Патент на изобретение №2195410
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ
(57) Реферат: Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортным средствам высокой проходимости, и касается защиты экипажа транспортного средства от ударных нагрузок, в том числе от воздействия взрывчатых веществ, и может быть применено как в гражданском, так и в военном автомобилестроении. Транспортное средство содержит двигатель, трансмиссию, кабину и грузопассажирский модуль с сиденьями, смонтированные на раме лонжеронного типа. При этом рама в зоне переднего и заднего мостов выполнена с клинообразной формой в поперечном сечении, а в средней части снабжена защитными буферами из листового материала, в которых размещены элементы конструкции транспортного средства, топливные баки и/или дополнительные емкости, заполненные жидкостью. Колесные ниши жестко закреплены на раме и имеют гиперболическую форму. Кабина и грузопассажирский модуль закреплены на раме через резиновые амортизаторы. Днища кабины и грузопассажирского модуля изготовлены из энергопоглощающего материала, сиденья водителя и пассажиров подвешены на боковых стенках, а на полу кабины и модуля уложены энергопоглощающие коврики из губчатой резины. Технический результат заключается в повышении защиты экипажа и пассажиров от увечья в результате ударных нагрузок со стороны днища при езде по пересеченной местности, а также воздействия взрывчатых веществ. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортным средствам высокой проходимости, и касается защиты экипажа транспортного средства от ударных нагрузок, в том числе от воздействия взрывчатых веществ, и может быть применено как в гражданском, так и в военном автомобилестроении. Известны автомобили с защитой от воздействия поражающих факторов минного взрыва [1,2] , основанной на размещении в основании корпуса автомобиля защитных броневых экранов различной конфигурации. Недостатком данного способа является значительное увеличение массы снаряженного автомобиля и снижение полезной нагрузки. В качестве прототипа выбран полноприводной автомобиль (высокой проходимости) УАЗ – 3303 [3], включающий двигатель, трансмиссию и грузовой (в некоторых модификациях – грузопассажирский) кузов, смонтированные на раме лонжеронного типа. Задачей изобретения являлось создание транспортного средства высокой проходимости с защитой экипажами пассажиров от увечья в результате ударных нагрузок со стороны днища при езде по пересеченной местности, а также воздействия взрывчатых веществ. Указанная задача решается транспортным средством, содержащим двигатель, трансмиссию, кабину и грузопассажирский модуль с сиденьями, смонтированные на раме лонжеронного типа. При этом рама в зоне переднего и заднего мостов выполнена с клинообразной формой в поперечном сечении, а в средней части снабжена защитными буферами из листового материала, в которых размещены элементы конструкции транспортного средства, топливные баки и (или) дополнительные емкости, заполненные жидкостью; колесные ниши жестко закреплены на раме и имеют гиперболическую форму; кабина и грузопассажирский модуль закреплены на раме через резиновые амортизаторы, днища кабины и грузопассажирского модуля изготовлены из энергопоглощающего материала (например, стеклопластика толщиной 8-16 мм), сиденья водителя и пассажиров подвешены на боковых стенках, а на полу кабины и модуля уложены энергопоглощающие коврики из губчатой резины. На фиг.1 показано транспортное средство высокой проходимости, вид сбоку. На фиг.2 показано поперечное сечение транспортного средства в зоне кабины. На фиг.3 показано поперечное сечение транспортного средства в зоне грузопассажирского модуля. На фиг. 4 приведено аксонометрическое изображение рамы транспортного средства. Транспортное средство высокой проходимости содержит двигатель (не показан), трансмиссию 1, кабину 2 и грузопассажирский модуль 3 с сиденьями 4, смонтированные на раме 5. Рама 5 в зоне переднего и заднего мостов выполнена клинообразной формы (фиг.3, 4). В средней части рамы 5 смонтированы защитные буферы 6 из листового материала с размещенными в них топливными баками 7 и другими элементами конструкции автомобиля (не показаны). Колесные ниши 8 гиперболической формы жестко закреплены на раме 5. Кабина 2 и модуль 3 установлены на раме 5 через амортизаторы 9, их днища 10 при этом выполнены из стеклопластика толщиной 10 мм. Сиденья 4 подвешены на вертикальных стенках кабины 2 и модуля 3, а на полу уложены энергопоглощающие коврики 11. В качестве примера действия изобретения рассмотрим наиболее опасную ситуацию, а именно воздействие на транспортное средство взрывчатых веществ (взрыв мины под колесом). При этом происходит следующее. Часть ударной волны отводится в стороны клиновидными участками рамы 5 и колесными нишами 8. При этом элементы рамы, в том числе и листы защитных буферов 6 подвергаются бризантному воздействию взрыва. Осколки от этого воздействия, а также неотведенная часть ударной волны поглощаются элементами конструкции автомобиля и топливными баками 7, размещенными в защитных объемах 6. Днища 10 кабины 2 и модуля 3 поглощают остаточную энергию осколков и остаточную ударную волну. Амортизаторы 9 и коврики 11 снимают чрезмерные нагрузки на ноги экипажа, а подвеска сидений 4 на боковых стенках кабины 2 и модуля 3 исключает воздействие от деформации пола на позвоночники экипажа. Источники информации 1. Газета “Автоклуб” 1, сентябрь, 1996 г., с. 57 “Легендарный “Пинзгауэр” (аналог). 2. Каталог корпорации “Эй-Эм дженерал,США, “Hummer” (HMMWVS), июль 1984 г., на автомобиль полноприводной высокой проходимости проходимости “Хаммер”, “Трансмиссия автомобиля” (аналог). 3. Орлов Э.Н., Варченко Е.Р. Автомобили УАЗ: Техническое обслуживание и ремонт (Под ред. В.Ф.Чирканова. – М.: Транспорт,1993 (прототип). Формула изобретения
РИСУНКИ
TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”
Страница: 203
Напечатано: Адрес для переписки: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Малая Ямская, 76, кв. 8, В.Н.Кравцу
Следует читать: Адрес для переписки: 603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, 6, ООО “Техносервис-Н”, зам. ген. директора В.Н.Кравцу
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2002
Код раздела: FG4A
Извещение опубликовано: 10.02.2005 БИ: 04/2005
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.10.2006
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008
|
||||||||||||||||||||||||||