Патент на изобретение №2194951
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЖИДКОГО ТОПЛИВА В БАКЕ
(57) Реферат: Изобретение может найти применение в системе хранения и подачи жидкого топлива двигательных установок в космических аппаратах, работающих в условиях глубокого космоса. Свободный объем топливного бака предварительно соединяют с сосудом известного эталонного объема до установления в них равного статического давления. Осуществляют последовательный наддув свободных объемов топливного бака и сосуда эталонного объема сериями порций газа до достижения заданных приращений давления. По приводимой расчетной зависимости вычисляют количество топлива как разность полного и свободного объемов бака. Изобретение обеспечивает повышение точности определения объема жидкого топлива. 1 ил. Изобретение относится к авиакосмической технике и может найти применение в системе хранения и подачи жидкого топлива двигательных установок в космических аппаратах, работающих в условиях глубокого космоса. Известны способы определения объемного количества жидкости в герметичном баке, в котором измерение объема жидкости связано с достижением заданного приращения давления газа в газовом объеме топливного бака (Григоровский Б.К. , Курочкин Е.П., Юркеник В.И. “Определение вместимости и количества вещества пневмометрическим способом”. Измерительная техника 1, 1971 г. С.46-48). Однако достижение высокой точности измерения связано с необходимостью определения расчетной поправки на теплообмен со стенками сосудов (Б.В. Орлов, Г. Ю. Мазинг “Термодинамические и баллистические основы проектирования ракетных двигателей на твердом топливе”. М.: Машиностроение, 1968 г., с.51). Известен способ определения количества топлива в баке (патент России 2010174 С1 на изобретение “Способ определения количества жидкого топлива в баке”, авторы Ю.М. Лысиков, С.В. Наумов. 30.03.94. Бюл. 6), выбранный в качестве прототипа, основанный на подаче в топливный бак серии порций газа с предварительно определенными составом и параметрами, в котором о количестве топлива судят по величине приращения давления в расчете на одну порцию газа по формуле где V – полный объем топливного бака; М – масса порции газа; N – количество порций газа, подаваемых в бак; R – газовая постоянная; Т – температура газа на входе в бак; Рmax-Pmin – давление в баке в конце и в начале измерения. Недостатком выбранного прототипа является большое число составляющих погрешностей измерения в определении объема “газовой подушки”. = м+(Pmax-Pmin)+т, м – относительная погрешность в определении массовой порции газа; (Pmax-Pmin) – относительная погрешность в определении приращения давления газа; т – относительная погрешность в определении температуры газа на входе в бак. Целью изобретения является достижение более высокой точности определения количества топлива в баке. Цель достигается за счет устранения вышеуказанных составляющих погрешностей измерения путем введения сосуда известного эталонного объема, предварительно – для выравнивания начальных условий состояния газа, соединяемого со свободным объемом топливного бака с последующим наддувом свободного объема топливного бака и сосуда эталонного объема серией порций газа, обеспечивающих заданные приращения давления газа в топливном баке и сосуде эталонного объема. Для достижения высокой точности измерения количество жидкого топлива в баке определяется как разность полного и свободного объемов бака путем наддува свободного объема серией порций газа, обеспечивающих заданное приращение давления газа в топливном баке. Свободный объем топливного бака предварительно соединяют с сосудом известного эталонного объема до установления в них равного статического давления и осуществляют последующий наддув свободного объема сосуда эталонного объема серией порций газа, обеспечивающих заданное приращение давления газа в сосуде, а так как температура газа на входе в бак не зависит от начального количества газа системы (Б.В. Орлов, Б. Ю. Мазинг, “Термодинамические и баллистические основы проектирования ракетных двигателей на твердом топливе”. М.: Машиностроение, 1968, с.51), то количество топлива определяется формулой где V – полный объем топливного бака; Vэт – объем эталонного сосуда; N, n – количество порций газа, подаваемых в топливный бак и сосуд эталонного объема для обеспечения в них заданного приращения давления. Сопоставительный анализ последней вычислительной формулы с вычислительной формулой прототипа показывает, что заявляемый способ отличается более высокой точностью измерения, так как аналоговые величины: полный объем топливного бака V и объем эталонного сосуда Vэт c помощью волюметра могут быть промерены достаточно точно, и стабильны во времени; N и n – являются дискретными величинами и точность их определения зависит от принятой дискретной М – массовой порции газа, используемой в процессе наддува. Таким образом, заявляемый способ определения количества топлива в баке соответствует критериям “новизна” и “полезность”. Анализ известных технических решений в данной области позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом способе, и признать заявляемое решение соответствующим критерию “существенные отличия”. На чертеже приведено устройство, реализующее предлагаемый способ. Устройство содержит бак 1 с жидкостью, дозирующее устройство 2, устройство подачи жидкости к потребителю 3, датчик 5 температуры, вычислительное устройство 6, сосуд эталонного объема 7, датчик 8 для измерения давления газа в сосуде эталонного объема, УВ-1, УВ-2, УВ-3, УВ-4 – управляемые вентили. Измерения производят следующим образом. В исходном состоянии выравнивают статическое давление газа в топливном баке 1 и сосуде эталонного объема 7, положение управляющих вентилей в этом состоянии следующее: УВ-1, УВ-2, УВ-4 – закрыты, УВ-3 – открыт. В процессе перетекания газа между сосудами 1 и 7 в них выравнивается статическое давление газа, что контролируется датчиками давления 4,8 и вычислительным устройством 6. По окончании выравнивания давления вентиль УВ-3 закрывается. В следующем цикле измерения при закрытых вентилях УВ-2 и УВ-3 открываются вентили УВ-1 и УВ 4. С помощью устройства 2 производится подача равных порций газа в топливный бак в течение сеанса наддува до достижения в нем заданного приращения давления газа, при этом вычислительным устройством 6 фиксируется необходимое для этого число N – порций газа. Далее закрывается вентиль УВ-4, открывается вентиль УВ-2 и с помощью устройства 2 производится подача n порций газа в сосуд эталонного объема до достижения в нем заданного перепада давления, после чего вентиль УВ-2 и УВ-1 закрываются, число n запоминается вычислительным устройством 6, и им же вычисляется объем жидкого топлива в топливном баке. Формула изобретения
где V– полный объем топливного бака; Vэт – объем эталонного сосуда; N, n – количество порций газа, подаваемых в топливный бак и сосуд эталонного объема для обеспечения в них заданного приращения давления газа соответственно. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Извещение опубликовано: 7.10.2006 БИ: 30/2006
|
||||||||||||||||||||||||||