом растворе” [Стандарт ФРГ на литой асфальтобетон Tvbit 6/75]. В отличие от этих смесей виброасфальтобетон имеет скелетообразную щебневую структуру, с пустотами, полностью заполненными песком и асфальтовяжущим веществом, что обеспечивает ему прочность как за счет щебневой структуры, так и за счет каркаса из асфальтового вяжущего вещества. Известен виброасфальт фирмы Strabag Bau AG [Вислобокова Е.Е., Смирнова Н.Г. Новые методы устройства и ремонта дорожных покрытий в Германии. Строительные и дорожные машины. – 1992, 4-6], который при укладке уплотняется только вибробрусом асфальтоукладчика без применения дорожных катков. Он содержит вязкий битум, щебень фракции до 10 мм около 60 мас.%, минеральный порошок фракции мельче 0,093 мм около 17 мас.% и песок. К исходным материалам предъявляются высокие требования. Наиболее близкой к заявленной смеси по составу и свойствам является виброуплотняемая горячая асфальтобетонная смесь для строительства и капитального ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий (Патент РФ 2087445. Виброуплотняемая горячая асфальтобетонная смесь. 20.06.97). Смесь содержит, мас.%: Щебень фракции 5-20 мм – 50-55 Песок – 20-25 Асфальтовое вяжущее вещество, состоящее из битума и мелкодисперсных фракций минерального порошка – 21-25 Количество битума в асфальтовом вяжущем веществе – 7,24-7,50 Указанная смесь обеспечивает заданные свойства виброасфальтобетона с учетом качества исходных материалов и технологии ее приготовления и укладки (при использовании традиционной техники и обычных транспортных средств (автосамосвалов). Однако показатели свойств соответствуют значениям (как указывается авторами) показателей для II климатической зоны. Для южных же регионов страны (III и IV дорожно-климатические зоны) должны предъявляться более жесткие требования к теплоустойчивости смесей. Задача настоящего изобретения – повысить прочностные показатели виброуплотняемой горячей асфальтобетонной смеси (прочность при сжатии при 20 и 50oС, предел прочности при сдвиге при 60oС), а также снизить расход кондиционных минеральных материалов и битума с учетом качества исходных материалов и технологии ее приготовления и укладки (при использовании традиционной техники и обычных транспортных средств). Сущность изобретения заключается в том, что виброуплотняемая горячая асфальтобетонная смесь, включающая щебень фракции 5-20 мм, песок и асфальтовое вяжущее вещество, дополнительно содержит фрезерованный асфальтобетон фракции до 15 мм и масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука, а в качестве песка используют отсевы дробления щебня фракции до 5 мм и масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука, при следующем соотношении компонентов, мас. %: Щебень фракции 5-20 мм – 32,6-40,8 Песок-отсев дробления фракции до 5 мм – 13,0-16,0 Фрезерованный асфальтобетон фракции до 15 мм – 26,0-28,0 Масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука – 0,2-0,4 Асфальтовое вяжущее вещество – 20,0-23,0 Введение фрезерованного асфальтобетона позволяет частично заменить кондиционные минеральные материалы (щебень, песок-отсев дробления фракции 0-5 мм, минеральный порошок) и битум. Фрезерованный асфальтобетон представляет собой довольно гидрофобный и водостойкий материал за счет наличия на его частичках органического вяжущего – битума. Сочетание фрезерованного асфальтобетона с полимерной и пластифицирующей добавкой – масляным раствором синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука – позволяет получать более тепло- и сдвигоустойчивую виброуплотняемую горячую асфальтобетонную смесь. Наличие СВБ-М улучшает деформативные свойства вяжущего. Так, индустриальное масло, присутствующее в СВБ-М в качестве растворителя каучука, пластифицирующей вяжущее, блокируя асфальтены битума, препятствует их росту, тем самым замедляя процессы старения вяжущего в асфальтобетоне. Органичное соединение старого асфальтобетона с битумом и СВБ-М обусловлено родством природы компонентов вяжущего к растворенной полимерной каучуковой добавке и вяжущему старого асфальтобетона. Положительный эффект применения фрезерованного старого асфальтобетона в сочетании с СВБ-М достигается за счет способности СВБ-М, содержащего в своем составе полимерную каучуковую добавку, растворенную в индустриальном масле, образовывать с битумом пластичное битумокаучуковое вяжущее, придающее совместно со старым асфальтобетоном виброуплотняемой горячей смеси высокие прочностные показатели, сдвигоустойчивость и трещиностойкость. Анализ известных технических решений показал, что применение в составе асфальтобетонных смесей некоторых полимерных каучуковых добавок и фрезерованного асфальтобетона известно. Однако их применение не обеспечивает асфальтобетону такие свойства, которые он проявляет в заявленном решении в сочетании СВБ-М с фрезерованным старым асфальтобетоном, а именно повышение теплоустойчивости (прочности при 50oС) и, как следствие, повышение сдвигоустойчивости покрытий и их сопротивление к воздействию динамических нагрузок. Таким образом, данный состав компонентов придает асфальтобетонным смесям новые свойства. Характеристика исходных материалов 1. Щебень. В качестве щебня использовалась фракция 5-20 мм щебня Апанасовского карьера Ростовской области. В табл. 1 приведен зерновой состав фракции. Марка щебня по дробимости – 1000, истираемость И-1. 2. Песок. В качестве песка использовался отсев дробления щебня фракции 0-5 мм (Апанасовского карьера). Зерновой состав отсева приведен в табл. 1. 3. Минеральный порошок. Минеральный порошок из основных пород по всем показателям соответствует требованиям ГОСТ 16557-78. В табл. 1 приведен его зерновой состав. 4. Фрезерованный асфальтобетон. Фрезерованный асфальтобетон был отобран после холодного фрезерования покрытий городских дорог г. Каменска (Ростовской области), построенных в 1990-1993 годах. В табл. 1 представлен зерновой состав средних проб фрезерованного асфальтобетона, установленный путем экстрагирования в аппарате Сокслета. Из приведенных данных следует, что по зерновому составу и содержанию вяжущего (5,5-6,0%) средняя проба сфрезерованного асфальтобетона в основном соответствует требованиям ГОСТ 9128-97 к смесям горячим плотным, типа В. 5. Вяжущее. В качестве вяжущего использовался битум нефтяной дорожный БНД 40/60. В табл. 2 представлены его физико-механические показатели. По физико-механическим показателям исходный битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90 к битумам нефтяным дорожным марки 40/60. 6. СВБ-М. СВБ-М – синтетический высокомолекулярный полибутадиеновый каучук модифицированный, марки I по ТУ 38.303-02-81-95 представляет собой полибутадиен с преимущественным содержанием винильных звеньев. Продукт получается путем полимеризации бутадиена в растворе под действием катализаторов смешанного типа с последующим выделением каучука из раствора и его модернизации различными маслами (индустриальным, минеральным и др.) В работе использовался масляный раствор в индустриальном масле полибутадиенового каучука, содержащего 46,7% винильных звеньев с вязкостью по Муни не менее 25 у.е. с концентрацией каучука 19,0 мас.%. Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 5 вариантов составов виброуплотняемого горячего асфальтобетона. В качестве материалов использованы вышеописанные материалы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 9128-97, предъявляемым к материалам, применяемым для укатываемых горячих асфальтобетонных смесей. За основные характеристики качества виброуплотняемого асфальтобетона приняты подвижность смеси при укладке при 200oС, глубина вдавливания штампа в виброасфальтобетон при 40oС, требуемые значения которых (табл. 3) совместно с прочностными характеристиками ![]() ![]() Формула изобретения
Щебень фракции 5-20 мм – 32,6 – 40,8 Песок-отсев дробления фр. до 5 мм – 13,0 – 16,0 Фрезерованный асфальтобетон, фр. до 15 мм – 26,0 – 28,0 Масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука – 0,2 – 0,4 Асфальтовое вяжущее вещество – 20,0 – 23,0 РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 18.05.2003
Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004
|
||||||||||||||||||||||||||