Патент на изобретение №2195531
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ КРУПНОБЛОЧНОГО СООРУЖЕНИЯ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЕ ВОДОЕМА И ПЛАВКОМПЛЕКС ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА
(57) Реферат: Изобретение относится к строительству сооружений, возводимых в прибрежной зоне водоемов с использованием наплавной транспортировки крупногабаритных блок-модулей этих сооружений, преимущественно к строительству атомных электростанций (АЭС). Способ предусматривает строительство шлюзового дока и возведение в сухом доке фундамента. Затем шлюзовой док связывают с водоемом и заполняют водой выше поверхности фундамента с учетом осадки плавкомплекса. Готовый блок-модуль в сборе транспортируют с завода-изготовителя по каналу, заполненному водой, наплавным методом в составе понтонного плавкомплекса и устанавливают с помощью плавкомплекса на фундамент, после чего разъединяют понтоны плавкомплекса от блок-модуля и транспортируют на завод-изготовитель для повторного использования. После этого шлюзовой док освобождают от воды и завершают строительство сооружения в сухом доке. Понтонный плавкомплекс представляет собой судно корабельного типа, центральную часть которого образует транспортируемый блок-модуль, а кормовую и носовую части – понтоны. Понтоны снабжены несущими выступами для введения в проемы, предусмотренные в блок-модуле, и стянуты арматурными пучками проволоки, проходящими через сквозные отверстия, предусмотренные в блок-модуле. Выступы в понтонах могут быть выполнены полыми с отверстиями в торцевых стенках, соосными со сквозными отверстиями в блок-модуле. Понтоны могут быть снабжены контрфорсами, а блок-модуль по меньшей мере одним охватывающим железобетонным поясом для опирания на контрфорсы. Изобретение позволяет обеспечить возможность наплавной транспортировки, монтажа и демонтажа особо тяжелого крупногабаритного строительного блок-модуля, преимущественно блок-модуля реакторного отделения прибрежной АЭС, при размещении строящегося сооружения на суше, а также обеспечивает возможность демонтажа и возврата отработавшего блок-модуля реакторного отделения с заменой его на новый. 2 с. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к строительству сооружений, возводимых в прибрежной зоне водоемов с использованием наплавной транспортировки крупногабаритных блок-модулей этих сооружений, преимущественно к строительству атомных электростанций (АЭС). Одной из основных проблем строительства и длительной эксплуатации АЭС является необходимость замены выработавшего свой ресурс ядерного реактора и другого оборудования АЭС. Стоимость таких работ для существующих АЭС с учетом затрат на вскрытие реакторного отделения, демонтаж оборудования и рекультивацию территории превышает затраты на строительство новой АЭС аналогичного типа. Кроме того, строительство реакторного отделения с новым реактором на площадке АЭС, удаленной от завода-изготовителя, приводит к ухудшению условий монтажа, его качества и, как следствие, отрицательно отражается на безопасности АЭС. Решение этой проблемы путем наплавной транспортировки блок-модуля реакторного отделения АЭС найдено в [1]. Недостаток решения [1] – необходимость подводного размещения реакторного отделения сооружаемой АЭС на морском шельфе (на шельфе морской акватории). При таком размещении АЭС возникают следующие проблемы: – для передачи выработанной АЭС электроэнергии требуется прокладка по морскому дну подводных кабелей; – повышенные эксплуатационные расходы, связанные с доставкой персонала и необходимых расходных материалов на АЭС; – требуется усиленная коррозионная защита всей АЭС и защита от обрастания подводных элементов АЭС; – необходимость размещения на платформе АЭС всех элементов жизнеобеспечения, что удорожает строительство и эксплуатацию АЭС. Известен выбранный в качестве прототипа способ возведения крупноблочного сооружения в прибрежной зоне водоема, включающий возведение фундамента, заводскую сборку крупногабаритного объекта, его наплавную транспортировку в составе понтонного плавкомплекса и установку на фундамент с помощью плавкомплекса [2]. Из [2] известно также принятое в качестве прототипа устройство для осуществления способа, представляющее собой плавкомплекс, содержащий транспортируемый блок-модуль и два плавсредства (понтона). Устройство-прототип представляет собой понтонный плавкомплекс катамаранного типа: носовые части понтонов и их кормовые части связаны между собой съемными плавучими балками. На каждом понтоне выполнена башня – продольное возвышение. На башни обоих понтонов опираются технологические балки, на которых размещается транспортируемый блок-модуль. Способ и устройство [2] позволяют наплавным методом транспортировать и размещать в надводном положении на фундаменте, возведенном в морском шельфе, крупногабаритный блок-модуль заводской сборки. Недостаток способа [2] – необходимость размещения сооружаемого объекта, например АЭС, на шельфе водоема, а недостаток устройства [2] – невозможность наплавной транспортировки особо тяжелых и крупногабаритных объектов, например блок-модулей реакторного отделения АЭС. Задача, на решение которой направлено изобретение (группа изобретений) – обеспечить возможность наплавной транспортировки, монтажа и демонтажа особо тяжелого крупногабаритного строительного блок-модуля, преимущественно блок-модуля реакторного отделения прибрежной АЭС, при размещении строящегося сооружения на суше. Предметом изобретения является способ возведения крупноблочного сооружения в прибрежной зоне водоема, включающий возведение фундамента, заводскую сборку строительного блок-модуля, его наплавную транспортировку в составе понтонного плавкомплекса и установку на фундамент с помощью понтонного плавкомплекса, отличающийся согласно изобретению тем, что сооружают сухой шлюзовой док в прибрежной зоне водоема, возводят на территории этого дока фундамент, затем док связывают с водоемом и заполняют водой выше поверхности фундамента с учетом осадки плавкомплекса. Предметом изобретения является также понтонный плавкомплекс для осуществления предлагаемого способа, содержащий транспортируемый блок-модуль и по меньшей мере два понтона, отличающийся согласно изобретению тем, что в блок-модуле выполнено по меньшей мере два проема и три сквозных отверстия, а понтоны установлены в носовой и кормовой частях плавкомплекса, стянуты пучками арматурной проволоки, проходящими через сквозные отверстия в блок-модуле, и снабжены несущими выступами, введенными в его проемы. Реализация предлагаемых способа и устройства позволяет, размещая АЭС или другие крупноблочные сооружения на суше вблизи рек, морей или океанов, осуществить наплавным методом транспортировку от завода-изготовителя до места эксплуатации и установку на фундамент крупногабаритных блок-модулей этих сооружений, например блок-модуля реакторного отделения АЭС. Способ имеет развитие, заключающееся в том, что установку блок-модуля на фундамент осуществляют путем снижения уровня воды в шлюзовом доке и/или путем балластировки и дебалластировки понтонов с использованием ресивера. Это позволяет реализовать преимущества наплавного метода монтажа при осуществлении предлагаемого способа. Кроме того, способ имеет развитие, заключающееся в том, что в качестве ресивера используют внутренний объем блок-модуля реакторного отделения. Это позволяет уменьшить потребность в компрессорном оборудовании для дебалластировки. Предлагаемый понтонный плавкомплекс имеет развитие, которое заключается в том, что несущие выступы понтонов выполнены полыми и снабжены в торцевых стенках отверстиями, соосными со сквозными отверстиями в транспортируемом блок-модуле. Это позволяет дополнительно повысить грузоподъемность плавкомплекса. Предлагаемый понтонный плавкомплекс имеет еще одно развитие, которое заключается в том, что понтоны снабжены контрфорсами, а блок-модуль – по меньшей мере одним охватывающим железобетонным поясом, предназначенным для опирания на контрфорсы. Это позволяет обеспечить дальнейшее повышение грузоподъемности плавкомплекса за счет распределения нагрузки от транспортируемого блок-модуля по длине понтонов. На фиг.1 и 2 представлен понтонный плавкомплекс (фиг.2 – вид сверху), на фиг. 3 – план шлюзового дока с подводящим каналом, предназначенного для двух реакторных АЭС, на фиг.4 – узел крепления понтонов на опорной плите блок-модуля. Понтонный плавкомплекс представляет собой судно корабельного типа, в центральной части которого размещен транспортируемый блок-модуль 1 реакторного отделения АЭС, а носовую и кормовую части образуют понтоны 2 и 3 соответственно. В блок-модуле 1 в осевом направлении плавкомплекса выполнены не менее трех сквозных отверстий 4 и двух проемов 5. Понтоны 2 и 3 стянуты пучками 6 высокопрочной арматурной проволоки, проходящими через сквозные отверстия 4 в блок-модуле 1, и снабжены несущими выступами 7, предназначенными для введения в проемы 5. Выступы 7 могут быть выполнены полыми с отверстиями в торцевых стенках для прохождения пучков 6. В этом случае они могут быть укреплены ребрами жесткости. Предлагаемый способ осуществляют с использованием плавкомплекса следующим образом. В прибрежной зоне водоема 8 (см. фиг.3) сооружают сухой шлюзовой док 9, в котором возводят фундамент 10 под реакторное отделение АЭС. Шлюзовой док 9 связан с водоемом 8, например, подводящим каналом 11, отделенным от дока 9 воротами 12, выполненными, например, в виде ботопорта. Док 9 заполняют водой, открывая ворота 12 и затапливая фундамент 10 выше его поверхности с учетом осадки понтонного плавкомплекса. На заводе-изготовителе собирают блок-модуль 1 на опорной плите 13 и размещают его в заводском сухом доке, связанном через ворота с водоемом 8, на временном фундаменте, аналогичном фундаменту 10. При изготовлении блок-модуля 1 в нем предусматривают сквозные отверстия 4 и проемы 5, а понтоны 2 и 3 изготавливают с несущими выступами 7. Кроме того, понтоны 2 и 3 могут быть снабжены контрфорсами 14, а блок-модуль 1 может быть изготовлен с одним или несколькими охватывающими его железобетонными поясами 15, предназначенными для опирания на контрфорсы 14, устанавливаемые на понтонах 2 и 3. Заводской док соединяют с водоемом 8 и заполняют водой аналогично доку 9. Затем в заводском доке собирают понтонный плавкомплекс, для чего в док вводят понтоны 2 и 3, снабженные контрфорсами 14 и несущими выступами 7. Понтоны подводят к соответствующим сторонам заводского фундамента, на котором размещен собранный блок-модуль 1. Затем, балластируя и дебалластируя понтоны и/или меняя уровень воды в заводском доке, вводят несущие выступы 7 понтонов 2 и 3 в соответствующие проемы 5 блок-модуля 1. С помощью, например, анкерных зажимов 16 (фиг.4) стягивают понтоны 2 и 3 к блок-модулю 1 пучками 6 высокопрочной арматурной проволоки, пропуская их сквозь отверстия 4 и соосные им отверстия в торцевых стенках выступов 7. Собранный плавкомплекс путем дебалластировки понтонов и/или повышения уровня воды в заводском доке отрывают от заводского фундамента и выводят в водоем 8, по которому транспортируют к месту строительства прибрежной АЭС. По подводящему каналу 11 через ворота 12 блок-модуль 1 в составе плавкомплекса доставляют в заполненный водой док 9 и размещают над фундаментам 10. Необходимые горизонтальные перемещения плавкомплекса для точной установки блок-модуля 1 над фундаментом 10 обеспечивают, например, с помощью смонтированных на понтонах 2 и 3 лебедок (на чертежах не показаны). Затем, балластируя и дебалластируя понтоны и/или меняя уровень воды в доке 9, опускают блок-модуль 1 на фундамент 10. После того как блок-модуль 1 установлен на фундамент 10, анкерные зажимы 16 на пучках 6 арматурной проволоки, стягивающих понтоны 2 и 3, освобождают, понтоны балластируют и выводят их несущие выступы 7 из проемов 5 блок-модуля 1. Затем понтоны отводят от блок-модуля и выводят через подводящий канал 11 в водоем 8, по которому транспортируют обратно на завод-изготовитель для последующего использования. Наплавная транспортировка плавкомплекса или понтонов по водоему 8 (реке, морю или океану) и подводящему каналу 11 осуществляется с помощью буксиров соответствующего назначения, а в доке – с помощью лебедок, установленных на понтонах (на чертежах не показаны). После установки блок-модуля 1 на фундамент 10 док 9 освобождают от воды и завершают строительство АЭС в сухом доке. После окончания строительства канал 11 может быть использован в качестве источника охлаждающей воды для технологического оборудования АЭС. Реализация предлагаемых способа и устройства позволяет, размещая АЭС или другие крупноблочные сооружения на суше вблизи рек, морей или океанов, осуществить наплавным методом транспортировку от завода-изготовителя до места эксплуатации и установку на фундамент крупногабаритных блок-модулей этих сооружений. При этом предлагаемый плавкомплекс позволяет осуществить наплавную транспортировку и установку на фундамент таких особо тяжелых и крупногабаритных объектов как, например, блок-модуль реакторного отделения АЭС, представляющий собой размещенный в герметичной защитной оболочке полностью укомплектованный и подготовленный к эксплуатации ядерный реактор со всем необходимым оборудованием. Предложенное техническое решение позволяет также решить проблему замены отработавших свой ресурс реакторных отделений АЭС на новые блок-модули, собранные на заводе-изготовителе. Для этого на месте эксплуатации АЭС освобождают реактор от ядерного топлива, восстанавливают шлюзовой док 9, заполняют его водой выше уровня фундамента 10, подводят к реакторному отделению понтоны и в описанной последовательности формируют плавкомплекс из понтонов 2 и 3 и блок модуля 1. Далее, после проведения операций по снятию блок-модуля 1 с фундамента 10, аналогичных описанным операциям по снятию блок-модуля 1 с заводского фундамента, блок-модуль в составе плавкомплекса транспортируют по водоему 8 к месту длительного хранения (отстоя) – шлюзовому бассейну, оборудованному фундаментом и воротами аналогично доку 9. Благодаря тому, что отработавший блок-модуль снимается и хранится целиком (при этом отработавшее оборудование реакторного отделения остается в защитной оболочке) его транспортировка и хранение в открытом пространстве экологически безопасны. Реализация предлагаемого решения позволяет предоставлять реакторные отделения АЭС для эксплуатации на условиях лизинга с последующим демонтажем и возвратом отработавшего блок-модуля реакторного отделения с возможностью замены его на новый. В настоящее время разработаны технические предложения по применению предлагаемой технологии к строительству АЭС с реакторными отделениями типов ВВЭР-640 и ВВЭР-1000, массы которых составляют около 120 и 180 тысяч тонн соответственно. Источники информации 1. Патент РФ 1721179, МПК E 02 B 17/00, 1992 г. 2. Авт. свид. СССР 1555424, МПК Е 02 В 17/00, 1990 г. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 28.06.2007
Извещение опубликовано: 20.02.2009 БИ: 05/2009
|
||||||||||||||||||||||||||