Патент на изобретение №2196242

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2196242 (13) C1
(51) МПК 7
F02G5/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001117155/06, 25.06.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

25.06.2001

(45) Опубликовано: 10.01.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Вершигора В.А. и др. Автомобиль ВАЗ. Многокрасочный альбом. – М.: Третий Рим, 1996, с. 4, 10 и 50. DE 4208358 A1, 23.09.1993. FR 2383311 А1, 10.11.1978. SU 1498933 A1, 07.08.1989. SU 1612103 A1, 07.12.1990.

Адрес для переписки:

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, РУДН, отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Российский университет дружбы народов

(72) Автор(ы):

Орехов В.К.

(73) Патентообладатель(и):

Российский университет дружбы народов

(54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению. Технический результат заключается в повышении кпд двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию. Двигатель снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи – на их внутренних стенках. 2 ил.


Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.

Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию [1]. Недостатком известного двигателя сгорания является пониженный уровень кпд, так как теплота, отводимая от блока цилиндров охлаждающей жидкостью, сбрасывается в окружающую среду и полезно не используется. Этот двигатель внутреннего сгорания выбран в качестве прототипа.

В основу изобретения поставлена задача повышения кпд двигателя внутреннего сгорания за счет превращения в электроэнергию части теплоты, отводимой от блока цилиндров охлаждающей жидкостью.

Сущность изобретения заключается в том, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию, снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи – на их внутренних стенках.

В результате этого теплота, отводимая от блока цилиндров охлаждающей жидкостью, частично превратится в электроэнергию, что позволит уменьшить долю мощности, отбираемую от коленчатого вала на привод генератора переменного тока и соответственно увеличить долю мощности, передаваемую на трансмиссию, повысив тем самым кпд двигателя внутреннего сгорания.

На фиг. 1 показана схема двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 2 – схема термоэлектрического генератора.

Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров 1 с рубашкой охлаждения 2, радиатор 3 с подводящим 4 и отводящим 5 коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения 2 циркуляционными каналами 6, коленчатый вал 7 и кинематически связанные с ним генератор переменного тока 8 и трансмиссию 9. Двигатель внутреннего сгорания снабжен термоэлектрическим генератором 10, холодные спаи 11 которого размещены на наружных стенках 12 подводящего 4 и отводящего 5 коллекторов, а горячие спаи 13 – на их внутренних стенках 14.

Двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом. Жидкость, поступающая из рубашки охлаждения 2 блока цилиндров 1 по циркуляционному каналу 6 в подводящий коллектор 4 и далее через радиатор 3 в отводящий коллектор 5, нагревает горячие спал 13 термоэлектрического генератора 10, размещенные на внутренних стенках 14 коллекторов 4 и 5. Холодные спаи 11 термоэлектрического генератора 10, размещенные на наружных стенках 12 коллекторов 4 и 5, охлаждаются атмосферным воздухом, обтекающим радиатор 3. В результате этого теплота, отводимая от блока цилиндров 1 охлаждающей жидкостью, частично превратится в электроэнергию в термоэлектрическом генераторе 10, что приведет к повышению кпд двигателя внутреннего сгорания, так как при одном и том же расходе топлива можно уменьшить долю мощности, отбираемую от коленчатого вала 7 на привод генератора переменного тока 8, и соответственно увеличить долю мощности, передаваемой на трансмиссию 9.

Источники информации
1. Вершигора В.А., Игнатов А.П., Новокшонов К.В., Пятков К.Б. Автомобиль ВАЗ-21213. Многокрасочный альбом. – М.: Издательство “Третий Рим”, 1996, с. 4, 10, 50.

Формула изобретения


Двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию, отличающийся тем, что он снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи – на их внутренних стенках.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.06.2006

Извещение опубликовано: 10.05.2007 БИ: 13/2007


Categories: BD_2196000-2196999