Патент на изобретение №2196750

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2196750 (13) C1
(51) МПК 7
C04B26/26
C04B111:20, C08L95/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001111909/03, 27.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.04.2001

(45) Опубликовано: 20.01.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 975646 A, 23.11.1982. SU 1102798 A, 15.07.1984. SU 1474134 A1, 23.04.1989. SU 929780 A, 15.10.1982. RU 2057733 C1, 10.04.1996. RU 2119465 C1, 27.09.1998. FR 2462459 A, 13.02.1981. DE 2139639 A, 02.08.1979. EP 0049485 A1, 14.04.1982.

Адрес для переписки:

344022, г.Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 162, РГСУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Ростовский государственный строительный университет

(72) Автор(ы):

Илиополов С.К.,
Болдырев В.И.,
Мардиросова И.В.,
Углова Е.В.,
Дьяков К.А.,
Шитиков С.В.

(73) Патентообладатель(и):

Илиополов Сергей Константинович,
Болдырев Вячеслав Иванович,
Мардиросова Изабелла Вартановна,
Углова Евгения Владимировна,
Дьяков Константин Анатольевич,
Шитиков Сергей Владимирович

(54) АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах. Асфальтобетонная смесь, включающая песок, минеральный порошок, полимерную структурирующую добавку и нефтяной битум, содержит нефтяной вязкий битум, в качестве полимерной структурирующей добавки – резиновый термоэластопласт и дополнительно поверхностно-активную, пластифицирующую добавку – талловый пек и отсев дробления щебня фракции 0-5 м при следующем соотношении компонентов, мас.%: песок 16,0-20,0, минеральный порошок 10,0-15,0, резиновый термоэластопласт 0,5-1,0, нефтяной вязкий битум 5,0-6,5, талловый пек 0,3-0,5, отсев дробления щебня фракция 0-5 мм 57,0-68,2. Технический результат: повышение прочностных показателей асфальтобетона при высоких значениях коэффициентов водо- и морозостойкости. 3 табл.


Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для приготовления асфальтобетонных смесей для устройства верхних слоев автомобильных дорог и аэродромов.

При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные смеси, приготовленные в соответствии с ГОСТ 9128-97. Известны асфальтобетонные смеси, в которых для повышения показателей свойств используют шинную резину, различные виды дробленой резины и другие резиносодержащие материалы.

Известна битумоминеральная смесь, включающая битум, минеральный наполнитель и водную дисперсию шинной резины (Лысихина А.И. Дорожные основания и покрытия с применением битумов и дегтей. М.: Автотрансиздат, 1962, с. 218-219).

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является асфальтобетонная смесь (авторское свидетельство 975646, СССР, С 04 В 13/30, 1982), включающая, мас.%:
Нефтяной битум – 6-8
Минеральный порошок – 13-25
Дробленая шинная резина – 0,2-0,6
Ненасыщенная нефтеполимерная смола, модифицированная малеиновым ангидридом в соотношении 100:(5-20) – 0,01-0,12
Песок – Остальное
Недостатком известного решения является относительно невысокий показатель прочности асфальтобетонных смесей при 50oС (0,78-1,2 МПа), характеризующий теплоустойчивость и сдвигоустойчивость смесей, что особенно важно для южных регионов страны.

Задача изобретения – повышение прочности асфальтобетона при повышенных температурах , характеризующей теплоустойчивость и сдвигоустойчивость покрытий.

Сущность изобретения достигается тем, что асфальтобетонная смесь, включающая песок, минеральный порошок, полимерную структурирующую добавку и нефтяной битум, содержит нефтяной вязкий битум, в качестве полимерной структурирующей добавки содержит резиновый термоэластопласт и дополнительно поверхностно-активную, пластифицирующую добавку – талловый пек и отсев дробления щебня фракции 0-5 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Песок – 16,0-20,0
Минеральный порошок – 10,0-15,0
Резиновый термоэластопласт – 0,5-1,0
Нефтяной вязкий битум – 5,0-6,5
Талловый пек – 0,3-0,5
Отсев дробления щебня фракция 0-5 мм – 57,0-68,2
Введение резинового полимердисперсного термоэластопласта способствует структурированию и повышению деформативных свойств асфальтобетона, участвуя в создании структуры асфальтобетона, проявляя свойства полимерной добавки и дисперсного заполнителя, активно работающего в минеральном материале.

Сочетание структурирующего компонента резинового термоэластопласта с пластифицирующим талловым пеком, обладающим и поверхностно-активными свойствами, способствует улучшению деформативных характеристик асфальтобетонной смеси, в частности повышению прочности при сжатии при 50oС, улучшению его теплоустойчивости. Органичное соединение резинового термоэластопласта и таллового пека с битумом обусловлено родством природы компонентов – вяжущего к полимердисперсной и поверхностно-активным добавкам.

Положительный эффект применения резинового термоэластопласта в сочетании с талловым пеком достигается за счет того, что РТЭП, содержащий в своем составе полимерную резиносодержащую добавку и дисперсные частицы наполнителя – серы и карбоната кальция, образует в комплексе с талловым пеком и битумом структурированное полимербитумное вяжущее, обладающее хорошими пластичными и повышенными адгезионными свойствами. Частицы серы и карбоната кальция выступают в роли дисперсных структурирующих частиц, влияя на свойства макромикроструктуры асфальтобетона в широком диапазоне температур.

Анализ известных технических решений показал, что применение в составе асфальтобетонных смесей некоторых полимердисперсных и пластифицирующих добавок известно. Однако их применение не обеспечивает асфальтобетону такие свойства, которые он проявляет в заявленном решении в сочетании с пластифицирующей добавкой талловым пеком, а именно повышение теплоустойчивости (прочность при 50oС) и, как следствие, повышение сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий и их сопротивление к воздействию динамических нагрузок. Таким образом данный состав компонентов придает асфальтобетонным смесям новые свойства.

Характеристика исходных материалов
1. Нефтяной битум.

В качестве вяжущего использовался нефтяной битум БНД 60/90. В таблице 1 представлены его физико-механические показатели.

По физико-механическим показателям используемый в работе битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90.

2. Минеральный порошок.

Минеральный порошок из основных пород по всем показателям соответствует требованиям ГОСТ 16557-78. В таблице 2 приведен его зерновой состав.

3. Песок.

В качестве песка использовался природный речной песок отобранный в Донском ковше. Зерновой состав песка приведен в таблице 2. Насыпная плотность песка 1260 г/см, истинная плотность 2,65 г/см. Модуль крупности песка 1,62.

4. Отсев дробления щебня.

В качестве отсева дробления щебня, фракции 0-5 мм использовался отсев щебня Быстрореченского карьера, марки 1200, истираемости И-1, насыпная плотность отсева 1300 г/см3, истинная плотность 2,71 г/см3. В таблице 2 приведен зерновой состав отсева дробления щебня.

5. Резиновый термоэластопласт (РТЭГТ).

РТЭП представляет собой гранулы черного цвета с характерным запахом резины и геометрическими размерами 3-4 мм. ИК-спектр гранул имеет вид, характерный для резины, наполненной карбонатом кальция и серой. На рентгенограмме четко просматриваются линии карбоната кальция и серы. В целом РТЭП соответствует требованиям ТУ 38-105590-85 и может быть идентифицирован как резиновая крошка из вулканических отходов, наполненная карбонатом кальция и серы.

Имеется гигиеническое заключение 61.РЦ.3.570.П 947.6.00 от 27.06.2000 г. на допущение резинового термоэластопласта к производству, поставке, реализации, использованию на территории Российской Федерации.

6. Талловый пек.

Талловый пек использовался производства ОАО Соломбальского целлюлозобумажного комбината (г. Архангельск), соответствующего требованиям ТУ 13-4177-184-84. Он представляет собой вязкотекучее вещество темно-коричневого цвета, обладающее клеящими свойствами. Исследуемая проба таллового пека содержит около 30% смоляных и жирных кислот, находящихся в полимеризованном состоянии. Талловый пек не растворим в воде, хорошо смешивается с нефтяным битумом.

Пример. Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 5 вариантов составов смесей ингредиентов. Для приготовления смесей использовались вышеописанные материалы. Образцы изготавливались следующим образом: в предварительно нагретые до температуры 150-160oС минеральные материалы: отсев дробления щебня фракции 0-5 мм и песок, вводился резиновый термоэластопласт. Смесь тщательно перемешивалась в лабораторной мешалке 1-2 мин. Затем вводился минеральный порошок, смесь вновь перемешивали 1-2 минуты, после чего вводили нагретый до 140-150oС нефтяной битум БНД 60/90, модифицированный предварительно талловым пеком. Все компоненты смеси вновь перемешивались до образования однородной смеси. Далее из смеси готовились образцы под давлением 40 МПа, диаметром 70,1 мм. Результаты сравнительных испытаний сведены в таблицу 3.

Из данных таблицы 3 следует, что асфальтобетонная смесь предлагаемого состава обеспечивает повышение прочностных показателей асфальтобетона, в частности Rсж50C, что особенно важно для южных регионов страны, для повышения сдвигоустойчивости покрытий дорог при сохранении повышенных значений показателей коэффициентов водо- и морозостойкости.

Формула изобретения


Асфальтобетонная смесь, включающая песок, минеральный порошок, полимерную структурирующую добавку и нефтяной битум, отличающаяся тем, что содержит нефтяной вязкий битум, в качестве полимерной структурирующей добавки содержит резиновый термоэластопласт и дополнительно поверхностно-активную, пластифицирующую добавку – талловый пек и отсев дробления щебня фракции 0-5 мм при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Песок – 16,0 – 20,0
Минеральный порошок – 10,0 – 15,0
Резиновый термоэластопласт – 0,5 – 1,0
Нефтяной вязкий битум – 5,0 – 6,5
Талловый пек – 0,3 – 0,5
Отсев дробления щебня фракции 0-5 мм – 57,0 – 68,2

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.04.2003

Номер и год публикации бюллетеня: 18-2004

Извещение опубликовано: 27.06.2004


Categories: BD_2196000-2196999