Патент на изобретение №2195244
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НАБОР ЗОНДОВ ДЛЯ МАССАЖА МЫШЦ ЯЗЫКА
(57) Реферат: Изобретение относится к медицине, в частности к логопедии, и может быть использовано для исправления дефектов звукопроизношения у детей с различными расстройствами речи. Технический результат – устранение выявленных мышечных синдромов, улучшение проводимости нервной системы, обеспечение стабильности мышечного тонуса при речевой нагрузке. Способ включает оценку состояния мышц языка и последующее проведение инструментального массажа. Последовательность приемов массажа мышц языка проводят по типу рефлекторно-сегментарного массажа с помощью специально изготовленных зондов. Зонды выполнены различной формы из проволоки разного диаметра, соответствуют длине и ширине языка, приспособлены для массажа определенных групп мышц. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил. Изобретение относится к медицине, в частности к логопедии, и может быть использовано для исправления дефектов звукопроизношения у детей с различными расстройствами речи: дислалией, дизартрией, алалией. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы. При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи. Дислалия – частичное нарушение речи (преимущественно в плане звукопроизношения). Дизартрия (нарушение артикуляции, фонации, дыхания и др.) – результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации. Алалия (несформированность речи с раннего детского возраста) связана с поражением коры головного мозга. Дислалия часто наблюдается у детей с пониженной массой тела, задержкой физического и психического развития. Дефекты звукопроизношения исправляются в течение непродолжительного времени. Значительно более сложной группой расстройств звукопроизношения является дизартрия. С дизартрическими нарушениями сочетается расстройство двигательной сферы. Звукопроизношение нарушено грубо, дефекты могут исправляться в течение нескольких лет или оставаться на всю жизнь. Наряду с выраженными формами дизартрии наблюдаются и стертые, малозаметные, при которых артикуляторные и общемоторные нарушения выявляются при обследовании или функциональной нагрузке. В этих случаях отмечают слабость мышц, иннервируемых отводящим, тройничным, лицевым, языкоглоточным, блуждающим и подъязычными нервами, и ограничения объема движений в верхних и нижних конечностях с одной или обеих сторон. Дислалия и дизартрия объединяются в группу фонетико-фонематических нарушений (ФФН). Самой сложной группой нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР), в которую входят дети с одним или несколькими видами алалий, которые также могут сочетаться с дизартрией и педагогической запущенностью. Этиологические факторы возникновения недоразвития речи не всегда ясны, но многие авторы считают, что причиной могут быть родовые черепно-мозговые травмы и асфиксии новорожденных с последующими кровоизлияниями в различные отделы мозга. В ряде случаев у матерей во время беременности отмечалась гипоксия, фактор, который сам по себе мог обусловить задержку в развитии корковых зон мозга или привести к патологии родовой деятельности. Каждый вид алалии (моторная и сенсорная) имеет свою специфику проявления в речевом развитии ребенка, однако имеет общие черты: затруднения в звуковом и грамматическом оформлении речи. У детей с моторной алалией часто нарушена звуковая память, переключение с одной артикуляционной позы на другую, у детей с сенсорной алалией отмечается нарушение восприятия речи, звуковые образы также нестойкие. С некоторыми детьми логопедическая работа продолжается на всем протяжении их учебы в школе. В логопедии трудности в работе над звукопроизношением решаются с помощью комплекса медико-педагогических мероприятий, включающего в себя медикаментозное лечение, массаж артикуляционного аппарата и общий массаж, лечебную гимнастику, физиотерапию, логопедические занятия (Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, И.И. Панченко, М.Е. Хватцев и др). Особое внимание уделяется общему массажу при наличии у детей отдельных мышечных нарушений, детского церебрального паралича. Выделяется несколько видов общего лечебного массажа: классический, рефлекторно-сегментарный, точечный, аппаратный и др. Наиболее эффективным для лечения заболеваний центральной и периферической нервной системы является рефлекторно-сегментарный массаж (Глезер О., Далихо В.А. Сегментарный массаж. М., 1965, 1982; Дубровский В.И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. М. , 1982). Его основное отличие от классического массажа состоит в том, что массаж осуществляется в определенных зонах, последовательности и направлении. Массажные приемы сменяют один другой с постепенным вовлечением более глубоких мышц и не сочетаются с поглаживанием. Сначала проводится массаж в области вдоль позвоночника; направление каждого массажного приема осуществляется снизу вверх, затем проводится массаж соответствующей заболеванию рефлекторной зоны. При этом используются следующие приемы: поверхностное и глубокое поглаживание (плоскостное и др. ), растирание (спиралевидное, штрихование, пиление, поверхностное растяжение и др.), разминание (глубокое растяжение, накатывание, сдвигание, надвигание, надавливание, пощипывание и др. ). Покровы тела, более глубоко сегментарно расположенные ткани и внутренние органы образуют единое функциональное целое, причем каждая отдельная составная часть может влиять на другие. Использование рефлекторно-сегментарного массажа при различных нарушениях речи до сих пор не нашло своего отражения в логопедии. Массаж артикуляционного аппарата осуществляется без массажа языка (Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей в сравнительном плане с позиции комплексного подхода. – Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1972; Бортфельд С.А., Рогачев Е.И. ЛФК и массаж при детском церебральном параличе. Л., 1986; Логопедия / под ред. Волковой и Шаховской С.Н., 1998, с. 144-145, 186-187 и др.). В других случаях оказываются неспецифические воздействия на мышцы языка, не касающиеся проблем речевых расстройств (Acupunct – Electother – Res., 1994, Jun. – Sep., 19 (2-3), 53-90), либо логопеды-практики занимаются массажем мышц языка без учета нейрофизиологических основ лечебного массажа, достигая положительных результатов методом проб и ошибок. В списке литературы, предложенном автором книги “Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие” Е.В. Новиковой (М.: ГНОМ и Д, 2000. – 496 с.), отсутствуют литературные источники по какому-либо виду массажа, что лишает логопедов понимания проведения его техники. Анализ современной литературы по массажу свидетельствует о необходимости серьезной подготовки специалистов, осуществляющих массаж языка, в связи с разнообразием видов массажа (классический, рефлекторно-сегментарный и др.), различной структурой мышечных синдромов, требующих индивидуального подхода к детям, а также с негативными последствиями при неверном выполнении массажа. Любой массажный прием, кроме местного притока крови, возбуждает сигналы в нервных окончаниях, которые передаются в центральную нервную систему и воздействуют оттуда на пораженный орган, поэтому особо важно придерживаться определенной системы работы при выполнении того или иного вида массажа и не нарушать последовательности применения разных массажных приемов. Ближайшим аналогом изобретения “Способ исправления дефектов звукопроизношения и набор зондов для массажа мышц языка” Микляевой Ю.В. является изобретение Е.В. Новиковой (патент на изобретение 2143256 “Способ лечения речевых расстройств и набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата” зарегистрирован в Государственном реестре изобретений РФ 27.12.99). Е.В.Новиковой была предпринята попытка применения отдельных массажных приемов на мышцы языка с помощью специально изготовленных зондов. Положительные результаты были отмечены у детей с дислалией, стертой дизартрией и моторной алалией. Таким образом, неохваченными оказались дети с выраженными формами дизартрии и сенсорной алалией. Анализируя методику массажа и инструменты для его выполнения, предложенные Е. В.Новиковой, пришли к выводу, что разработанная ею методика более сопоставима с классическим видом массажа и, соответственно, инструменты приспособлены для конкретных массажных приемов. Кроме того, не всегда учитывается техника массажа. Так, она пишет, что “массаж краев языка от корня справа налево и слева направо по всему контуру активизирует мышцы края языка”. Однако активизация мышц также, как и их расслабление, определяется силой раздражения. Ограниченный гипертонус мышц быстрее всего исчезает после легких вибраций. Разминания, наоборот, вызывают появление повышенной чувствительности с длительно продолжающимися болями. При гипотонии показаны жесткие вибрации, повышающие тонус мышц. Таким образом, чем более напряжен язык, тем более показаны поглаживание, растирание и точечное надавливание. Чем он слабее, тем более подключаются к основным массажным приемам разминания и некоторые другие приемы, которые будут описываться дальше. Задача настоящего исследования – разработка рефлекторно-сегментарного массажа при заболеваниях центральной и периферической нервной системы, в частности при разных видах алалии и формах дизартрии, а также изобретение инструментов, необходимых для осуществления данного вида массажа. При создании массажных зондов мы опирались на постановочные зонды (М.Е. Хватцев. Логопедия. М. , 1951, с. 113-140), массажные зонды (патент на изобретение Е.В. Новиковой 2143256 “Способ лечения речевых расстройств и набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата” зарегистрирован в Государственном реестре изобретений РФ 27.12.99) и на участие кистей рук массажиста в каждом приеме, осуществляемом в общем рефлекторно-сегментарном массаже (В.И. Дубровский. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. М., 1982). Технический результат – устранение выявленных мышечных синдромов, улучшение проводимости нервной системы, обеспечение стабильности мышечного тонуса при речевой нагрузке. Данный результат отражается на эффективности исправления дефектов звукопроизношения детей: постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи. Разработанный автором способ исправления дефектов звукопроизношения осуществляется следующим образом. Перед проведением массажа мышц языка составляется индивидуальная карта языка. В карте отражаются особенности строения артикуляционного аппарата (зубно-челюстные аномалии, высокое небо и т.д.) и состояние мышечного тонуса в определенном статичном положении, которое фиксируется на рисунке языка. Здесь же отмечаются дефекты звукопроизношения (межзубное С, боковое Ш и т.д. ). Время удержания позы свидетельствует о работоспособности мышц языка. Если ребенок не может удержать позу самостоятельно, то нужное положение языку придается взрослым механически (через удерживание кончика языка платком). Регистрация конфигурации языка важна для определения более эффективных способов постановки звука. Постановка начинается с тех звуков, артикуляционный уклад которых был похож на индивидуальный рисунок языка. Например, при повышенном тонусе задней части спинки языка и пониженном – передней постановка начинается со звуков К, Г, X; при узком языке – с твердых звуков, при широком – мягких. На готовые рисунки, изображающие язык с нормальным мышечным тонусом в трех положениях (язык, вытянутый вперед, приведенный вправо и влево), накладывается контур индивидуальной конфигурации языка, который свидетельствует об изменениях мышечного тонуса. Параметрами оценки мышечного тонуса является степень напряженности определенных частей (передняя, средняя и задняя) всего языка или его половины. Степень напряженности выражается в изменении длины, ширины и толщины языка. Толщина языка, как правило, говорит о состоянии вертикальных мышц (повышенный тонус делает язык чрезмерно утолщенным, пониженный – тонким), длина – продольных мышц (повышенный тонус делает язык укороченным, пониженный – чрезмерно длинным), ширина – поперечных мышц (соответственно язык узкий или широкий). Нарушения тонуса могут касаться и других вспомогательных мышц, влияющих как на конфигурацию, так и на функции языка (подбородочно-язычная, подъязычно-язычная, шилоязычная и др.). Создание и поддержание определенного артикуляционного уклада происходит лишь при взаимосвязанной работе всех мышц языка: расслаблении одних и напряжении других. Перед проведением массажа мышц языка осуществляется рефлекторно-сегментарный массаж грудного отдела, шейного отдела позвоночника, массаж верхней части груди, шеи и запястий. Затем проводится специально разработанный нами зондовый массаж, направленный на активизацию центральной нервной системы и восстановление мышечного тонуса. Для этого были созданы специальные зонды. Набор зондов для массажа мышц языка состоит из семи инструментов. Все зонды набора выполнены из металлической нержавеющей упругой проволоки диаметром 0,8-1,5 мм (марка 12 ![]() I. Плоскостное поверхностное поглаживание всего языка (зонд I). II. Массаж одной половины языка. 1. Спиралевидное растирание (зонд II (III) с тремя линиями прикосновения). Зонд описывает круг за кругом вдоль средней линии. Каждый круг накладывается на предыдущий. Давление на язык равномерное. Прием выполняется передним или задним ходом. 2. Штрихование (зонд II(III) с двумя линиями прикосновения). Движения короткие, направлены по косой линии от боковых отделов к середине при широком языке, от середины к боковым отделам при узком языке. Прием выполняется передним или задним ходом. 3. Пиление (зонд II(III) с тремя-двумя линиями прикосновения). Движения похожи на предыдущие, но осуществляются параллельно средней линии языка. При повторе приема давление на язык немного увеличивается. 4. Растяжение в продольном направлении (зонд I). Зонд погружается вглубь языка, начиная с максимально возвышенной точки заднего отдела языка или с его кончика. Осуществляется безотрывное движение сверху вниз либо снизу вверх со средней силой давления. 5. Разминание. A) Глубокое растяжение мышц в продольном направлении (зонд I). Б) Сдвигание мышц от средней линии к боковому краю (зонд V). Зонд располагается на средней линии языка, осуществляется надавливание и сдвигание мышц. B) Сдвигание мышц к средней линии (обратно). Зонд IV располагается в горизонтальном положении около губ ребенка. Ребенок просовывает язык между параллельно идущими ребрами зонда и захватывается платком. Затем массажист осуществляет давление на боковой край языка концевым отделом зонда и прокатывает зонд к кончику языка по всей боковой поверхности языка. III. Переход на другую сторону. Массаж второй половины языка. IV. Воздействие на срединную линию и обе половины языка одновременно. A) Зонд V располагается на срединной линии языка. Осуществляются короткие растирающие движения, перпендикулярные средней линии. Прием выполняется передним или задним ходом. Б) Отрывистое надавливание зондом VII по обе стороны средней линии языка. B) Язык вставляется в зонд VI и остается там во время выполнения зондом следующих движений: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения. При выявлении рвотного рефлекса используется зонд I с обширной поверхностью. Раздражение одновременно большого количества нервных окончаний подавляет рвотный рефлекс. Движения зондом начинаются с кончика языка, охватывая постепенно всю спинку. Необходимо следить за тем, чтобы зонд не отрывался от поверхности языка. Продвижение вперед запрещается, пока зона воздействия не будет увеличена. Непосредственно после проведения массажа ведется постановка звуков. Благодаря разработанному способу исправления дефектов звукопроизношения и набору зондов для массажа мышц языка нами получены следующие результаты: – определены зоны рефлекторного влияния на состояние мышц языка; – определена техника обследования мышечных синдромов; – уменьшилось количество времени на постановку и автоматизацию звуков у детей с тяжелой формой дизартрии, сенсорной и моторной алалией; – курс массажа составил 2 недели с повтором через 2 месяца. К концу обучения в детском саду у всех детей из экспериментальной группы были исправлены дефекты звукопроизношения. У дошкольников со сложной структурой дефекта ускорение процесса исправления дефектных звуков с помощью выше указанного способа помогло повысить общую подвижность языка, использовать в работе по постановке и автоматизации звуков нефункциональные мышцы, улучшить слуховое и фонематическое восприятие через анализ собственного произношения тех или иных звуков, слогов и слов. Таким образом, за минимальное время был осуществлен технический результат изобретения: устранены выявленные мышечные синдромы, улучшилась проводимость нервной системы, мышечный тонус оставался стабильным при речевой нагрузке. Достоверность результатов и выводов исследования определяется методологическим обоснованием исследования количеством испытуемых и динамическим характером изучения языковой способности у детей с ОНР надежностью комплекса методов, выбранных для исследования результатами апробации сочетанием количественного и качественного анализа материала. Эффективность зондового массажа подтверждена многочисленными специалистами, справка о внедрении получена из специализированного детского сада 1715 компенсирующего вида ЗАО г. Москвы (121614, Россия, г. Москва, ул. Крылатские холмы, д. 28, кор. 1). Изобретение позволяет уточнить подход к оценке состояния мышц языка, выбрать индивидуальный план массажа, нормализовать мышечный тонус языка, необходимый для удержания того или иного артикуляционного уклада и быстрого переключения с одной позы на другую, а также стимулировать высшую нервную деятельность ребенка для усиления контроля над состоянием звукопроизношения. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 07.07.2006
Извещение опубликовано: 10.06.2007 БИ: 16/2007
|
||||||||||||||||||||||||||